Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 01:14, курсовая работа
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие местного бюджета и рассмотреть источники формирования доходов бюджета и их классификацию;
- дать общую социально-экономическую характеристику муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Канагаласского улуса (района);
- провести анализ состава и структуры доходов местного бюджета муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса за 2008-2010 гг.;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие местного бюджета и особенности его планирования…………………….5
1.2 Источники формирования доходов местного бюджета и их классификация……9
2 ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАНСКИЙ НАСЛЕГ» МЕГИНО- КАНГАЛАССКОГО УЛУСА (РАЙОНА) ЗА 2008-2010 ГГ………………………16
2.1 Общая социально – экономическая характеристика муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино - Кангаласского улуса………………………………….16
2.2 Анализ формирования доходов бюджета МО «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса (района) за 2008-2010 гг………………………………………20
2.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию планирования доходов………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………
1.1 Понятие местного бюджета и особенности его планирования…………………….5
1.2 Источники формирования доходов местного бюджета и их классификация……9
2 ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАНСКИЙ НАСЛЕГ» МЕГИНО- КАНГАЛАССКОГО УЛУСА (РАЙОНА) ЗА 2008-2010 ГГ………………………16
2.1 Общая социально – экономическая характеристика муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино - Кангаласского улуса………………………………….16
2.2 Анализ формирования доходов бюджета МО «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса (района) за 2008-2010 гг………………………………………20
2.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию планирования доходов………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность темы. Вопросы совершенствования финансово-бюджетного планирования относятся к ключевым преобразованиям в сфере управления бюджетом. Сегодня одной из проблем является определение места нижнего бюджетного уровня в системе межбюджетных отношений. Независимо от модели бюджетных взаимоотношений, концентрация огромного дефицита на нижнем бюджетном уровне требует пересмотра государственной региональной политики и системы бюджетной помощи регионам, более тесной увязки ее с объективными бюджетными потребностями территорий. Основная проблема местного самоуправления в настоящее время сводится к малому объему собственных финансовых ресурсов. Необходимо совершенствовать планирование местного бюджета, что требует проведения комплексных исследований, а также формирования методологического обеспечения планирования бюджета. Это обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Анализ изученных источников и литературы. Вопросы финансового и бюджетного планирования исследовались отечественными и зарубежными специалистами, указанные вопросы отражены в трудах Г.Б.Поляка, А.Асарова, В.Врума, Е.П.Ильина и других.
Цель работы. Целью курсовой работы является анализ состава и структуры доходов бюджета муниципального образования и разработка рекомендаций по совершенствованию планирования доходной части местного бюджета.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие местного бюджета и рассмотреть источники формирования доходов бюджета и их классификацию;
- дать общую социально-экономическую характеристику муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Канагаласского улуса (района);
- провести анализ состава и структуры доходов местного бюджета муниципального образования «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса за 2008-2010 гг.;
- дать рекомендации по совершенствованию планирования доходов местного бюджета.
Объектом исследования является Муниципальное образование «Алтанский наслег» Мегино-Кангаласского улуса (района).
Предметом исследования - его деятельность по планированию доходов.
Хронологические рамки исследования: период 2008- 2010 гг.
Теоретико-методологические основы исследования составляют научные труды по бюджетному анализу российских и зарубежных авторов, а также при написании данной работы были использованы нормативно - правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), отчетные данные МО «Аланский наслег» Мегино-Кангаласского улуса.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
Местный бюджет необходимый атрибут муниципальных образований и материальная основа местного самоуправления. В литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридических аспектах. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного самоуправления[1].
В соответствии со ст.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации: бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования[2].
Местные бюджеты используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают территориальный воспроизводственный процесс; во-вторых, высокой степенью действительности перераспределительных отношений; в-третьих, гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования существует не как заданная раз и навсегда, а как постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.
Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.
Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования – финансовая поддержка сохранения признаков муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления. Муниципальное образование – это часть государства. И насколько существование любого государства невозможно без финансирования его задач, отраженного в государственном бюджета, настолько же невозможно функционирование местного самоуправления без соответствующего плана образования и распределения муниципальных финансовых ресурсов в виде местного бюджета. именно поэтому муниципальный бюджет имеет не только местное, но и государственное значение.
