Налоговые доходы местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы бюджета.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Значительным стимулом целенаправленного  и комплексного развития субъектов Федерации в стратегической перспективе способно выступить развитие и оптимальное размещение на территории административных единиц региона эффективных производств. Развитие существующих предприятий предлагается за счет их реконструкции, модернизации, переориентации на выпуск конкурентоспособной продукции, а вновь создаваемых производств малой и средней мощности - за счет оснащения современными технологиями, предназначенными для быстрого освоения выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом.

Государственная поддержка производителей со стороны региональных органов  власти должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта  продукции, в том числе и за пределами региона. Для достижения данной цели органам власти на региональном и местном уровне необходимо:

-   развивать необходимую  рыночную инфраструктуру (транспорт,  система хранения, маркетинговые  и информационно-консультационные  службы и т.д.),

-  привести процедуру сертификации  продукции, производимой на территории области, в соответствие с мировыми стандартами (ISO),

-    развивать региональные  товарные бренды,

-  всесторонне содействовать  развитию межрегиональной торговли  и продвижению продукции на  мировые рынки (налоговые преференции,  информационная    поддержка,    льготы    по    кредитам,    производство экспортной продукции и др.).

Другое направление укрепления финансового состояния муниципалитетов  непосредственно связано с привлечением в экономику региона инвестиций. Наличие дефицита бюджета на региональном и муниципальном уровнях свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона. Как показывает практика, структурные преобразования, технологическое обновление способны обеспечить снижение себестоимости продукции в 1,5-2 раза. Помимо высокой прямой отдачи, вложения в базовые сферы производства будут способствовать росту эффективности в связанных с ними отраслях, содействуя получению мультипликативного эффекта, и обеспечат значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет.

На этом фоне особую актуальность приобретает решение задачи повышения  инвестиционной привлекательности  региона. Реализация указанного направления  приведет к притоку инвестиционных ресурсов, что будет способствовать оздоровлению экономики региона, созданию новых рабочих мест, повышению уровня и качества жизни населения, активизации предпринимательской деятельности, усилению конкуренции как стимула НТП, пополнению местного бюджета через налоги и, в конечном итоге, повышению конкурентоспособности региона и обеспечению его экономической безопасности.

Безусловно, без активизации производства, без структурной перестройки  экономики муниципальных образований  и развития малого бизнеса, без постоянного  поиска внутрирегиональных источников укрепления доходной базы муниципальных бюджетов и повышения собираемости налогов проблема бюджета в целом и муниципальных бюджетов в частности решены быть не могут. Но иного пути, по-видимому, просто не существует. Обретя финансовую устойчивость, производители через налоги, лизинговые и арендные платежи вернут часть затрат, понесенных государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно действующей Конституции, в стране действуют нормы о  построении системы местного самоуправления на основе ее самостоятельности. В первую очередь, это подразумевает самостоятельность финансовую и экономическую. В развитие этих конституционных норм был принят перечень федеральных законов, регламентирующих взаимоотношения между государственными и муниципальными уровнями власти. Активно развивается региональное и муниципальное нормотворчество, направленное на обеспечение финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления наделены правом, иметь самостоятельные бюджеты. Им предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ними.  С целью реализации правомочий собственника органы местного самоуправления в состоянии осуществлять управление муниципальными финансами и объектами муниципальной собственности.

Однако, декларируемая законодательством финансовая, бюджетная и экономическая самостоятельность органов местного самоуправления зачастую не реализуется на практике. На сегодняшний момент, уровень доходов органов местного самоуправления остается крайне низок. Хочется отметить, что низок уровень не только собственных доходов, но и доходов, закрепленных за органами местного самоуправления на постоянной или долговременной основе. Положение ухудшается и тем, что система межбюджетных отношений далека от совершенства. Она не имеет ни единообразной структуры, ни хорошей методической основы. Вследствие этого, отсутствует возможность выровнять бюджетную обеспеченность муниципальных образований.

Отсутствие средств, необходимых  органам местного самоуправления для  осуществления отдельных государственных полномочий, а также для реализации решений органов государственной власти, приводит к тому, что органы местного самоуправления вынуждены либо использовать свои собственные средства, а это подрывает их и без того слабую финансовую основу, либо отказаться от реализации этих полномочий, что, в свою очередь, подрывает систему государственного строя РФ.

Бюджеты формируются зачастую с  дефицитом, преодоление которого вряд ли возможно. В силу этого бюджеты  не могут обеспечить своевременного финансирования муниципальных расходов. Дефицит бюджетов приводит к неуклонному росту кредиторской задолженности муниципальных образований. Муниципалитеты, стремясь преодолеть возникающее при этом социальное напряжение, пользуются кредитами коммерческих банков, тем самым, усугубляя финансовое положение бюджетов. В условиях, когда эти средства привлекаются не для развития приносящей прибыль муниципальной экономики, а для покрытия долгов, кредиты превращаются в тяжкое бремя, передаваемое муниципальными чиновниками из поколения в поколение. Все вышеуказанное позволяет говорить о кризисе одного из равноправных уровней бюджетной системы РФ – местных бюджетов.

