Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:37, контрольная работа
Местное самоуправление является важным и неотъемлемым элементом практически любого современного государства. Наряду с сочетанием интересов на государственном уровне Российской Федерации и ее субъектов, необходим учет интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни или иной обособленной территории, получившей статус муниципального образования. Выразителем таких интересов выступает жестяное самоуправление, имеющее по Конституции РФ соответствующие полномочия на самостоятельное решение вопросов, связанных, прежде всего, с социальным обеспечением населения, проживающего на подведомственной территории. Решение указанных проблем на местном уровне неразрывно связано с наличием и структурой местных финансов и, прежде всего налоговой системы и бюджета муниципального образования.
Введение 3
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации...... .5
1.1 .Значение местных бюджетов в бюджетной системе России. 5
1.2.Законодательная база бюджетов местного самоуправления и
формирование налогового климата 7
1.3 .Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального
образования 12
1.4.Структура расходов местных бюджетов 15
1.5.Дефицит бюджета и
Полномочия органов власти РФ закреплены в конституции РФ, бюджетном кодексе РФ, законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г. №1734-1; Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республики в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 25.09.1997 г. №126-ФЗ и целых ряд других законов с изменениями и дополнениями.
Органы власти РФ формируют и исполняют федеральный бюджет, ежегодно принимая федеральный закон о бюджете, устанавливая налоги, сборы, иные источники доходов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет. В компетенцию федеральных органов власти входит разграничение бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Отдельные виды бюджетных доходов, относимые к федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами.
Распределение налогов, сборов, других обязательных платежей предусмотрено в налоговом кодексе РФ (часть 1 от 31.07.98 г. №146-ФЗ); законе РФ «Об основах налоговой системе РФ» от 27.12.91 г. №2118-1, а также устанавливается при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год.
Федеральные органы власти устанавливают основы разграничения расходов между бюджетами. Такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Из рассмотренного перечня бюджетных полномочий органов власти РФ видно, что они действуют в области бюджетных отношений, действующих на территории РФ в целом; в отношении федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, в отношении местных бюджетов. Такое содержание компетенции РФ характеризует важную координационную роль РФ в функционировании бюджетной системы страны.
Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм являются: закон РСФСР «Об основах бюджетных прав ...» от 10.10.1991 г №1734-1, закон РФ «Об основах бюджетного устройства» от 15.04.93г №4807-1, закон РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям ...» от 15.07.92 г. №3303-1, а также законодательство субъектов РФ. Компетенция субъектов РФ отражает их связи по линии бюджета по всех направлениям: с федеральными органами власти, другими субъектами федерации, с органами местного управления.
Органы власти субъектов РФ самостоятельно осуществляют законодательное распределение бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ. Также эти органы определяют направление использования средств бюджетов на инвестиции, целевые программы. Во многих регионах РФ в рамках их бюджетов создаются целевые бюджетные формы поддержки отраслей экономики, социальной сферы и т.д. Органы власти могут объединять бюджетные ресурсы со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может производиться также со средствами предприятий, организаций, граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ.
Законодательные органы власти субъектов РФ определяют бюджетные права административных образований на своей территории; распределяют доходы между территориальными и местными бюджетами. При этом субъект РФ в праве закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части на долговременной основе, передавать им из территориальных бюджетов, дотаций, трансферты, субвенции.
Органы исполнительной власти РФ осуществляют контроль за ходом исполнения бюджетов нижеследующими исполнительными органами власти.
В компетенции органов власти субъектов РФ входят: образование в пределах объема доходов своего бюджета резервных и целевых бюджетных фондов, оборотной кассовой наличности; самостоятельное использование доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета, а также свободных бюджетных средств. Эти средства могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, ценные бумаги, предоставлены в форме процентных и беспроцентных ссуд.
Законодательные органы власти субъектов РФ в праве принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Источником этих фондов могут быть штрафы, административные платежи, благотворительные взносы и
др.
Средства не бюджетных фондов могут быть израсходованы на целевые программы, не финансируемые из бюджета. Например, на социальные выплаты сверх предусмотренные в бюджете определенным категориям населения, на поддержку предпринимательства и друге цели.
Субъекты РФ имеют право на компенсацию потерь в доходах своего бюджета в том случае, если потери вызваны принятием в ходе исполнения бюджета решений выше исходящего органа, приведших к недобору доходов или увеличению расходов. Компенсация должна производиться за счет федерального бюджета. Например, при расчете сумм финансовой помощи субъектам РФ в федеральном бюджете на 1999 г. предусмотрены соответствующие на реализацию федерального закона «О ветеранах» от 12.01.95 г. №5 ФЗ.
