Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:07, контрольная работа
Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.
Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.
Региональные финансы— это фонды денежных
средств, формируемые административно-
Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия,, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценке уровня развития регионов и территорий, анализа их социально – экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово – бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально – экономическим развитием регионов и территории, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Финансы региона – эта прямой «слепок» с его экономики, его производственно экономической и ресурсной базы. Вместе с его финансами региона – неотъемлемая составляющая часть финансовой системы .Их содержание и социально – экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Являясь, прежде всего инструментом
проведения региональной социально
– экономической политики, финансы
региона должны способствовать развитию
региона, росту занятости, привлечению
инвестиций, в том числе в те
отрасли, которые являются приоритетными
с точки зрения текущих и долговременных
задач функционирования регионального
хозяйственного комплекса. Финансы
региона в их социальной функции
должны обеспечить необходимыми жизненными
ресурсами те группы населения, которые
по возрасту или иным причинам не в
состоянии участвовать в
Основная особенность
региона заключается в том, что
здесь действуют как бы три
самостоятельные финансовые подсистемы
– государственная, в том числе
самого субъекта РФ; муниципальных
образований, конституционно независимых
от государства, а так же отдельных
юридический и физический лиц, прежде
всего хозяйствующих субъектов.
Первые две подсистемы традиционно
относятся к категории
финансирования социальных сфер, финансирование регионального и муниципального заказа и пр.
Таким образом, поскольку, в
конечном счете, все подсистемы финансов
региона находятся на одной и
той же территории и исходят из
интересов одних и тех же жителей
региона, такое разделение, естественной
для условий многоукладного рыночного
хозяйства, не должно препятствовать консолидируемому
участию этих подсистем в решении
местных социально –
Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования.
Региональными называется бюджеты
субъектов Российской Федерации: областей,
краев, республик и пр. По своему
статусу региональные бюджеты занимают
как бы двойственное положение. С
одной стороны, у них свои самостоятельные
источники формирование доходов
и направления расходование средств.
С другой стороны, региональные бюджеты
занимают определенное промежуточное
место в финансово – бюджетной
системе страны, получаю помощь из
федерального бюджета, они сами оказывают
аналогичное финансовое содействие
нижестоящим муниципальным
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
Участниками бюджетного процесса
также являются бюджетные учреждения,
государственные и
Бюджетный процесс включает пять стадий:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Доходы регионов бюджета в Российской
Федерации формируется в
Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:
Обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;
Проведение выборов и референдумов;
Деятельность средств массовой информации;
Формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятия, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;
Поддержание и развитие дорожной сети регионального назначения;
Реализация региональных
целевых экономических и
Оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемый на муниципальный уровень.
При этом Бюджетным Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать расходы на:
Государственную поддержку отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;
Научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – исследовательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;
Обеспечение правоохранительной деятельности;
Социальную защиту населения,
обеспечение противопожарной
Развитие федеративных и национальных отношений.
Эффективное выполнение властными
структурами своих функций
На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.
Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.
Региональные финансы— это фонды денежных
средств, формируемые административно-
Возникновение и развитие
региональных финансов связано с
двумя обстоятельствами. Во-первых,
в ходе функционирования институтов
власти стало очевидным, что конкретные
расходы целесообразно
Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.
В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.
Общей тенденцией мирового
развития является увеличение полномочий
территориальных властей и рост
объема финансовых ресурсов, которыми
они обладают. Эта тенденция связана,
во-первых, с расширением демократических
начал в жизни общества; во-вторых,
с необходимостью обеспечения высокой
эффективности сбора бюджетных
доходов и осуществления
Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.
Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.
Одна из главных задач муниципальных образований, требующих значительных финансовых ресурсов, — это благоустройство территорий, строительство дорог, защита окружающей среды. На муниципальном уровне в основном финансируется система образования, а также жилищно-коммунальная сфера.
Таким образом, на уровне территорий
осуществляются расходы, касающиеся непосредственных
интересов конкретного
Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет является основой территориальных финансов.
Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.
Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Список используемой литературы