Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 Допустить  к защите в ГАК

 Зав.кафедрой  ФДОи К

 к.э.н., профессор

_________ С.С.  Жукова 

 «__»  _________ 2012 г.

Тарасова Елена Леонидовна

ТЕМА

Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

 

Научный руководитель:

Корчемкина  Елена Сергеевна

Автор работы:

                                                                                    Тарасова Елена Леонидовна

 

Работа  выполнена на кафедре Финансов,

денежного обращения и кредита по специальности – Финансы и кредит

специализации – Государственные и муниципальные  финансы 

Защита в  ГАК

«___»________20__г.

на оценку___________

секретарь________

                                                          Тюмень 2012г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1 Теоретические  аспекты формирования ………………………...…….…5

 доходов  местных бюджетов ……………………………………………................5

1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5

  1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11

  1.3.Особенности доходной базы  бюджетов разных типов…………………….17

       муниципальных образований…………………………………………………17

Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета  …………………...23

     (на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23

  2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23

  2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30

      Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30

Глава 3 Проблемы и перспективы  поступления доходов………………………..39

  в местный бюджет………………………………………………………………...39

   3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49

    3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49

Заключение………………………………………………………………………....54

Список использованной литературы……………………………………………..57

Приложение………………………………………………………..……………….62

         

 

ВВЕДЕНИЕ

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

 Для осуществления властных полномочий на местах – непосредственной обязанности органов местного самоуправления необходимы финансовые ресурсы. Финансы обеспечивают воспроизводственный процесс тем образом, что обеспечивают покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов. Последние, прежде чем обеспечить процесс воспроизводства, должны быть аккумулированы различными способами в форме целевых финансовых ресурсов или финансовых фондов. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные  налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов  субъектов Российской Федерации  в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, закрепленными  на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной  власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных  полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Бюджеты муниципального образования являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.  Финансовая стабильность муниципальных образований может быть обеспечена только надлежащей законодательной базой. Местные финансы для муниципального образования являются основой, с помощью которой органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Наличие достаточной доходной части местного бюджета для конкретного муниципального образования это залог его успешного развития. Если полномочия органов местного самоуправления не подкреплены соответствующей материально-финансовой базой, то реализация этих полномочий становится не реальной.

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие, функции, структуру и виды доходов местного бюджета; провести анализ формирования доходной части местных бюджетов в Российской Федерации в условиях развития местного самоуправления; разработать пути совершенствования формирования доходов бюджета муниципального образования. Объектом исследования являются доходы местных бюджетов как объективно существующие экономические отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда на уровне муниципальных образований.

Предметом исследования являются резервы роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов для целей укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований в долгосрочной перспективе.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования доходов местных бюджетов

              1.1. Социально-экономическая сущность местных бюджетов

 Муниципальный (местный) бюджет как экономическая категория, также как и федеральный бюджет, реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально – экономических задач. Термины "муниципальный" и "местный", а также словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Местный бюджет утверждается на очередной  финансовый год и плановый период. Составление местного бюджета основывается на:

-  бюджетном послании  Президента Российской Федерации;

- послании Губернатора  области, в котором определяются  основные направления бюджетной  и налоговой политики области  на очередной финансовый год  и плановый период;

- прогнозе социально-экономического  развития области на очередной  финансовый год и плановый  период;

 - основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

- прогнозе социально-экономического  развития муниципального района.

 Решения районной Думы  о внесении изменений в решения  о налогах и сборах, решения  районной Думы, приводящие к изменению  доходов местного бюджета, вступающие  в силу в очередном финансовом  году и плановом периоде, должны  быть приняты до внесения в  районную Думу проекта решения   о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Работа по составлению проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период начинается не позднее, чем за 9 месяцев до начала очередного финансового года.

Местные бюджеты могут  формироваться из трех основных источников:

1) государственных средств,  передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

2)  собственных средств  муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому  подобное;

3)   заемные средства  или муниципальный кредит.

Соотношение этих трех основных источников в структуре местных  бюджетов определяет самостоятельность  муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. 

Местный бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Он имеет свои особенности:

* местный бюджет является особой экономической формой пере распределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

с помощью  местного бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

* пропорции  местного бюджетного перераспределения  стоимости определяются потребностями  воспроизводства, задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе. 

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической  и финансовой базы для его осуществления. В бюджетной системе Российской Федерации, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением  которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.  
Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. 
Они выполняют следующие функции:

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