В результате всего этого органы местного самоуправления не имеют достаточно средств, для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. А это уже является нарушением сути местного самоуправления.

В целях восстановления финансовой основы местного самоуправления, нормализации бюджетов муниципальных образований  и, соответственно, восстановления дееспособности органов местного самоуправления необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство. Подобные изменения должны соответствовать определенным принципам: расходные полномочия местных бюджетов должны быть обеспечены соответствующими доходами; расходы по финансированию вопросов местного значения должны быть обеспечены преимущественно доходами местных налогов и неналоговых доходов, закрепленными на постоянной основе и поступающими в местные бюджеты непосредственно от налогоплательщиков; к местным налогам, в первую очередь, следует относить налоги, которые максимально эффективно могут быть собраны только на местном уровне; расходы на выполнение основных государственных полномочий должны быть обеспечены долями отчислений от федеральных и региональных налогов – закрепляемыми за муниципальными образованиями на постоянной основе и зачисляемыми в бюджет непосредственно от налогоплательщиков; система межбюджетных отношений должна в полной мере распространяться на все три уровня бюджетной системы;

Если данные принципы будут реализованы  в федеральном законодательстве, то муниципальные образования получат  мотивацию к увеличению доходной части бюджетов всех трех уровней, стабильные и определенные условия бюджетного финансирования. Однако любые решения, связанные с финансированием деятельности органов местного самоуправления должны быть, в первую, очередь сориентированы на нынешнее положение муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (ред. от 31.12.2010 г.) / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 18.07.2010) / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» N 120-ФЗ от 20.08.2004 (ред. от 30.12.2010) / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 07.05.2010 г.) / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» №126-фз от 25.09.1997 (ред. от 28.12.2004 г.) / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» N 249 от 22.05.2004 / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  7. Распоряжение Правительства РФ «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года» № 1123-р от 8 августа 2010 г. / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  8. Письмо Минфина России от 15.12.2008 № 06-04-08/01-161 «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов». / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  9. Закон Брянской области от 26.11.2010 N 103-З (ред. от 11.11.2010) «О Программе социально-экономического Брянской области на 2010 – 2013 годы» / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  10. Устав Брянского муниципального района: Решение Брянского районного совета народных депутатов от 28.06.2005 N 3-6-1 / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  11. Решение Брянского совета народных депутатов «О порядке рассмотрения и утверждения проекта бюджета Брянского района и о порядке осуществления внешней проверки, представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета Брянского района» N 3-37-25 от 29 апреля 2010 г. / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  12. Постановление Администрации Брянской области «Об утверждении нормативов расходов муниципальных образований области на содержание аппарата органов местного самоуправления, применяемых при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части межбюджетных отношений» № 407 от 24 апреля 2010 г. (в ред. Постановления администрации Брянской области от 02.07.2010 N 661).
  13. Постановление Администрации Брянской области «Об утверждении нормативов расходов муниципальных образований области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применяемых при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части межбюджетных отношений» № 438 от 5 мая 2010 г. (в ред. Постановления администрации Брянской области от 24.06.2010 N 611).
  14. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – Спб: Питер, 2009. – 288 с.
  15. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.
  16. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: Учеб. пособие / Н.Б. Ермасова. – 2010. – 516 с.
  17. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: Учебник / Н.Б. Ермасова. М.: Высшие образование, 2010. – 715 с.
  18. / И.Н. Мысляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2009. – 360 с.
  19. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник / А.С. Нешитой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 308 с.
  20. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 479 с.
  21. Попова Л.В. Финансово-бюджетное планирование: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 544 с.
  22. Бегчин Н.А. Богов Х.М. Основные направления оптимизации бюджетного законодательства // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №13. – С.47-49.
  23. Домборовский А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса // Финансы. - 2010. - N 3. / Интернет-сайт  www.consultant.ru.
  24. Екименкова Н.В. Развитие муниципального хозяйства – основа формирования местных бюджетов // Финансы и кредит. – 2011. - №25(361).
  25. Ерошкина Л.А. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - №23. - С. 5-13.
  26. Завьялов Д.Ю. Завьялов Д.Ю. Закревская Г.С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. - 2011. - №7. – С. 28-30.
  27. Карчевская С.А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. - 2010. - №8.
  28. Качанова Е.А. Бюджеты поселений: текущее состояние и перспективы развития //  Финансы. - 2011. - №7. – С. 20-23.
  29. Ларина С.Е. Проблемы управления муниципальными финансами в современных условиях // Финансы и кредит. – 2010. - №32(368).
  30. Овчинникова О.П. Основные направления межбюджетного регулирования доходной части местных бюджетов / О. П. Овчинникова, И. Е. Кванина // Финансы и кредит. - 201.- № 44. - С. 27-34.
  31. Пронина Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов // Финансы. - 2010. - №5. – С. 27-29.
  32. Савцова А.В. О муниципальных бюджетах и их роли в формировании финансовых ресурсов местного самоуправления // Финансы и кредит. – 2011. - №15(351).
  33. Интернет-сайт: www.consultant.ru.
  34. Интернет-сайт: www.budgetrf.ru.
  35. Интернет-сайт: www.minfin.ru.

 

 

 


Информация о работе Налоговые доходы местных бюджетов