Налоговые доходы местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы бюджета.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

Таблица 4

 

Модель взаимодействия Центра и  субъектов Федерации в области  налоговых полномочий по основным видам  налогов

Вид налоговых платежей

Законодательный статус налога

В какой бюджет поступает

Модель взаимодействия

Используемый механизм

Налог на прибыль

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации

Совместное использование  налоговой базы

Установление двух видов  ставок

Налог на доходы физических лиц

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации

Распределение налоговых доходов

Установление норматива  зачисления в бюджет

НДС

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации

Распределение налоговых  доходов

Установление норматива  зачисления в бюджет

Акцизы

Федеральный

Федеральный, субъектов  Федерации

Распределение налоговых доходов

Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в  соответствующие бюджеты

Налог на имущество предприятий

Субъектов Федерации

Субъектов Федерации, местные  бюджеты

Разделение налоговых  баз (между Федерацией и ее субъектами)

Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерацией и местными бюджетами)

 

Таможенные пошлины

Федеральный

Федеральный

Разделение налоговых  баз

 

Транспортный налог

Субъектов Федерации

Субъектов Федерации

Разделение налоговых  баз

 

 

Налоговые полномочия - законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с этими тремя позициями могут быть выделены и 3 составляющих налоговых полномочий:

- законодательные полномочия - вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;

- доходные полномочия - формировать доходы бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные полномочия;

- административные полномочия - администрировать и собирать налоги.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы [25, с. 62].

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26 НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

В России термин «налоговое администрирование» был внесен в  теорию и методологию налоговых  отношений с переходом на рыночную экономику. В настоящее время он нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. Однако ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое выражается данным термином, не существует.

В условиях реформирования экономики России, когда совершенствованию  налогового администрирования со стороны  государства придается значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач, является одним из приоритетных [25, с. 30-39].

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ (2012 -2020 годы) говорится о необходимости усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Механизмы налоговой  политики, в том числе администрирования  налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства. В плане мероприятий ФНС России по реализации концепции административной реформы в Российской Федерации на 2013 год ставятся задачи модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции [42].

Налоговое администрирование  в зависимости от его целей  и задач, определенных государственной политикой в области налоговых отношений в основном определяют как: потенциальный резерв снижения налоговой нагрузки, основу повышения собираемости налогов, основой развития международных экономических процессов, что является составляющими налоговой политики государства.

В рамках налоговой системы  Российской Федерации административная компонента налоговых полномочий в  полном объеме сконцентрирована на федеральном  уровне. Именно Федеральная налоговая служба РФ его структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов федеральных, субъектов Федерации и местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Федеральная таможенная служба РФ, которая также является институтом федеральной составляющей государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА
      1. Динамика  налоговых и неналоговых доходов  муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы

 

Доходы бюджета Брянского района за 2009 год исполнены в сумме 466,5 млн.руб., что составило 100,56% к годовому плану (отклонение +2,6 млн.руб.), за 2010 год исполнены в размере 388,24 млн.руб., что составило 98,84% к годовому плану (отклонение -4,54 млн.руб.), за 2011 исполнены в сумме 455,23 млн.руб., что составило 101,58 % к годовому плану (отклонение +7,06 млн.руб.). Можно сказать, что за период анализируемый период только в 2009 году фактическое исполнение бюджета по доходам было ниже планового объема. Также можно заметить, что объем доходов бюджета был наибольшим в 2009 году, а наименьшим в 2010 г., заметно и то, что объем доходов 2011г. не достиг показателей 2009 г. ( 455,23 млн.руб. против 466,5 млн.руб.)

10

Рисунок 1- Плановые и фактические объемы доходов бюджета Брянского района, млн.руб.

 

Проанализируем структуру доходов  бюджета за 3 года (см. Таблица 1).

                                                                                                                   Таблица 1

Структура доходов бюджета  Брянского района, млн.руб.

Наименование показателей

2009

Уд. вес, %

2010

Уд. вес, %

2011

Уд. вес, %

Всего доходов

466,51

100,00

388,24

100,00

455,23

100,00

Собственные доходы, всего:

151,00

32,37

120,69

31,09

175,71

38,60

НДФЛ

59,07

12,66

69,37

17,87

116,71

25,64

ЕНВД

8,73

1,87

9,27

2,39

12,39

2,72

Единый налог, взимаемый  в связи с применением УСН

0,00

 

