Местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

Последние две категории  составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.

Региональные финансы— это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия,, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценке уровня развития регионов и территорий, анализа их социально – экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово – бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально – экономическим развитием регионов и территории, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

Финансы региона – эта  прямой «слепок» с его экономики, его производственно экономической и ресурсной базы. Вместе с его финансами региона – неотъемлемая составляющая часть финансовой системы .Их содержание и социально – экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально  – экономической политики, финансы  региона должны способствовать развитию региона, росту занятости, привлечению  инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными  с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального  хозяйственного комплекса. Финансы  региона в их социальной функции  должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые  по возрасту или иным причинам не в  состоянии участвовать в процессе материального производства, но должно иметь гарантированный материальный доход. В настоящее время заметна  тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это  связано с тем, что в последние  годы основное бремя финансирования затрат социального характера все  более перемещается именно на систему  региональных и местных финансов.

Основная особенность  региона заключается в том, что  здесь действуют как бы три  самостоятельные финансовые подсистемы – государственная, в том числе  самого субъекта РФ; муниципальных  образований, конституционно независимых  от государства, а так же отдельных  юридический и физический лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно  относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории  децентрализованных финансов. Финансы  частных юридический и физический лиц, естественно, не находятся в  прямой юрисдикции региональные или  местных органов власти, однако в  значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты  налогообложения, бюджетного

финансирования социальных сфер, финансирование регионального  и муниципального заказа и пр.

Таким образом, поскольку, в  конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и  той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей  региона, такое разделение, естественной для условий многоукладного рыночного  хозяйства, не должно препятствовать консолидируемому участию этих подсистем в решении  местных социально – экономических  проблем. Разница лишь в принципах  действия, зоне действия и степени  ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами  – улучшение экономической и  социальной ситуации в регионе.

Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и  направления использования.

Региональными называется бюджеты  субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С  одной стороны, у них свои самостоятельные  источники формирование доходов  и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты  занимают определенное промежуточное  место в финансово – бюджетной  системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают  аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся  в их приделах муниципальные образования  существенные отличающиеся друг от друга  по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также  по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:

  • Президент РФ;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс включает пять стадий:

1) составление проекта  бюджета;

2) рассмотрение и утверждение  бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета  об исполнении бюджета;

5) утверждение отчета.

Доходы регионов бюджета в Российской Федерации формируется в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. К региональным налогам относятся (ст.14 НК РФ): налог на имущество организаций, налог на игровой бизнес, транспортный налог. Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.

Обратимся теперь к расходной  части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации  исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:

Обеспечение деятельности органов  государственной власти и управления соответствующих субъектов;

Проведение выборов и  референдумов;

Деятельность средств  массовой информации;

Формирование государственной  собственности, содержание и развитие предприятия, учреждений и организаций, находящихся в собственности  региона, включая социальную сферу;

Поддержание и развитие дорожной сети регионального назначения;

Реализация региональных целевых экономических и социальных программ; в обслуживание и погашение  долга субъекта Российской Федерации;

Оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе  для осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемый на муниципальный уровень.

При этом Бюджетным Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать  расходы на:

Государственную поддержку  отраслей промышленности, строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;

Научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – исследовательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;

Обеспечение правоохранительной деятельности;

Социальную защиту населения, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охрана и воспроизводства  природных ресурсов, деятельности средств  массовой информации;

Развитие федеративных и  национальных отношений.

 

Эффективное выполнение властными  структурами своих функций предполагает четкое разделение их полномочий.

На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.

Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

Последние две категории  составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.

Региональные финансы— это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

Возникновение и развитие региональных финансов связано с  двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы  на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным  принципом построения государства.

В государствах с различным  типом устройства (унитарных или  федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных  государствах все ресурсы концентрируются  на верхнем уровне управления. В  федеральных государствах территориальные  органы власти обладают существенными  полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических  начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой  эффективности сбора бюджетных  доходов и осуществления расходов.

Региональные финансы  позволяют решать локальные экономические  и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном  порядке.

Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так  и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение  между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы  по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать  в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

Одна из главных задач муниципальных образований, требующих значительных финансовых ресурсов, — это благоустройство территорий, строительство дорог, защита окружающей среды. На муниципальном уровне в основном финансируется система образования, а также жилищно-коммунальная сфера.

Таким образом, на уровне территорий осуществляются расходы, касающиеся непосредственных интересов конкретного человека.

Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет является основой территориальных финансов.

Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Бюджет субъекта Федерации  и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М.: Юристъ, 2008.
  2. Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации // Система Консультант Плюс, 2006.
  3. Никулина И.А. Механизм финансово-правового регулирования расчетных правоотношений // Юрист. — 2007. — № 10.
  4. ru.wikipedia.org/wiki/Финансы

Информация о работе Местный бюджет