Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – исследование механизма формирования доходов местного бюджета, анализ состава, структуры и динамики основных показателей бюджета, определения направлений по сбалансированности, укреплению бюджетной базы, увеличению доходов.
Для выполнения поставленных целей в данной выпускной квалификационной работе следует решить следующие задачи:
- изучить содержание доходов местных бюджетов;
- изучить теоретические и правовые основы формирования налоговых доходов местного бюджета;
-проанализировать налоговые и неналоговые доходы муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА…………………7
1.1 Доходы местных бюджетов и их содержание в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ………..……………………………………………...7
1.2 Понятие и социально-экономическая сущность налоговых доходов бюджета…………………………………………………………………………..14
1.3 Нормативно-законодательное регулирование налоговых доходов……....25
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БРЯНСКОГО РАЙОНА…………………………………………………………36
2.1 Динамика налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета Брянского района за период 2009-2011 годы…………………………………..36
2.2 Анализ источников финансирования дефицита муниципального бюджета Брянского района………………………………………………………………...49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ………………………………………………………..54
3.1 Сбалансированность местного бюджета: проблемы и методы ее достижения………………………………………………………………………54
3.2 Основные направления по укреплению доходной базы и увеличению доходов местного бюджета…………………………………………..………....59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 74
Таблица 4
Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов
Вид налоговых платежей |
Законодательный статус налога |
В какой бюджет поступает |
Модель взаимодействия |
Используемый механизм |
Налог на прибыль |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации |
Совместное использование налоговой базы |
Установление двух видов ставок |
Налог на доходы физических лиц |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
НДС |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации |
Распределение налоговых доходов |
Установление норматива зачисления в бюджет |
Акцизы |
Федеральный |
Федеральный, субъектов Федерации |
Распределение налоговых доходов |
Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в соответствующие бюджеты |
Налог на имущество предприятий |
Субъектов Федерации |
Субъектов Федерации, местные бюджеты |
Разделение налоговых баз (между Федерацией и ее субъектами) Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерацией и местными бюджетами) |
|
Таможенные пошлины |
Федеральный |
Федеральный |
Разделение налоговых баз |
|
Транспортный налог |
Субъектов Федерации |
Субъектов Федерации |
Разделение налоговых баз |
Налоговые полномочия - законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с этими тремя позициями могут быть выделены и 3 составляющих налоговых полномочий:
- законодательные полномочия - вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;
- доходные полномочия - формировать доходы бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные полномочия;
- административные полномочия - администрировать и собирать налоги.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы [25, с. 62].
Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Особенности осуществления налогового
контроля при выполнении соглашений
о разделе продукции
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
В России термин «налоговое администрирование» был внесен в теорию и методологию налоговых отношений с переходом на рыночную экономику. В настоящее время он нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. Однако ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое выражается данным термином, не существует.
В условиях реформирования экономики России, когда совершенствованию налогового администрирования со стороны государства придается значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач, является одним из приоритетных [25, с. 30-39].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2012 -2020 годы) говорится о необходимости усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства. В плане мероприятий ФНС России по реализации концепции административной реформы в Российской Федерации на 2013 год ставятся задачи модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции [42].
Налоговое администрирование в зависимости от его целей и задач, определенных государственной политикой в области налоговых отношений в основном определяют как: потенциальный резерв снижения налоговой нагрузки, основу повышения собираемости налогов, основой развития международных экономических процессов, что является составляющими налоговой политики государства.
В рамках налоговой системы Российской Федерации административная компонента налоговых полномочий в полном объеме сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Федеральная налоговая служба РФ его структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов федеральных, субъектов Федерации и местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Федеральная таможенная служба РФ, которая также является институтом федеральной составляющей государственной власти.
Доходы бюджета Брянского
10
Рисунок 1- Плановые и фактические объемы доходов бюджета Брянского района, млн.руб.
Проанализируем структуру
Структура доходов бюджета Брянского района, млн.руб.
