Сущность и значение местного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Система местных бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003года №131 ФЗ включает: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а так же бюджеты городских и сельских поселений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значение местного бюджета РФ 4
1.1. Понятие и структура местного бюджета 4
1.2. Факторы усиления муниципальных финансов в финансовой системе России 9
2. Особенности эффективного управления и развития местного бюджета РФ 16
2.1. Механизмы управления состоянием местного бюджета 16
2.2. Перспектива развития муниципальных бюджетов 21
3. Анализ состава и структуры доходов местного бюджет Московской области сельское поселение Синьковское за 2009-2010 г 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Система местных бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003года №131 ФЗ включает: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а так же бюджеты городских и сельских поселений.

     С начала образования местного самоуправления в Российской Федерации, если считать  время принятия Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прошло 15 лет. Для становления местного самоуправления срок довольно небольшой. За указанный период органами местного самоуправления приходилось ежегодно формировать свой бюджет, в соответствии с изменяющимся нормативными, законодательными, экономическими условиями.

       В результате реорганизации местного  самоуправления, осуществляемой в  рамках положений Федерального  закона №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство  Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.

     Исследованию  бюджета на муниципальном уровне посвящена данная работа. 
 

1. Сущность и значение  местного бюджета  РФ

1.1. Понятие и структура  местного бюджета

 

     Слово «бюджет» в переводе со старого английского  означает «кошелек». Как нам хорошо известно, в кошелек складывают денежные средства (это доходы бюджета) и вынимают, расставаясь с ними (это расходы). Муниципалитеты должны все доходы и расходы осуществлять сугубо из этого кошелька – местного бюджета, который они самостоятельно утверждают и исполняют.

     Становление и функционирование системы местных  бюджетов в Российской Федерации  регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ( с изменениями), Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.1

     Местный бюджет- это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

В местный  бюджет зачисляются местные налоги и отчисления от федеральных и  региональных налогов. Местных налогов всего два – это земельный налог и налог на имущество физических лиц. Особого наполнения муниципальному бюджету эти налоги не приносят. В муниципальном кошельке, по данным Минфина России, они занимают всего 12,2 %, хотя есть и другие цифры: доля земельного налога в доходах бюджета муниципалитета составляет 3%, а доля налога на имущество физических лиц – 0,3%. При этом, по ряду экспертных оценок, почти 80% земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.), что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы не компенсируются.

     Следует отметить, что Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, вступившим в силу с 2006 г., предусмотрена следующая классификация доходов местных бюджетов. В соответствии со ст.55 Закона к собственным доходам отнесены:

    -средства  самообложения граждан;

    -доходы  от местных налогов и сборов;

    -доходы  от федеральных налогов и сборов;

    -доходы  от региональных налогов и  сборов;

     -безвозмездные  перечисления из бюджетов других  уровней, включая дотации на  выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

     -доходы  от имущества, находящегося в  муниципальной собственности;

     -часть  прибыли муниципальных предприятий,  остающейся после уплаты налогов  и сборов и осуществления иных  обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов;

     -штрафы, установление которых в соответствии  с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления- добровольные пожертвования;

     -иные  поступления в соответствии с  федеральными законами, законами  субъектов РФ, решениями органов  местного самоуправления[2].

     Схема формирования доходов местных бюджетов представлена на рисунке 1. 

       

       

 

  
 

Рис. 1 - Схема формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований 

     Нормативы отчислений от федеральных налогов  и сборов в местные бюджеты  в настоящее время установлены  Бюджетным Кодексом РФ.

     Доходы  бюджета муниципального района образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

     Например, к налоговым доходам бюджетов муниципальных районов  относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативам, определенным бюджетным законодательством.

     -налога  на доходы физических лиц –  по нормативу 30%

     -единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%.

     - -единого сельскохозяйственного  налога – по нормативу 100 %

     -государственной  пошлины (подлежащей зачислению  по месту государственной регистрации,  совершения юридически значимых  действий или выдачи документов) – по нормативу 100%.

