Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

 

Доходную часть местного бюджета  характеризуют данные табл.2.1 можно  сказать, что за период с 2008г по 2010г в доходах местного бюджета преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи, за счет дотаций, субвенций и межбюджетных трансфертов с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемой период не снижается, а наоборот имеет рост с 1942,4 тыс. руб. до 2495 тыс. руб. Это говорит о том, что собственных доходов сельского поселения не достаточно для осуществления полномочий на проведение таких расходов как оплата уличного освещения,  содержание дорог в зимний и летний период, т. к в течение финансового года возможны повышение тарифов и вследствие этих лимитов,  предусмотренных по бюджету может быть не достаточно. Для наглядности представим структуры доходов Шороховского поселения в виде диаграммы.

 

Однако нельзя  говорить о том, что у местного бюджета отсутствуют собственные доходы. Рассмотрим структуру доходов неналоговых и налоговых доходов.                                                                                 

                                                                                                        Таблица 2.2.

Структура налоговых  и неналоговых доходов местного бюджета               Шороховского поселения за 2009-2011гг, тыс. руб.

 

Наименование доходов

 

2009г

факт

Уд. вес. к общ

Доходу 

2009г

 

2010

факт

Уд. вес к общ. Доходу

2010г.

 

2011

факт

Уд. вес к общ. Доходу

2011г.

Доходы

2794,3

100

3538

100

4 164

100

Налоговые и неналоговые доходы

851,9

30,5

1188

33,6

1669

40,0

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

21,5

21,5

877,1

24,8

1022

24,5

Налог на доходы физических лиц

21,5

21,5

877,1

24,8

1022

24,5

Налоги на совокупный доход

40

1,4

41

1,2

42

1,0

 

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

93,4

3,4

106,7

3,0

338

8,1

Налог на имущество физических лиц

27,7

1,0

19,7

0,6

62

1,5

Земельный налог

65,7

2,4

87,0

2,4

276

6,6

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ

32,2

1,2

57,5

1,6

54

1,3

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий.

32,2

   1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57,5

   1,6

54

    1,3

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

75,8

2,7

93,2

2,6

201

4,8

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в безвозмездное пользование  государственного и муниципального имущества (за исключением имущества  автономных учреждений, а также имущества  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных)

75,8

    2,7

93,2

    2,6

201

    4,8

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ  МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

11,5

0,4

12,5

0,4

12

0,3

Доходы от продажи земельных  участков, находящихся в государственной  и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных учреждений)

11,5

   0,4

12,5

   0,4

12

     0,3


 

Из таблицы 2.2. видно, что объем удельного веса неналоговых и налоговых поступлений от общего объема доходов приходится на 2011г. Прослеживается наибольший показатель налоговых доходов - налог на доходы физических лиц, который составляет с 21,5% до 24,5%; Таким образом, можно сделать вывод, что объем поступлений налоговых доходов в местный бюджет напрямую зависит от стабильности установленных нормативных отчислений вышестоящими бюджетами органами, которые узаконены нормативными документами, а налогоплательщики как физические, так и юридические лица, соблюдая, законодательство в полном объеме выплачивают,  налоговые платежи в местный бюджет. Следует отметить, что снижение доли собственных  доходов происходит не только за счет изменение налогового и бюджетного законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечить рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи. За счет, каких налоговых ресурсов изменились доли доходов поселения? Для этого проанализируем структуру долей налоговых поступлений.

 

 

 

 

 

                                                                                                          Таблица 2.3.

Доля  отдельных видов доходов в  структуре налоговых доходов  Шороховского поселения 2009-2011гг.,

 

 

Показатели

2009г

2010г

2011г

Отклонения 2011/2009

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля 

в%

тыс.руб.

доля в%

(%)

Налог на доходы физ. лиц.

21,5

11,5

877,1

81,0

1022

70,2

+58,7

Налог на совокупный доход

40

21,4

41

3,8

42

2,9

-18,5

Налог на имущество физ. лиц.

27,7

14,8

19,7

1,8

62

4,3

-10,5

Земельный налог

65,7

35,1

87,0

8,0

276

19,0

-16,1

Государственная пошлина

32,2

17,2

57,5

5,3

54

3,7

-13,5

Всего налоговых доходов

187,1

100

1082,3

100

1456

100

-


 

Как показывают результаты таб.2.3. наибольший удельный вес в структуре налоговых  поступлений составляет налог на доходы физ. лиц: 11,5%-09г,

81%-10г,  и 70,2%-11г. В 2009г-21,5 тыс. руб., а  в 2010гувеличился и составил 877,1 тыс.руб., в 2011г налог достиг  до 1022 тыс.руб. доля  налога в общей структуре налоговых доходов выросла на 58,7%, поэтому чем больше будет доходы у жителей, тем самым больше будет доходы в местный бюджет, но проблема конечно не только органов местного самоуправления, но экономическая социальная политика органов власти. К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно. Уменьшение или увеличение прочих налоговых поступлений происходит за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.                                                                        

 

Таблица 2.4

         Динамика налоговых доходов в 2009-2011гг.,                    тыс. руб.