Значение бюджетных прав органов местного самоуправления состоит в том, что на их основе создается финансовая база, необходимая для решения социально-экономических и других вопросов на территории местного самоуправления в пределах их компетенции и с учетом местных особенностей.
Основой бюджетных прав органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ; законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства ...» от 10.01.1991 №1734-1; законе РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15.04.1993 г. №4807-1; законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. №154-РФ; законе РФ «О финансовых основах местного самоуправления РФ» от 25.09.97 г. №126-ФЗ и др..
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам года не подлежит изъятию вышестоящими органами государственной власти.
Увеличение расходов и уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений вышестоящих органов власти, должны компенсироваться соответствующими органами власти.
Органы местного самоуправления в праве образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, льготы по их уплате; выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты и т.п. в пределах законодательно установленных полномочий.
Законодательство исходит из права всех административно-территориальны
В современном мире функции государства многократно возросли : помимо традиционных общественно-политических функций , государство в той или иной мере регулирует все социально-экономические процессы Наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы : фискальная, макроэкономическая или регулирующая, распределительная, социальная , стимулирующая и контрольная.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особо централизованного инструмента распределительных отношений в обществе.
По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и др.).
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов.
Стимулирующая функция налогов осуществляет регулирующее воздействие через систему льгот, предпочтений.
Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.
Задачи налоговой системы меняются в зависимости от политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из
простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
По определению, налоговая система - это совокупность налогов (сборов), принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применение мер по их уплате, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система РФ представлена совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.
Налог-это систематически взнос, который уплачивается без всякого встречного уведомления.
Сбор-это плата государству за право пользования или право осуществления деятельности.
Пошлина- это плата за совершение действий государственными органами.
Иной платеж - это плата за использование ресурсов, направленная на компенсацию, восстановление нарушенного природного состояния.
Действующие налоги весьма разнообразны по объекту обложения, налоговым ставкам, механизмам изъятия, срокам проведения платежей, целевой направленности и т.д. Поэтому вполне определенное представление о налоговой системе страны дает классификация налогов. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп . Необходимость налоговой классификации во многом связана с с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением.
По объему налогообложения платежи делятся на :
- налоги на прибыль, прирост капитала, доход;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги за выполненные действия (операции с ценными бумагами, имуществом, вывоз товара за границу);
- платежи за право заниматься отдельными видами деятельности.
По субъекту налогообложения: налоги с юридических и физических лиц.
По механизму формирования налоги бывают: прямые и косвенные.
Прямые - взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
Косвенные - взимаются в сфере реализации или потребления товаров и продукции, работ, услуг.
По степени регуляции налоги делятся на регулирующие и закрепленные.
Регулирующие - это налоги норматива распределения по которым между бюджетами разного уровня ежегодно утверждается при принятии очередного бюджета на текущий финансовый год.
Закрепленные - налоги, которые на долговременной основе полностью или частично закреплены за бюджетом соответствующего уровня.
По отнесению налогов в бухгалтерском учете предприятия налоги делятся на налоги, относимые на себестоимость, относимые на прибыль и относимые на финансовый результат.
По уровню введения налоги делятся: на налоги федеральные, региональные и местные. Уровень введения означает право данного уровня на введение (либо отмена) данного вида налога в действие.
Местными признаются налоги сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично -календарные.
Срочные налоги уплачиваются по моменту наступления какого-либо действий или события.
Периодически календарные имеют твердо установленные календарные сроки уплаты, периодичность их уплаты в зависимости от налога бывает декадной, ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.
По целевой направленности налоги можно разделить на налоги, имеющие целевое назначение (налог на землю, транспортный налог, налог на нужды общеобразовательных учреждений), и налоги, не имеющие таковых, то есть налоги общей направленности (налог на прибыль, НДС).
Налоговые поступления составляют в доходах местных бюджетов около 90 %, без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Реальная налоговая система, налоговый климат каждой территории и муниципального образования складывается в итоге из налогов федеральных, налогов и налоговых ставок, принятых субъектом федерации, и местных налогов. Под налоговым климатом понимается тот режим налогообложения, в котором приходится работать хозяйствующим субъектам и который приносит в местный бюджет налоговые поступления.