Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

3.2 Мобилизация  неналоговых доходов  местного бюджета.

В настоящее  время проблемы формирования и управления в целом неналоговыми доходами в  России отошли на второй план на фоне проводимых бюджетной и налоговой реформ. Вместе с тем для большей активизации  всех имеющихся у государства  ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета. Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ. Эффективным шагом на пути к мобилизации неналоговых доходов местного бюджета является качественно организованный учет муниципального имущества. В методических рекомендациях Минфина России отмечается, что «увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании». В   целях увеличения   доходной   части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.

Доходы от использования  муниципального имущества:

Осуществлять проверки организаций  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование имущества, находящегося в муниципальной  
собственности, на предмет своевременного и полного поступления в местный бюджет средств от его использования: дивидендов по акциям, доходов  от сдачи в аренду недвижимого имущества, доходов от арендной  платы за земельные участки, доходов от продажи производственных и непроизводственных фондов,  транспортных средств, иного  оборудования и других материальных ценностей, прочих поступлений  
от имущества, находящегося  в местной собственности;

 Регулярно заслушивать  плательщиков, допустивших  нарушения платежной дисциплины, принятие мер по принудительному  взысканию недоимки;

Провести мероприятия  по изъятию  недвижимого имущества, не используемого  
в хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, с целью зачисления в муниципальную казну и  последующей передачи в аренду;

Доходы от платных  услуг и от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности:

Провести проверки смет доходов  и расходов во всех бюджетных учреждениях, финансируемых за счет местного бюджета;

Неналоговые доходы, закрепленные за администраторами поступлений  местного уровня:

Организовать учет и отчетность по начислениям администрируемых доходов  с целью своевременного выявления  фактов неисполнения платежной дисциплины;

Администраторов неналоговых  доходов, не выполняющих план бюджетных назначений, заслушивать на административном совете;

В этой связи  рекомендуются следующие мероприятия:         

-проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

-определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;

-выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

-установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;

-утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;

-осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале, в том числе от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности. С целью обеспечения поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,  необходимо провести следующие мероприятия:

-принять нормативные правовые акты о порядке и размерах  зачисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

-внедрять методы бюджетирования в управлении хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, направленные на увеличение прибыли;

-установить контроль со стороны органа местного самоуправления за формированием и расходованием резервных фондов муниципальных унитарных предприятий, использованием амортизационных отчислений.

В целях  мобилизации доходов по предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности рекомендуется предусмотреть установление заданий по объемам привлечения  дополнительных средств муниципальными учреждениями, находящимися  в ведении  органов местного самоуправления, без  ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно. Увеличения поступлений неналоговых доходов местных бюджетов органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо организовать работу по привлечению дополнительных средств в местный бюджет путем: 

-установления  размеров платы за пользование  бюджетными средствами,   предоставляемыми  на возвратной  и возмездной  основе;

-начисления  процентов в случае продления  срока по предоставленным ранее  отсрочкам и  рассрочкам платежей;

-установления  ответственных администраторов  неналоговых доходов и определения  требований к их деятельности;

-назначения  представителей муниципального  образования в акционерные общества  с долями муниципального образования  для защиты интересов муниципального  образования;

-планирования  поступлений в местный бюджет  от возврата дебиторской задолженности  прошлых лет.

Неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым  платежам, но, несмотря на это, государство  должно способствовать росту неналоговых  поступлений в бюджеты, потому что  именно рост неналоговых доходов  будет способствовать сокращению дефицита всех уровней. Неналоговые доходы, равно  как и налоговые устанавливаются  органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Доходы являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органам и администрацией.  Органы местного самоуправления планомерно осуществляют: повышение качества механизмов оздоровления муниципальных финансов, создание условий для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов, устанавливать местные налоги и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; в соответствии  с законодательством РФ принимают  решения об  установлении  или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты, определять   направления   использования   средств  местных бюджетов; создавать резервные,  бюджетные и внебюджетные   целевые фонды.

 В целом укрепления и дальнейшее развитие института местного самоуправления в значительной мере зависит от того, будут ли созданные условия для финансовой независимости органов местного самоуправления основу, которой представляют местные бюджеты.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая проблемы формирования местных бюджетов, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых – с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача, стоящая перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной доходной части местных бюджетов. В числе проблемных вопросов в формировании доходной базы местных бюджетов, межбюджетных отношений следует назвать предоставление налоговых льгот по местным налогам на федеральном уровне. Президентом РФ в Бюджетном послании на 2010–2012 годы поставлена задача инвентаризации и оптимизации этих льгот и разработки механизма компенсации местным бюджетам. В этом случае муниципалам остается только ждать.  Отсутствие на федеральном уровне методик и нормативов для расчета объемов расходных обязательств муниципальных образований не позволяет сделать вывод о достаточности обеспечения местных бюджетов доходными источниками. Мониторинг финансового положения муниципальных образований, проводимый по поручению Минфина России, фиксирует только фактически произведенные расходы местных бюджетов. Реальные же потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении не учитываются.  Кроме того, не менее важно для муниципальных сообществ получение налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, а также муниципальной статистики по каждому муниципальному образованию. Обращает на себя внимание и то, что действующими нормами Бюджетного кодекса РФ не предусмотрена возможность предоставления субсидий бюджетам поселений за счет средств бюджетов муниципальных районов.  Безусловно, многие проблемы, влияющие на поступление местных налогов, укрепление финансовой базы местных бюджетов, совершенствование межбюджетных отношений, требуют решения на федеральном уровне. В том числе и совершенствование кадастровой оценки земель, внесение изменений в действующее законодательство по обеспечению обязательной регистрации собственности граждан. На муниципальном уровне первоочередной задачей в решении проблемы пополнения местных бюджетов является снижение недоимки по местным налогам и арендным платежам.  В условиях нестабильной ситуации с доходной частью местных бюджетов органы местного самоуправления не освобождаются от соблюдения бюджетной дисциплины, своевременности осуществления всех расчетов, обеспечения достаточной ликвидности бюджета. В противном случае задержка бюджетных платежей, рост кредиторской задолженности будут только осложнять ситуацию.  Доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании. Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношений является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно местных бюджетов. Формирование местных бюджетов осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных - стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета могут полностью или частично осуществляться на договорной основе муниципального района. В местные бюджеты раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления.  Наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Действительно, зачастую из-за недостатка средств муниципалитеты не в состоянии полноценно осуществлять свои полномочия. Основная проблема в том, что местные налоги, в частности земельный налог и налог на имущество физических лиц, пока не могут стать определяющими в местных бюджетах, поскольку доля поступлений от этих налогов составляет лишь несколько процентов. Кроме того, даже все в совокупности налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не могут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы.

Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и  формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность  и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны. Создание финансовой базы - главная социальная - экономическая сущность местных бюджетов. Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный  кодекс Российской федерации   по состоянию на 20 сентября 2011г  с учетом изменений № 162- ФЗ, - С. 52

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Издательство «Юридическая литература»; Москва, 2007г.

3. Решение  об утверждении положения о  бюджетном процессе в Шороховском  сельском поселении на 2010г.

4. Решение Думы Шороховской сельского поселения от 28.04.2010 № 358 "об утверждении отчета об исполнении Бюджета Шороховского  сельского поселения на 2010год" 

5. Решение Думы Шороховской сельского поселения от 27.04.2011 "об утверждении отчета об исполнении Бюджета Шороховского  сельского поселения на 2011год" 

6. ФЗ №  115-ФЗ «О бюджетной классификации  в Российской Федерации» (от 15.08.1997 г), редактирован 18.12.2007г.

7. ФЗ №  126-ФЗ "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации" (от 25 сентября 1999г.), ред. 28.12.2005 г.

8. Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации: Федеральный закон  от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.// Российская газета. – 2009г.-№12

9. Доходы  местного бюджета Шороховского  поселения  на 2009 год// Вестник  № 7 2009г.

10. Доходы  местного бюджета Шороховского  поселения  на 2010 год// Вестник  № 11 2010г.

11. Пояснительная записка к отчету об исполнении местного бюджета I- IV квартал 2010гг. Журнал «Экономика России: XXI век» - С. 12-19.

12.Антонова  В.П. Актуальные проблемы формирования  местного самоуправления  в РФ («Круглый стол» в институте  государства и права РАЕ), 2007г  ,(№5),С. 58-100.

13. Алексеев  О.Б, Лаптев П.И. Местное самоуправление  в России: эффективное управление  муниципальными финансами. Практические  рекомендации. - М: - Издательство, 2009.

14. Бабич  А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник.  М: Финансы, 2007г.

15.Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник для вузов / под ред.  М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ,-2008г

16. Горный  М.Б., Ошурков М.Б., Скрябина Н.И.  Основы муниципальной экономики  - М.: Весь Мир, 2008г.

17. Гиляровская  С.В. О самостоятельности бюджетов  в Российской Федерации// Финансы.  – 2007. – (№2). – С.16-19.

18. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное посо¬бие/ Л.С. Гринкевич, Н.К, Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. — М.: КНОРУС, 2007. – с.560 ,

19. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – с. 304 

20. Зуев В.М., Кузнецов С.С. Финансовые основы  местного самоуправления в Российской  Федерации: правовой аспект. - М., 2009г.

21. Кутафин  О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное  право РФ. – М.: Юристъ, 2006. – с. 305.

22. Крохина  Ю.А. Бюджетное право и российский  федерализм. – М.: Юриспруденция, 2007. – с. 182.

23. Ларина  С.Е. Перспективы развития муниципальных  финансов// Финансы – 2007, №11.

24.Местное  самоуправление: технологии социально-экономического  роста / Под ред. А. Г. Воронина  и В.Н Ивановой. - СПб., Изд-во СПб  ун-та, 2007г.

25. Мороз  Т.А. Формирование доходов местных  бюджетов, - Изд-во: М, 2009г

26. Нешитой  А.С. Финансы: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2005г

27. Общая  теория финансов: Учебник /Л.А.  Дробозина, Ю.Н. Константинова,  Л.П. Окунева и др.; Под ред.  Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи,  ЮНИТК, 2005г.

28. Позднякова  Т.А. Местные бюджеты в системе  финансового регулирования экономики. - СПб: Институт Экономики и  финансов, 2007г.

29. Пронина  Л.И. Местные финансы проблемы  и пути решения// Финансы. –  2006. – (№7). – С.25-27.

30. Поляк  Г. Б. Финансы местных Советов  - М.: Финансы и статистика, 2005г

31. Поляк  Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА,2007г

32. Проблемы  формирования местных бюджетов  в новых условиях / Боровик В. // Бюджет. – 2008 г.,( № 4).

33. Проблемы  и пути совершенствования исполнения  региональных и местных бюджетов  в современных условиях: материалы  межрегиональной научно-практической  конференции. - Екатеринбург, 2006 год,  С.128-145

34. Романовский  М.В., Врублевская О.В. Бюджетная  система Рос-сийской Федерации:  Учебник. -М.: ЮРАЙТ, 2005.

35.Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 25) – М.: ИЭПП, 2010. – 77-80 с. http://www.iet.ru/trend/2009/index.htm

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