 

Наименование

 

2010г факт

 

2011г факт

Динамика (роста снижения)

Динамика (роста снижения в %)

Доходы всего:

3538

4164

626

117,7

Налоговые доходы:

1959,3

2478

518,6

126,5

В том числе:

Налоги на прибыль

877,1

1022

144,9

116,5

Налог на доходы физ. лиц.

877,1

1022

144,9

116,5

Налог на совокупный доход

41

42

1

102,4

Налог на имущество физ. лиц.

19,7

62

42,3

314,7

Земельный налог

87,0

276

189

317,2

Государственная пошлина

57,5

54

-3,5

93,9


Из данной таблицы 2.4 следует, что существенную часть налоговых доходов составляют два источника: НДФЛ и земельный налог. По сравнению с 2009г, в 2010 налог на физических лиц увеличился на 144,9 тыс. руб.(116,5%) , что связано в связи с добавлением заработной платы работающих, а земельный налог - на 189 тыс. руб. (317,2%), в связи с увеличением объемов земель находящихся у физических и юридических лиц. Задачами по укреплению налоговых доходов местного бюджета заключается в дальнейшем,  усилению мер налогового администрирования. Анализ состава доходов Шороховского поселения за 2008-2010гг, позволяет сделать вывод, что ежегодные собственные доходы бюджета увеличиваются, а уровень доходов бюджета формируется за счет межбюджетных трансфертов.

 

 

 

Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов  в местный бюджет

            3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет

Для большинства  стран мира налоги являются основным доходным источником. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 По  своей природе налоги как инструмент  хозяйственной политики играют  двоякую роль, выступая, с одной  стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как  мощный регулятор определенных  хозяйственных и общественных  отношений. Изменение ставки налогообложения  может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги  позволяют также систематизировать  и регламентировать определенные  виды деятельности. Поэтому принципиально  важно не только то, какие объемы  доходов обеспечивают налоговые  поступления, но и способность  муниципалитетов влиять на формирование  самой налоговой базы. Основным доходным источником местных бюджетов (более 60% налоговых поступлений) является НДФЛ. Однако в связи с отсутствием отчетности по НДФЛ возникают трудности в отслеживании полноты поступлений по данному налогу в местные бюджеты. При этом налоговые органы не имеют права применять меры принудительного взыскания задолженности по НДФЛ через инкассовые распоряжения.  Задолженность по НДФЛ выявляется и взыскивается налоговыми органами только в результате проводимых ими проверок (письмо ФНС России от 2 марта 2007 г. № 215-31/5290). Это позволяет недобросовестным налоговым агентам не перечислять удержанные из доходов работников суммы НДФЛ и использовать их в хозяйственном обороте.  При этом укрупнение налоговых органов (создание межрайонных инспекций), приведшее к увеличению нагрузки на их работников, не позволяет обеспечивать стопроцентный учет начисленных и уплаченных сумм НДФЛ, что исключает возможность применения налоговых санкций к недобросовестным налоговым агентам.  Еще одной важнейшей проблемой, влияющей на эффективность деятельности органов местного самоуправления, является, проведение реформы налоговых органов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов» отрицательно повлияло на взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными налоговыми органами, направленное на обеспечение полноты учета налоговой базы по местным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физических лиц), повышение качества прогнозирования и планирования органами местного самоуправления доходов местных бюджетов, своевременное и полное поступление налогов в местные бюджеты. 

Неотложное  принятие Налогового кодекса, а также  проведение на его основе радикальной  налоговой реформы, – это необходимое  условие укрепления доходной базы бюджетов всех уровней. Главной целью налоговой реформы в бюджетах должно стать выполнение таких задач:

- ослабление  налогового пресса;

- упрощение  процедуры налогового администрирования;

- создание  надежной защиты прав налогоплательщиков;

- уменьшение  системы льготного налогообложения.

В этой связи  актуально рассмотрение вопроса  о предоставлении органам местного самоуправления права устанавливать  налоговые льготы или полностью  освобождать от налогообложения  только что созданные предприятия, которые в начале своей деятельности имеют отрицательные финансовые потоки, но производят  конкурентоспособную продукцию, а также права предоставлять отдельные льготы малому и среднему бизнесу.

В целях реализации прав органов  местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется  утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот  по местным налогам с учетом показателей  бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.  При этом критерии оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны исходить из обязательности выполнения следующих условий:      

а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования;     

б) создание необходимых экономических  условий для развития инновационной  и инвестиционной деятельности;      

в) оказание благоприятных экономических  условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.

В рамках решения проблемы укрепления доходной   базы  местных бюджетов  особое значение имеет количественная и качественная характеристики наличия тех или иных налогов, непосредственно определяющих налоговый потенциал  муниципального образования. Особого внимания заслуживает действующая система местных налогов и сборов. Важным источником доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог). Наличие значительного числа федеральных льгот по земельному налогу, отсутствие механизма актуализации кадастровой оценки земельных участков, проблемы разграничения прав собственности на землю между государством и местным самоуправлением приводят к снижению арендной платы за землю, к выпадению из местных бюджетов до 60% поступлений от земельного налога.

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