Местная налогово-бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление является важным и неотъемлемым элементом практически любого современного государства. Наряду с сочетанием интересов на государственном уровне Российской Федерации и ее субъектов, необходим учет интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни или иной обособленной территории, получившей статус муниципального образования. Выразителем таких интересов выступает жестяное самоуправление, имеющее по Конституции РФ соответствующие полномочия на самостоятельное решение вопросов, связанных, прежде всего, с социальным обеспечением населения, проживающего на подведомственной территории. Решение указанных проблем на местном уровне неразрывно связано с наличием и структурой местных фи­нансов и, прежде всего налоговой системы и бюджета муниципального образо­вания.

Оглавление

Введение 3
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации...... .5
1.1 .Значение местных бюджетов в бюджетной системе России. 5
1.2.Законодательная база бюджетов местного самоуправления и
формирова­ние налогового климата 7
1.3 .Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального
образования 12
1.4.Структура расходов местных бюджетов 15
1.5.Дефицит бюджета и

Файлы: 1 файл

Курс- Местная налогово-бюджетная система.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Содержание компетенции органов власти РФ обусловлено ее суверенитетом. Бюджетные права РФ обеспечивает создание финансовой базы, без которой не­возможно осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. Обладая такими правами, федеральные органы власти формируют федеральный бюджет, необходимый для функционирования государства. Через бюджетные права в РФ проводится единая социально-экономическая и бюджетно-финансовая политика.

Полномочия органов власти РФ закреплены в конституции РФ, бюджет­ном кодексе РФ, законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г. №1734-1; Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республики в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния» от 25.09.1997 г. №126-ФЗ и целых ряд других законов с изменениями и дополнениями.

Органы власти РФ формируют и исполняют федеральный бюджет, еже­годно принимая федеральный закон о бюджете, устанавливая налоги, сборы, иные источники доходов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет. В компетенцию федеральных органов власти входит разграничение бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Отдельные виды бюджетных доходов, относимые к федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами.

Распределение налогов, сборов, других обязательных платежей преду­смотрено в налоговом кодексе РФ (часть 1 от 31.07.98 г. №146-ФЗ); законе РФ «Об основах налоговой системе РФ» от 27.12.91 г. №2118-1, а также устанавли­вается при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год.

Федеральные органы власти устанавливают основы разграничения расхо­дов между бюджетами. Такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Из рассмотренного перечня бюджетных полномочий органов власти РФ видно, что они действуют в области бюджетных отношений, действующих на территории РФ в целом; в отношении федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов федерации, в отношении местных бюджетов. Такое содержание компе­тенции РФ характеризует важную координационную роль РФ в функциониро­вании бюджетной системы страны.

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм являются: закон РСФСР «Об основах бюджетных прав ...» от 10.10.1991 г №1734-1, закон РФ «Об основах бюджетного устройства» от 15.04.93г №4807-1, закон РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям ...» от 15.07.92 г. №3303-1, а также законодательство субъектов РФ. Компетенция субъектов РФ отражает их связи по линии бюджета по всех направлениям: с федеральными органами власти, другими субъектами федерации, с органами местного управления.

Органы власти субъектов РФ самостоятельно осуществляют законода­тельное распределение бюджетного устройства и бюджетного процесса на со­ответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных зако­нодательством РФ. Также эти органы определяют направление использования средств бюджетов на инвестиции, целевые программы. Во многих регионах РФ в рамках их бюджетов создаются целевые бюджетные формы поддержки от­раслей экономики, социальной сферы и т.д. Органы власти могут объединять бюджетные ресурсы со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может производиться также со средствами предприятий, организаций, граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ.

Законодательные органы власти субъектов РФ определяют бюджетные права административных образований на своей территории; распределяют до­ходы между территориальными и местными бюджетами. При этом субъект РФ в праве закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении ис­точники доходов в полном объеме или в определенной части на долговремен­ной основе, передавать им из территориальных бюджетов, дотаций, трансфер­ты, субвенции.

Органы исполнительной власти РФ осуществляют контроль за ходом ис­полнения бюджетов нижеследующими исполнительными органами власти.

В компетенции органов власти субъектов РФ входят: образование в пре­делах объема доходов своего бюджета резервных и целевых бюджетных фон­дов, оборотной кассовой наличности; самостоятельное использование доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета, а также свободных бюджетных средств. Эти средства могут быть вложены в хозяйственные меро­приятия, ценные бумаги, предоставлены в форме процентных и беспроцентных ссуд.

Законодательные органы власти субъектов РФ в праве принимать реше­ние об образовании целевых внебюджетных фондов. Источником этих фондов могут быть штрафы, административные платежи, благотворительные взносы и

др.

Средства не бюджетных фондов могут быть израсходованы на целевые программы, не финансируемые из бюджета. Например, на социальные выплаты сверх предусмотренные в бюджете определенным категориям населения, на поддержку предпринимательства и друге цели.

Субъекты РФ имеют право на компенсацию потерь в доходах своего бюджета в том случае, если потери вызваны принятием в ходе исполнения бюджета решений выше исходящего органа, приведших к недобору доходов или увеличению расходов. Компенсация должна производиться за счет феде­рального бюджета. Например, при расчете сумм финансовой помощи субъек­там РФ в федеральном бюджете на 1999 г. предусмотрены соответствующие на реализацию федерального закона «О ветеранах» от 12.01.95 г. №5 ФЗ.

Значение бюджетных прав органов местного самоуправления состоит в том, что на их основе создается финансовая база, необходимая для решения со­циально-экономических и других вопросов на территории местного самоуправ­ления в пределах их компетенции и с учетом местных особенностей.

Основой бюджетных прав органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ; законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства ...» от 10.01.1991 №1734-1; законе РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15.04.1993 г. №4807-1; законе РФ «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ» от 28.08.95 г. №154-РФ; законе РФ «О финансовых основах местного самоуправления РФ» от 25.09.97 г. №126-ФЗ и др..

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются сред­ствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами мест­ных бюджетов по результатам года не подлежит изъятию вышестоящими орга­нами государственной власти.

Увеличение расходов и уменьшение доходов органов местного самоуправле­ния, возникшие в результате решений вышестоящих органов власти, должны компенсироваться соответствующими органами власти.

Органы местного самоуправления в праве образовывать целевые вне­бюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, льготы по их уплате; выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты и т.п. в пределах законодательно установленных полномо­чий.

Законодательство исходит из права всех административно-территориальных образований на самостоятельный бюджет, на получение, рас­пределение и самостоятельное использование бюджетных доходов.

В современном мире функции государства многократно возросли : помимо традиционных общественно-политических функций  , государство в той или иной мере регулирует все социально-экономические процессы  Наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы : фискальная, макроэкономическая или регулирующая, распределительная, социальная , стимулирующая и контрольная.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особо централизованного инструмента распределительных отношений в обществе.

По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, акку­мулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и др.).

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогов осуществляет регулирующее воздейст­вие через систему льгот, предпочтений.

Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансирован­ность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, со­действовать развитию производства, предпринимательства и активизации инве­стиционной деятельности. Налоги и сборы призваны сглаживать остроту кри­зисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эф­фективности производства.

Задачи налоговой системы меняются в зависимости от политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из

простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превраща­ются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

По определению, налоговая система - это совокупность налогов (сборов), принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применение мер по их уплате, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система РФ представлена совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физиче­ских лиц на территории страны.

Налог-это систематически взнос, который уплачивается без всякого встречного уведомления.

Сбор-это плата государству за право пользования или право осуществле­ния деятельности.

Пошлина- это плата за совершение действий государственными органа­ми.

Иной платеж - это плата за использование ресурсов, направленная на компенсацию, восстановление нарушенного природного состояния.

Действующие налоги весьма разнообразны по объекту обложения, нало­говым ставкам, механизмам изъятия, срокам проведения платежей, целевой направленности и т.д. Поэтому вполне определенное представление о налого­вой системе страны дает классификация налогов. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения  эффективности и перспективности  соответствующих налогов и их групп . Необходимость налоговой классификации во многом связана с с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением.

По объему налогообложения платежи делятся на :

-   налоги на прибыль, прирост капитала, доход;

-   налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

-   налоги на товары и услуги;

-   налоги на имущество;

-   платежи за пользование природными ресурсами;

-   налоги за выполненные действия (операции с ценными  бумагами, иму­ществом, вывоз товара за границу);

-   платежи за право заниматься отдельными видами деятельности.

По субъекту налогообложения: налоги с юридических и физических лиц.

По механизму формирования налоги бывают: прямые и косвенные.

Прямые - взимаются непосредственно с владельцев имущества, получа­телей доходов.

Косвенные - взимаются в сфере реализации или потребления товаров и продукции, работ, услуг.

По степени регуляции налоги делятся на регулирующие и закрепленные.

Регулирующие - это налоги норматива распределения по которым между бюджетами разного уровня ежегодно утверждается при принятии очередного бюджета на текущий финансовый год.

Закрепленные - налоги, которые на долговременной основе полностью или частично закреплены за бюджетом соответствующего уровня.

По отнесению  налогов в бухгалтерском учете предприятия налоги де­лятся на налоги, относимые на себестоимость, относимые на прибыль и отно­симые на финансовый результат.

По уровню введения налоги делятся: на налоги федеральные, региональ­ные и местные. Уровень введения означает право данного уровня на введение (либо отмена) данного вида налога в действие.

Местными признаются налоги сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местно­го самоуправления и обязательных к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично -календарные.

Срочные налоги уплачиваются по моменту наступления какого-либо дей­ствий или события.

Периодически календарные имеют твердо установленные календарные сроки уплаты, периодичность их уплаты в зависимости от налога бывает де­кадной, ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.

По целевой направленности налоги можно разделить на налоги, имеющие целевое назначение (налог на землю, транспортный налог, налог на нужды об­щеобразовательных учреждений), и налоги, не имеющие таковых, то есть нало­ги общей направленности (налог на прибыль, НДС).

Налоговые поступления составляют в доходах местных бюджетов около 90 %, без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Реальная на­логовая система, налоговый климат каждой территории и муниципального об­разования складывается в итоге из налогов федеральных, налогов и налоговых ставок, принятых субъектом федерации, и местных налогов. Под налоговым климатом понимается тот режим налогообложения, в котором приходится ра­ботать хозяйствующим субъектам и который приносит в местный бюджет на­логовые поступления.

Информация о работе Местная налогово-бюджетная система