Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

Поступления же от налога на имущество  физических лиц на протяжении ряда лет не являются серьезным источником доходов местного бюджета, что определяются рядом причин. С одной стороны, правовые механизмы формирования имущественных  прав физических лиц требуют совершенствования  и дальнейшего развития, а с  другой стороны, муниципалитеты имеют  различный потенциал поступлений  от данного налога, потому что собственность  физических лиц, как и их доходы, дифференцирована по группам домохозяйств и неравномерна по территориям.

Налог на имущество взимается, исходя из экономического положения собственности, а не из величины получаемого дохода. Налог на имущество уплачивается в денежной форме, поэтому могут  возникнуть осложнения в тех плательщиков, которые обладают значительным имуществом, но не имеют достаточных текущих  доходов. До сих плательщиков относятся  пенсионеры и другие лица с фиксированными доходами. Поэтому должны быть предусмотрены  налоговые принципы для отдельных социальных групп с целью их защиты от налоговой перегрузки.

 В целях  увеличения доходов местного  бюджета, а также организации  контроля за начислением и  поступлением земельного налога  и налога на имущество физических  лиц необходимо предусмотреть: 

  1. Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.
  2. Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
  3. Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.
  4. Необходимо рационально осуществить анализ всех возможных предложений на местном уровне и законодательно закрепить расширенный перечень местных налогов и сборов, который обеспечит наилучшие варианты их выбора для конкретных территорий.
  5. Обеспечить дальнейшее развития малого предпринимательства. 
  6. Создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании. 
  7. Сократить недоимку по налогам и сборам в бюджет муниципального образования, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам.
  8. четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности власти при формировании доходной части местных бюджетов; 
  9. формирование доходной части на основании объективной оценки их налогового потенциала;   
  10. использование стабильных базовых показателей и нормативных вычислений от государственных показателей к местным бюджетам;
  11. повышение контроля при уплате и использовании доходов местных бюджетов;  
  12. повышение роли экологических местных налогов;
  13. внедрить взносы на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах;

14. нужно повысить эффективность управления объектами собственности, которые находятся под ведомством местных органом власти и органов местного самоуправления, и обеспечить при этом рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности; В осуществление мер по увеличению налоговых поступлений в доходную часть муниципального бюджета позволит:

1. Увеличить объем собственных доходов.

2. Максимально использовать налоговый потенциал муниципального бюджета для эффективного и устойчивого развития экономики.

3. Повысить уровень жизни населения и расширить платежеспособность населения.

Принципы  расщепления налоговых поступлений  обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволит сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако они имеет ряд существенных недостатков: отсутствие на местном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения, заинтересованности органов власти местного самоуправления в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние бюджетной сферы. В наибольшей степени эти недостатки проявляются в отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты разных уровней.

Для устранения этих недостатков необходимо:

а) расширить налоговые полномочия органов власти местного самоуправления при одновременном предотвращении недобросовестной налоговой конкуренции и обеспечении единого налогового пространства;

б) законодательно закрепить основные доходные источники (собственные налоги, отчисления от налоговых поступлений) за местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств;

в) сократить масштабы расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100 процентов поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;

г) отказаться от практики централизации поступлений по местным налогам в вышестоящие бюджеты;

д) обеспечить уплату налогов, поступающих местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.

е) налоговые полномочия органов власти местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие муниципальные образования;

ё) каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня (при одновременном упорядочивании бюджетного устройства субъектов Российской Федерации и механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований);

ж) часть доходов от регулирующих налогов может (в установленных федеральным законодательством случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.), учитывающих местные особенности.

На местном  уровне существует проблема недостаточности  собственных доходов. Лишь наличие собственной доходной базы, которая формируется за счет собственных и закрепленных на стабильной законодательной основе налоговых поступлений, является гарантом самостоятельности местных бюджетов, основой развития местного самоуправления.

В современных  условиях проведения административной реформы в стране проблема недостаточности  собственных доходов местных  бюджетов может отрицательно сказаться на всех направлениях проведения административной реформы.

В Российской Федерации 89 регионов и большое количество муниципальных образований. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» выделены такие муниципальные  образования, как муниципальные  районы и поселения.