23,01

5,93

27,65

6,07

Единый с/х налог

0,51

0,11

0,16

0,04

0,55

0,12

Налоги на имущество

-

-

5,49

1,42

6,55

1,44

Государственная пошлина, сборы

0,21

0,05

0,13

0,03

0,10

0,02

Задолженность и пересчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,14

0,03

-0,29

-0,07

0,06

0,01

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1,90

0,41

6,93

1,78

7,27

1,60

Платежи при использовании  природными ресурсами

1,01

0,22

1,26

0,32

1,54

0,34

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

0,01

0,00

1,01

0,26

3,01

0,66

Доходы от продажи  МА и НМА

73,77

15,81

0,97

0,25

1,68

0,37

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1,78

0,38

2,91

0,75

1,78

0,39

Прочие неналоговые  доходы

3,87

0,83

0,15

0,04

0,03

0,01

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

0,00

0,00

0,32

0,08

-3,61

-0,79

Безвозмездные поступления, всего:

310,18

66,49

267,57

68,92

279,52

61,40

Дотации

46,63

10,00

9,70

2,50

21,72

4,77

Субвенции

167,74

35,96

183,99

47,39

190,40

41,82

Субсидии

77,35

16,58

72,74

18,74

49,89

10,96

Прочие безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы

8,22

1,76

0,64

0,17

4,30

0,94

Прочие безвозмездные поступления

-

-

0,50

0,13

13,21

2,90

Средства федерального бюджета на реализацию Федеральной  адресной инвестиционной программы

10,23

2,19

-

-

-

-

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

5,32

1,14

-

-

-

-


 

Структура изменилась, причем в лучшую сторону: за период с 2009 по 2011 структура собственных доходов увеличилась с 32,37% до 38,6% (+6,23%), связано это с:

- увеличением поступлений  от НДФЛ (за 3 года доля НДФЛ  в структуре доходов выросла  с 12,66% до 25,64%);

- увеличением поступлений от  единого налога взимаемого в  связи с применением упрощенной  системы налогообложения;

- увеличением поступлений от  налогов на имущество; 

Доля безвозмездных поступления  снизились с 66,49% до 61,4% (-5,09%), за счет:

- увеличившейся доли собственных доходов;

- уменьшения дотаций;

- уменьшения субсидий.

Судя по этим данным можно сделать  вывод, что бюджет становится более  независимым и самостоятельным. Заметен тот факт, что доходы от предпринимательской деятельности в 2009 и 2010 гг. в бюджет района не поступали.

Рисунок 2- Cтруктура собственных доходов и безвозмездных поступлений бюджета Брянского района, млн.руб.

По рисунку 2 можно заметить, что в 2009 г. безвозмездные поступления более чем в 2 раза превышали объем собственных доходов, в 2010 г. динамика не только сохранилась, но и ухудшилась – безвозмездные поступления более чем в 2,2 раза превышали собственные доходы, в 2011 г. ситуация изменилась в лучшую сторону – данное отношение приблизилось к отметке 1,6 раза, что является крайне благоприятным показателем по сравнению с предыдущими годами. Основную долю доходов районного бюджета в период 2009-2011 гг. составляют безвозмездные перечисления вышестоящего бюджета (66%, 69%, 61% соответственно).

Проанализируем изменение плановых и фактических показателей доходов бюджета за период с 2009 по 2011 г (подробно продемонстрировано в Приложении 1).

Можно отметить, что наибольшее отклонение фактических показателей над  плановыми было зафиксировано: по собственным доходам за 2009 г. +3,47% или +5,06 млн.руб.; по НДФЛ за 2009 год и составило +6,85% или +3,65 млн.руб.; по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2009 г. +2,57% или +0,05 млн.руб.; по платежам за использование природными ресурсами за 2009 г. +2,46% или +0,02 млн.руб.; по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба за 2009 г. +2,93% или +0,05 млн.руб.; по субвенциям за 2009 г. -1,42% или -2,42 млн.руб.; по единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН за 2010 г. +1,81% или +0,41 млн.руб.; по задолженности и пересчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам за 2010 г. -848% или -0,33 млн.руб.; по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2010 г. +3,9% или +0,26 млн.руб.; по платежам за использование природными ресурсами за 2010 г. +4,78% или +0,06 млн.руб.; по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба за 2010 г. +4,88% или +0,14 млн.руб.; по возвратам остатков субсидий и субвенций прошлых лет +5,7% или +0,02 млн.руб.; по безвозмездным поступлениям за 2010 г. -1,97% или – 5,39 млн.руб.; по субсидиям за 2010 г. -4,96% или -3,8 млн.руб.; по ЕНВД за 2011г. +4,98% или +0,59 млн.руб.; по безвозмездным поступлениям за 2011 г. +2,37% или +6,48 млн.руб.; по дотациям за 2011 г. -6,22% или –1,44 млн.руб.; по субсидиям за 2011 г. -8,32% или -4,53 млн.руб.

Информация о работе Налоговые доходы местных бюджетов