Наиболее наглядно роль местного бюджета прослеживается через его функциональную направленность.
Роль местных бюджетов заключается в следующем:
1. в создании финансовой базы для реализации функций органов власти субъектов местного управления. Финансовые ресурсы, собранные в местных бюджетах, также необходимы для создания денежных фондов административно-
2. наличие местных бюджетов дает возможность регионам самостоятельно распоряжаться и расходовать финансы на социально-экономические нужды региона, то есть выделять денежные средства на развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, муниципального жилищного фонда и т.д.;
3. формирование местных бюджетов дает возможность органам местного самоуправления направлять необходимые финансовые ресурсы на решение стратегических задач, а также осуществлять долгосрочное планирование и вкладывать денежные средства в виде инвестиций в развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;
4. развитие и расширение производства приводят к увеличению использования материальных и трудовых ресурсов, а это является одним из эффективных методов борьбы с безработицей на местном уровне[3].
Материальное воплощение бюджета, это всегда особый юридический документ, принимаемый представительным органом власти, имеющий специально установленную законом структуру, в котором закрепляются все планируемые на очередной финансовый год доходы и расходы.
Как отмечается в современной научной литературе, «… реально в большинстве субъектов Российской Федерации присутствуют два уровня местных бюджетов». Так, в 24 субъектах Федерации созданы местные бюджеты двух уровней, в 15 – местные бюджеты на уровне поселений и районные (государственные) бюджеты. Кроме того, в составе бюджетов районов имеются сметы доходов и расходов поселков и сельских администраций. Таким образом, местные бюджеты имеют не все населенные пункты, а только поселения, являющиеся муниципальными образованиями[4].
Если муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся поселениями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета. Если же на территории муниципального образования имеются муниципальные образования нижестоящего территориального уровня, право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня[5].
Все муниципальные образования имеют право на минимальный местный бюджет. Минимальные местные бюджеты муниципальным образованиям обеспечивают федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Федерации путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Если переданных доходных источников будет недостаточно для обеспечения минимального местного бюджета, местному бюджету будет предоставлена финансовая помощь в виде субвенций из федерального и региональных бюджетов[6].
Местный бюджет выполняет распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция концентрирует денежные средства в органах местного управления. В местный бюджет поступают денежные средства, доходы от использования, находящиеся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов и т.д. Аккумуляция финансовых ресурсов бюджета создает возможность обеспечивать равномерный рост экономического и социального развития муниципальных образований.
Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, повышения эффективности производства. Важное значение при этом имеет социальная направленность бюджетных средств.
Все доходы и поступления от источников финансирования, вносимые в бюджет, зачисляются на единый счет, и финансирование всех предусмотренных расходов происходит с единого счета.
Органы местного самоуправления регулируют бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования согласно компетенции, определяемой законодательством РФ и субъектов РФ. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных доходов муниципального образования.
Вторая функция местного бюджета – контрольная. Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных бюджетов, как фактически все финансовые ресурсы, поступающие в местный бюджет, распределяются по затратным статьям, как они используются. Представители органов самоуправления определяют организационные формы контроля за использованием утвержденного им бюджета.
Согласно принципу самостоятельности бюджетов муниципальных образований местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется главой и администрацией самостоятельно в соответствии с уставом данного муниципального образования. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджет состоит из обычной сметы доходов и расходов. Местная администрация вносит проект решения о бюджете поселения на очередной финансовый год на рассмотрение Наслежного Совета в срок, установленный муниципальными правовыми актами.
Как и бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации местный бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Доходы местных бюджетов по своему экономическому содержанию представляют собой денежные средства, поступающие в эквивалентном и безвозмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций[7]. Наличие собственной устойчивой доходной базы местного бюджета является главным условием успешного развития муниципального образования.
Доходы местных бюджетов могут формироваться из трех основных источников: