Местная налогово-бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление является важным и неотъемлемым элементом практически любого современного государства. Наряду с сочетанием интересов на государственном уровне Российской Федерации и ее субъектов, необходим учет интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни или иной обособленной территории, получившей статус муниципального образования. Выразителем таких интересов выступает жестяное самоуправление, имеющее по Конституции РФ соответствующие полномочия на самостоятельное решение вопросов, связанных, прежде всего, с социальным обеспечением населения, проживающего на подведомственной территории. Решение указанных проблем на местном уровне неразрывно связано с наличием и структурой местных фи­нансов и, прежде всего налоговой системы и бюджета муниципального образо­вания.

Оглавление

Введение 3
1. Местная налогово-бюджетная система, ее структура и роль в бюджетной системе Российской Федерации...... .5
1.1 .Значение местных бюджетов в бюджетной системе России. 5
1.2.Законодательная база бюджетов местного самоуправления и
формирова­ние налогового климата 7
1.3 .Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального
образования 12
1.4.Структура расходов местных бюджетов 15
1.5.Дефицит бюджета и

Файлы: 1 файл

Курс- Местная налогово-бюджетная система.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Налоговый климат любой административно-территориальной единицы на территории России формируется из определенного перечня налогов. Механизм его формирования и роль каждого уровня власти при этом можно считать дос­таточно типовыми. Они определены рыночным законодательством федера­ции и ее субъектов.

Перечисленные на рисунке налоги на 90% определяют налоговый климат, степень налогообложения предприятия и налоговые доходы местного бюджета.

 

1.3. Доходы местных бюджетов и налоговая система муниципального образования.

     Доходы бюджетов отражают экономические отношения, которые склады­ваются в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций, и населения в бюджет. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с  государственными доходами , поскольку последние включают в себя доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.

Состав бюджетных доходов , их структура органически связана с объемами общественного продукта  и национального дохода и определяются финансовой политикой  государства. В Российской Федерации  доходы бюджетов образуются  за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений .

        Налоговые поступления состоят из :

-   прямых налогов на прибыль, доход, прирост капитала;

-   налогов, взимаемых в зависимости от фонда оплаты труда;

-   налогов на товары и услуги;

-   налогов на имущество

-   платежей за использование природных ресурсов;

-   налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

-  прочих налогов, сборов и пошлин.

   В состав неналоговых доходов входят:

-   доходы от государственной собственности или деятельности;

-   доходы от принадлежащего государству имущества

-   доходы от реализации государственных запасов

-   доходы от продажи земли и нематериальных запасов

-   административные платежи

-   штрафные санкции

-   сборы на социальные услуги

-   доходы от внешнеэкономической деятельности

-   прочие неналоговые доходы.

    В безвозмездные перечисления входят перечисления от:

-   резидентов

-   других уровней власти

-   государственных внебюджетных фондов

-   государственных предприятий и учреждений

- национальных организаций.

Налоговые доходы местных  бюджетов включают:

-   собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов, определяе­мых в соответствии с налоговым законодательством

-   отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Регулирующие доходы - доходы, которые в целых сбалансирова­ния' доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и сборов по нормативам, утвержден­ным в установленном порядке.

-   Государственную пошлину в соответствии с законодательством. Структура доходов местных бюджетов представлена на (рис.6).

Доходы бюджета каждого уровня характеризуются своими особенностя­ми формирования. Наличие этих особенностей вполне закономерно и обу­словлено распределением функций по уровням власти в государственной системе управления.

В бюджетах всех уровней одним из наиболее существенных доход­ных источников является налог на прибыль и НДС. Но для федерального бюджета, в отличие от бюджетов местных и субъектов федерации НДС иг­рает более значительную роль. Это связано с общей политикой на концен­трации косвенных налогов в федеральном бюджете. В этот бюджет посту­пают 100% акцизов на минеральное сырье (нефть, газ, газовый конденсат) и автомобильный бензин и 50% акцизов на спирт и ликероводочные изде­лия. Таможенные пошлины в нем составляют более 10% доходов.

Прямые же налоги концентрируются преимущественно на регио­нальном уровне. В региональных бюджетах остается 2/3 налога на прибыль, 3/4 налога на доходы физических лиц, весь налог на имущество пред­приятий.

Налог на прибыль предприятий, НДС, налог  на доходы физиче­ских лиц дают в доход местного бюджета от 40 од 50 % налоговых доходов. Так как эти налоги являются федеральными, то очевидна зависимость нало­говых поступлений в местный бюджет от федерального законодательства. Местные же налоги составляют в доходах лишь около 1/4 налоговых доходов.

Наиболее крупным источником в местных бюджетах в настоящее время является налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы. Доля его постоянно увеличивается. В целом же для ме­стного бюджета характерна тенденция увеличения доли имущественных налогов и снижение доли налога на прибыль.

Местные бюджеты по сравнению с федеральным имеют значитель­ный удельный вес в доходной части неналоговых поступлений. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в условиях развития хозяйственной самостоятельности у местных органов власти появилась возможность вести хозяйственную деятельность и тем самым получать дополнительные виды доходов помимо налоговых (приватизация, аренда, дивиденды, проценты по выигранным суммам). Во-вторых, это финансовая поддержка местных бюд­жетов из центра, выражающаяся в субсидиях, субвенциях, дотациях, а также возможность органов местного самоуправления привлекать заемные средст­ва.