     При установлении местного налога законодательный орган муниципального образования может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     К неналоговым доходам местного бюджета  относятся:

     -доходы  от использования имущества, находящегося  в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а так же имущества муниципальных унитарных предприятий;

     -доходы  от продажи имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

     -доходы  от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

     -части  прибыли муниципальных унитарных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов или иных обязательных  платежей;

     В бюджеты муниципальных районов  и городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

     Финансовая  помощь от регионального бюджета  в форме дотаций, субвенций и  субсидий либо иной безвозвратной и  безвозмездной передачи средств  подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом местного бюджета.

     Перечень  расходных обязательств  муниципальных  образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определяется Законом о Бюджете на очередной финансовый год

     В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ исключительно полномочиями муниципалитетов  являются:

     формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения  и контроль за исполнением данного  бюджета; установление, изменение и  отмена местных налогов и сборов поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и др.

     Кроме того, муниципальные власти должны за счет соответствующих бюджетов финансировать  расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения, обеспечение  противопожарной безопасности, охрану окружающей среды.

     В соответствии с Конституцией РФ, федеральным  законодательством, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения  и полномочий предусматривается  совместное финансирование и ряда других направлений бюджетных расходов.

     С 2008 года основными доходными источниками местных бюджетов стали закрепленные налоги. Изменение в структуре налогов обусловлено переходом в разряд закрепленных источников налога на доходы физических лиц. Эта тенденция характеризуется положительно и позволяет прогнозировать муниципальным властям объемы налоговых поступлений в текущем и долгосрочном периоде для осуществления ими плановых действий для выполнения расходных обязательств.

     В 2009 г.на общем фоне возрастающей роли закрепленных налогов в доходах  отдельных муниципальных образований  прослеживается снижение этой доли в сторону регулирующей налоговой составляющей. Это объясняется вынужденной мерой со стороны региональных властей - закреплением за муниципальными образованиями более низкой доли регулирующей составляющей, представленной уменьшением норматива на доходы физических лиц, и увеличением дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, поскольку многие муниципальные образования обладают низким экономическим потенциалом, формирующим ограниченную налоговую базу, и существует риск несобираемости НДФЛ, и как следствие, невыполнение расходных обязательств.

     В части сохранения прямых и косвенных  налогов в структуре налоговых  доходов муниципальных образований отмечается сохранение и усилении тенденции предыдущих лет. Основными источниками налоговых доходов являются прямые налоги: единый налог на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, размер которых определяется результатом финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и уровнем доходов населения. Преобладание в доходах местных бюджетов удельного веса прямых налогов оценивается положительно, так как увеличение доли прямых налогов обеспечивает возможность местным органам власти влиять на рост налоговых платежей. Снижая административные барьеры, возникающие при вхождении в бизнес, местные власти стимулируют развитие предпринимательского сектора.

     Следует отметить, что установленный регионами порядок управления бюджетными доходами на местном уровне оказывает незначительное воздействие на укрепление самостоятельности местных бюджетов, поскольку федеральное законодательство по-прежнему делает упор на дотационные формы финансирования. В итоге межбюджетные трансферты становятся основой взаимодействия региона и муниципалитета. 

1.2. Факторы усиления муниципальных финансов в финансовой системе России

 

     Органы  местного самоуправления являются элементом  конституционной власти, однако отличаются от государственной власти. Они действуют  в пределах полномочий, определенных государственной властью. Ресурсная база, обеспечивающая их деятельность, определяется вышестоящими органами власти.2

     Органы  местного самоуправления представляют собой власть, действующую в рамках установленной компетенции. Эта  власть является подзаконной. Она функционирует на основе законодательства, принимаемого Федерацией и ее субъектами. Ее эффективность является важнейшим фактором, определяющим качество жизни граждан. Многообразие гражданских интересов обусловливает сложную процедуру их согласования. Эта процедура осуществляется на конкретных уровнях власти. Наиболее общие интересы граждан, в частности, поддержание законности, правопорядка, безопасности, обеспечиваются на уровнях Федерации и ее субъектов, конкретные интересы граждан в социальных услугах, образовании, здравоохранении, защите окружающей среды — на уровне местного самоуправления (муниципальном уровне).

Информация о работе Сущность и значение местного бюджета РФ