Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим. 
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое  развитие района. Местные бюджеты  позволяют органам муниципальной  власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства. 
В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. 
С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. 
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). 
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами). Роль бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении». 
Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объективной основой использования  местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации  денежных средств оказывать влияние  на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических  процессов в регионе, контролировать  своевременность и объемы поступления  финансовых ресурсов в распоряжение органов управления. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранении.

 

1.2. Система  доходов местных бюджетов

 

С 1991 года Российская Федерация  начала переход к принятому в  большинстве стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость  местных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня. Это,  как предполагалось, создаст базу  для  самостоятельности  местных органов управления. Реорганизация  местного финансирования на основе новых  принципов сама по себе очень сложна.

Сложность перехода заключается, прежде всего, в том, что невозможно механически перенести бюджетные  расходы, не финансировавшиеся территориальным  бюджетом в рамках унитарной системы, на новые, независимые бюджеты.

Необходимо учитывать  специфику, ранее существовавшей бюджетной  системы, состоящую в том, что  значительная часть расходов на социально-культурные мероприятия финансировалась  в  пределах унитарной системы отраслями  материального производства из соответствующих  фондов предприятий. Этот аспект проблемы практически не нашел отражения  при определении новых источников формирования доходов местных бюджетов.

Реформы, проводимые с 1992 года привели к тому, что произошел массовый отказ от финансирования социальной сферы предприятиями и отраслями.

Часть объектов этой сферы  в 1992-1993 годах  были переданы территориальным  органам управления. Значительная их часть реализована для использования  в других целях. Особенно актуальной стала проблема организации инвестиционного  процесса в социально-культурной сфере, поскольку в местных бюджетах соответствующие средства предусмотрены  не были, а другие формы финансирования были еще не найдены или не апробированы. Объем доходной части местных бюджетов  с 1993 года упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это  привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планировалось, а также отрицательно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены были обращаться за коммерческими кредитами.

В целом система доходов  из многоканальной перешла в двухуровневый  принцип организации: бюджет на региональном уровне; местный бюджет на районном (городском) уровне.

В 1995 году в РФ на местном  уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием  Федерального закона  «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия: его правовые, экономические и финансовые основы. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование». Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом  муниципального образования.

Принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего  ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации. Доходы местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ. В местные бюджеты поступают ассигнование на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых ассигнование на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнование на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятых государственной власти.

Наиболее значимая часть финансовых поступлений в местные бюджеты  – налоговые поступления, с помощью  которых мобилизуются средства предприятий  и населения. Данные поступления  представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов  хозяйствования и населения органам  государственного управления, поступающие  в установленных законом размерах и в определенные сроки. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Также можно выделить следующие  каналы и виды поступлений – это  доходы физических и юридических  лиц от предпринимательской деятельности. К ним можно отнести заработную плату, пенсии, пособия, доходы по вкладам  частных лиц и другие поступления, а также прибыль от предпринимательской  деятельности, осуществляемой целиком  или частично на данной территории.

Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов  полученных с самой территории, и  распределенная налогов по бюджетам разных уровней. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.

С точки зрения способов разграничения  налоговых поступлений между  уровнями власти можно выделить три  основных вида:

1. Система надбавок и отчислений.

2. Система размежевания доходных  источников между государством  и местным самоуправлением по  конструкции налогов.

3. Система размежевания доходных  источников между государством  и местным самоуправлением по  видовому признаку.

Первая система предполагает установление единых для всего государства  видов налогов и распределение  их долями между различными уровнями власти. Подобная система применяется  сегодня в нашей стране и обладает рядом существенных недостатков. Прежде всего, она предусматривает наличие  регулирования бюджетов на всех уровнях. Наиболее простым способом увеличения собственных доходов становится перераспределение доходных источников между уровнями власти, что в свою очередь неизбежно приводит к  конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной  власти в процессе формирования и  исполнения бюджета. При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета. Наконец, данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников. Не улучшают данной системы и попытки ее совершенствования через разрешение введения региональных и местных надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.

Несколько модифицирует первую систему  разграничение доходов между  органами власти через различную  конструкцию налогов вторая система. В данном случае и государство, и  местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.

Наиболее распространена в странах  с развитым местным самоуправлением  третья система, предполагающая разграничение  и закрепление доходных источников за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе  недостатки предыдущей системы устраняются, однако достаточно сложным оказывается  механизм разграничения доходных источников по видовому признаку. Проблема состоит  в том, что эффективность работы данной системы налогообложения  напрямую зависит от того, какие  виды налогов будут закреплены за вполне определенными уровнями власти.

Предполагается, что в основу закрепления  доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:

1. Желательно соответствие видов  доходных источников предметам  ведения органов местного самоуправления.

2. Поскольку право на местное самоуправление выступает не как право личности, а как коллективное право, то за органами местного самоуправления должны закрепляться, прежде всего, налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. Население непосредственно или через представительные органы местного   самоуправления    в    соответствии    с    действующим законодательством  могут  принимать решения о разовых добровольных сборах  средств  граждан  для  финансирования   решения   вопросов местного значения. Собранные в соответствии с указанными решениями средства используются исключительно по целевому назначению.  Органы местного  самоуправления  информируют  население  об использовании средств самообложения. По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет, зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач.

Несмотря  на большое число местных доходов, их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. Можно выделить следующие основные принципы их использования:

— по мере возможности, для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат;

— для капитальных затрат целесообразно использовать, субсидии, займы, налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