По оценке экспертов, около половины финансовых ресурсов консо­лидированного бюджета государства в настоящее время сосредоточены на уровне федерального бюджета, около 1/3 на уровне субъектов федерации, и лишь около 1/5 - на уровне местных бюджетов.

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уров­ней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным , региональными и местными бюдже­тами. Это обеспечивает не только самостоятельность бюджета, но и активи­рует их роль в проведении государственной региональной политики, дает возможность местным органам власти без вмешательства центра формиро­вать свои бюджеты и составлять прогнозы социально-экономического раз­вития на длительную перспективу.

Правила распределения налогов между федерацией и субъектами определяются ежегодным законом «О федеральном бюджете», а между субъектами федерации и местными властями - ежегодным законом о бюд­жете соответствующего субъекта.

 

1.4.Структура расходов местных бюджетов.

Бюджетные расходы в своей экономической сущности выражают отношения распределения валового внутреннего продукта и выражают экономические отношения , возникшие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов : природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны ,разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой , административно-территориальным устройством государства. В целях выяснения роли и значения расходов бюджета в социально-экономической жизни и рационализации бюджетного процесса в стране выработан целый ряд признаков классификации затрат государства. Одним из них является функциональный.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. В бюджетной классификации опре­делены следующие направления расходования:

-   государственное управление;

-   судебная власть;

-   международная деятельность;

-   национальная оборона;

-   правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

-   фундаментальные исследования и содействие научно-техническому про­грессу;

-   промышленность, энергетика и строительство;

-   сельское хозяйство и рыболовство;

- охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

-   транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

-   развитие рыночной инфраструктуры;

-   жилищно-коммунальное хозяйство;

-   образование;

-   культура и искусство;

-   средства массовой информации;

-   здравоохранение и физическая культура;

-   социальная политика;

-   обслуживание государственного долга;

-   пополнение государственных запасов и резервов;

-   прочие расходы.

В расходах бюджетов разных уровней находит свое отражение кон­ституционное устройство российского государства, основывающееся на разделении полномочий между различными уровнями управления.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. За счет средств федерального бюджета покрываются также такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение по­требностей обороны страны, финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных за­пасов, резервов и др.

Структура расходов бюджета каждого уровня определяется теми функциями, выполнение которых на данный уровень возложено. Вопро­сы, отнесенные к ведению федерации, закреплены статьей Н Конститу­ции РФ.

В ведении Российской Федерации находится:

-   установление системы федеральных органов законодательной, испол­нительной и судебной властей, формирование федеральных органов го­сударственной  власти,  что отражает ст.1   бюджета «Государственное управление»;

-   внешняя политика и международные отношения РФ

-   вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, что нашло свое отражение в ст.2 федерального бюджета «Международная деятель­ность»;

-   оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, что отражает ст.З расходов федераль­ного бюджета «Национальная оборона»;

-   судоустройство, прокуратура, что отражено в ст.З расходной части феде­рального бюджета «Федеральная судебная система», а также регулирова­ние и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. «Правоохрани­тельная деятельность»);

-   федеральные энергетические системы; федеральный транспорт; пути со­общения, информация и связь, деятельность в космосе; федеральная го­сударственная собственность и управление ею, что отражено ст.7 «Про­мышленность, энергетика, строительство», ст. 10 «Дорожное хозяйство, трас порт, связь, информатика», ст. 19 «Пополнение государственных за­пасов и резервов» и др.

-  метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография (ст.9 «Охрана окружающей среды и природоохранных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия»);

-  установление правовых основ единого рынка (ст. 11 «О развитии рыноч­ной инфраструктуры»);

-   установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Вопросы, отнесенные к совместному ведению субъектов федерации и федерации и исключительно к ведению субъектов определяются ст.72 Конституции РФ, а также договорами о разграничении прав, заключае­мых федерацией с каждым из субъектов

Роль региональных и местных органов власти в решении социаль­ных проблем с начала реформ значительно возросла, а их функции суще­ственно расширились.

В отличие от федерального основными статьями расходов бюдже­тов регионов являются: «здравоохранение и физическая культура», «со­циальная политика», «образование», «правоохранительная деятельность», «сельское хозяйство». Важное место в расходной части бюджета занима­ет ст. «Дотации районам и городам».

Если сопоставить расходы бюджета федерального и региональных, то можно найти одноименные статьи расходов, что означает, что эти статьи отражают финансовое обеспечение по предметам, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. К таким предметам относятся:

- природопользование, охрана окружающей среды;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, защита семьи;

- социальная защита;

- меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

Вопросы, закрепленные за местными органами управления, определены законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния». К ведению органов местного самоуправления относятся вопросы городского значения:

- разработка планом и программ социально-экономического развития му­ниципального образования;

- содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водо­снабжения и канализация; муниципальное дорожное строительство и со­держание дорог местного значения;

- содержание муниципальных учреждений дошкольного, основного, обще­го и профессионального образования;

- организация, содержание муниципальных учреждений здравоохранения;

Информация о работе Местная налогово-бюджетная система