Целью реформы  являлось создание и введение, начиная  с 2006 года, новой системы межбюджетных отношений на основе уточнения разграничения  бюджетных и налоговых полномочий между органами власти разного уровня, изменения бюджетного устройства и  общих принципов организации  бюджетной системы РФ, разграничения  налоговых доходов между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  РФ. Одновременно в Бюджетном Кодексе Российской Федерации предполагается ввести нормы, регулирующие установление нормативов отчислений в местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Предлагается передать полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отказавшись от действующей практики установления указанных нормативов федеральными законами. В случае передачи налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты, соответствующие нормативы (сверх уровня, установленного БК РФ), как правило, должны быть стабильными и едиными для всех муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации вменяется  обязанность передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 20 % налоговых  доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный подход позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. разделить  налоговые доходы между бюджетами  муниципальных районов и бюджетами  поселений с учетом объективных  территориальных различий в соотношении  расходных обязательств местных  бюджетов разных уровней (типов);

2. определить  оптимальную для каждого региона  степень выравнивания различий  в бюджетной обеспеченности муниципальных  образований за счет сочетания  единых и дифференцированных (по  формуле) нормативов отчислений  от данного налога, в том числе  – перераспределить значительную  часть поступлений по месту  жительства граждан.

Можно предложить совершенствование системы местных  налогов. В рамках федерального закона, гарантирующего не чрезмерность общего налогового бремени путем установления экономически обоснованных ограничений соответствующих полномочий региональных и местных органов, эти органы должны сами определять состав вводимых ими налогов, руководствуясь только и исключительно собственной фискальной выгодой. Утверждения о загромождении налоговой системы значительным числом нецентральных местных налогов и сборов не могут быть приняты во внимание, так как в настоящее время многие из них реально взимаются под иными названиями.

Следует выявить  и юридически закрепить за муниципальными образованиями те налоги, которые  в настоящее время взимаются  нелегально под видом иных платежей, то есть провести так называемую «инвентаризацию незаконных платежей».

Кроме того, серьезного обсуждения заслуживает  вопрос о создании целевых бюджетных  фондов на региональном уровне для  поддержки данных сельских населенных пунктов и ликвидации ветхих строений. Доходная часть целевых бюджетных фондов может формироваться за счет следующих источников:

1) поступления  от применения упрощенной системы  налогообложения и единого налога  на вмененный доход;

2) для  формирования доходной части  целевых бюджетных фондов можно  предложить ввести сбор с автозаправочных  станций, сеть которых достаточно  быстро развивается. Ставку данного  сбора можно установить в размере  1 % от оборота. Средства, которые  автозаправочные станции будут  уплачивать в бюджет, могут быть  приняты ими в качестве внереализационых  расходов, уменьшающих налогооблагаемую  прибыль;

3) анализ  доходной базы муниципалитетов  в динамике показывает, что значительно  быстрее растут доходы урбанизированных  муниципалитетов. А доходы сельских  районов – падают. Это требует  от российского законодателя  большей гибкости в установлении  налоговых полномочий сельских  муниципалитетов. К сожалению,  единственное, что пока предпринял  законодатель в этой сфере,  – это освобождение от налога  на доходы физических лиц, для  которых применяется упрощенная  система налогообложения сельскохозяйственных  товаропроизводителей (статья 217 НК  РФ). Вместо этого следует обратиться  к изысканию дополнительных источников  доходов, в частности, такой  дополнительный доход может извлекаться  из обложения объектов незавершенного  строительства, которых к сельской  местности достаточно много. Введение  данного налога осложняется проведением  мероприятий по инвентаризации  недостроенных объектов, что сопряжено  с финансовыми затратами;

4) налог на  имущество физических лиц может  должен быть модифицирован, с  учетом предоставления права  органам местного самоуправления  вводить поправочные коэффициенты, в зависимости от реальной  стоимости имущества, учитываемой  для целей налогообложения. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что закрепленный в статьях 14 и 15 НК РФ перечень местных налогов и  сборов нуждается в расширении. При  этом в основу такого расширения следует  положить наиболее эффективные налоги и сборы, которые в настоящее  время взимаются под иными  наименованиями и законодательством  о налогах и сборах не регулируются.

К закрепленным доходам местных бюджетов относятся доходы, полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступающие в местный бюджет. Это местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доля федеральных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

На сегодняшний день налоговая составляющая Бюджетных доходов включает: земельный налог и налог на имущество физических лиц в полном объеме, отдельные виды государственной пошлины, а также часть налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по утвержденным нормативам. Данные налоги составляют основу для оценки налогового потенциала соответствующих территорий.

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