Наименование показателей |
2009 |
Уд. вес, % |
2010 |
Уд. вес, % |
2011 |
Уд. вес, % |
Всего доходов |
466,51 |
100,00 |
388,24 |
100,00 |
455,23 |
100,00 |
Собственные доходы, всего: |
151,00 |
32,37 |
120,69 |
31,09 |
175,71 |
38,60 |
НДФЛ |
59,07 |
12,66 |
69,37 |
17,87 |
116,71 |
25,64 |
ЕНВД |
8,73 |
1,87 |
9,27 |
2,39 |
12,39 |
2,72 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН |
0,00 |
23,01 |
5,93 |
27,65 |
6,07 | |
Единый с/х налог |
0,51 |
0,11 |
0,16 |
0,04 |
0,55 |
0,12 |
Налоги на имущество |
- |
- |
5,49 |
1,42 |
6,55 |
1,44 |
Государственная пошлина, сборы |
0,21 |
0,05 |
0,13 |
0,03 |
0,10 |
0,02 |
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,14 |
0,03 |
-0,29 |
-0,07 |
0,06 |
0,01 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,90 |
0,41 |
6,93 |
1,78 |
7,27 |
1,60 |
Платежи при использовании природными ресурсами |
1,01 |
0,22 |
1,26 |
0,32 |
1,54 |
0,34 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
0,01 |
0,00 |
1,01 |
0,26 |
3,01 |
0,66 |
Доходы от продажи МА и НМА |
73,77 |
15,81 |
0,97 |
0,25 |
1,68 |
0,37 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1,78 |
0,38 |
2,91 |
0,75 |
1,78 |
0,39 |
Прочие неналоговые доходы |
3,87 |
0,83 |
0,15 |
0,04 |
0,03 |
0,01 |
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
0,00 |
0,00 |
0,32 |
0,08 |
-3,61 |
-0,79 |
Безвозмездные поступления, всего: |
310,18 |
66,49 |
267,57 |
68,92 |
279,52 |
61,40 |
Дотации |
46,63 |
10,00 |
9,70 |
2,50 |
21,72 |
4,77 |
Субвенции |
167,74 |
35,96 |
183,99 |
47,39 |
190,40 |
41,82 |
Субсидии |
77,35 |
16,58 |
72,74 |
18,74 |
49,89 |
10,96 |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
8,22 |
1,76 |
0,64 |
0,17 |
4,30 |
0,94 |
Прочие безвозмездные поступления |
- |
- |
0,50 |
0,13 |
13,21 |
2,90 |
Средства федерального бюджета на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы |
10,23 |
2,19 |
- |
- |
- |
- |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
5,32 |
1,14 |
- |
- |
- |
- |
Структура изменилась, причем в лучшую сторону: за период с 2009 по 2011 структура собственных доходов увеличилась с 32,37% до 38,6% (+6,23%), связано это с:
- увеличением поступлений от НДФЛ (за 3 года доля НДФЛ в структуре доходов выросла с 12,66% до 25,64%);
- увеличением поступлений от
единого налога взимаемого в
связи с применением
- увеличением поступлений от налогов на имущество;
Доля безвозмездных
- увеличившейся доли собственных доходов;
- уменьшения дотаций;
- уменьшения субсидий.
Судя по этим данным можно сделать
вывод, что бюджет становится более
независимым и самостоятельным.
Заметен тот факт, что доходы от
предпринимательской
Рисунок 2- Cтруктура собственных доходов и безвозмездных поступлений бюджета Брянского района, млн.руб.
По рисунку 2 можно заметить, что в 2009 г. безвозмездные поступления более чем в 2 раза превышали объем собственных доходов, в 2010 г. динамика не только сохранилась, но и ухудшилась – безвозмездные поступления более чем в 2,2 раза превышали собственные доходы, в 2011 г. ситуация изменилась в лучшую сторону – данное отношение приблизилось к отметке 1,6 раза, что является крайне благоприятным показателем по сравнению с предыдущими годами. Основную долю доходов районного бюджета в период 2009-2011 гг. составляют безвозмездные перечисления вышестоящего бюджета (66%, 69%, 61% соответственно).
Проанализируем изменение плановых и фактических показателей доходов бюджета за период с 2009 по 2011 г (подробно продемонстрировано в Приложении 1).
Можно отметить, что наибольшее отклонение фактических показателей над плановыми было зафиксировано: по собственным доходам за 2009 г. +3,47% или +5,06 млн.руб.; по НДФЛ за 2009 год и составило +6,85% или +3,65 млн.руб.; по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2009 г. +2,57% или +0,05 млн.руб.; по платежам за использование природными ресурсами за 2009 г. +2,46% или +0,02 млн.руб.; по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба за 2009 г. +2,93% или +0,05 млн.руб.; по субвенциям за 2009 г. -1,42% или -2,42 млн.руб.; по единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН за 2010 г. +1,81% или +0,41 млн.руб.; по задолженности и пересчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам за 2010 г. -848% или -0,33 млн.руб.; по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2010 г. +3,9% или +0,26 млн.руб.; по платежам за использование природными ресурсами за 2010 г. +4,78% или +0,06 млн.руб.; по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба за 2010 г. +4,88% или +0,14 млн.руб.; по возвратам остатков субсидий и субвенций прошлых лет +5,7% или +0,02 млн.руб.; по безвозмездным поступлениям за 2010 г. -1,97% или – 5,39 млн.руб.; по субсидиям за 2010 г. -4,96% или -3,8 млн.руб.; по ЕНВД за 2011г. +4,98% или +0,59 млн.руб.; по безвозмездным поступлениям за 2011 г. +2,37% или +6,48 млн.руб.; по дотациям за 2011 г. -6,22% или –1,44 млн.руб.; по субсидиям за 2011 г. -8,32% или -4,53 млн.руб.