Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основ формирования доходов местного бюджета и выявления направлений по совершенствованию системы формирования местного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ………………………...…….…5
доходов местных бюджетов ……………………………………………................5
1.1.Социально-экономическая сущность местных бюджетов…………………...5
1.2.Система доходов местных бюджетов……………………………………..…11
1.3.Особенности доходной базы бюджетов разных типов…………………….17
муниципальных образований…………………………………………………17
Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета …………………...23
(на примере Шороховского сельского поселения)…………………………...23
2.1. Состав и структура доходов сельского поселения………………………...23
2.2. Анализ исполнения доходной части местного…………………………....30
Шороховского поселения на 2009-2011гг…………………………………….30
Глава 3 Проблемы и перспективы поступления доходов………………………..39
в местный бюджет………………………………………………………………...39
3.1 Пути увеличения налоговых поступлений в местный бюджет………….49
3.2. Мобилизация неналоговых доходов местного бюджета ………………...49
Заключение………………………………………………………………………....54
Список использованной литературы……………………………………………..57
Приложение………………………………………………………..……………….62

Файлы: 1 файл

АВГ (Автосохраненный).docx

— 121.02 Кб (Скачать)

Данные принципы финансирования капитальных  и текущих затрат проистекают  из оценочного суждения, что граждане, проживающие на территории данной административной единицы, должны покрывать Затраты лишь на те функции местных органов власти, которые им необходимы, и не должны возмещать их в том случае, если эти функции им не нужны. Поэтому при решении вопроса о финансировании того или иного проекта особенно важно оценивать срок пользования этими активами. Долгосрочные займы пригодны для целей капитальных затрат местных органов власти. Это происходит потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов  не будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени. Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат местных органов власти с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по ус лугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.

Существующая система регулирования  местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

1.3. Особенности доходной базы  бюджетов разных типов муниципальных  образований.

Бюджет - форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. 

В Российской Федерации к бюджетам местным относятся: районные, городские, районные бюджеты в городах, поселковые и  сельские  бюджеты.

Бюджет муниципального образования – основан на финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, другого муниципального образования, определенного законодательством субъектов РФ). В бюджете муниципального образования могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается: достаточным уровнем собственных доходов, правом использовать по своему усмотрению доходы. Доходная база бюджета муниципального образования формируются за счет: местных налогов, сборов и штрафов, закрепленных на постоянной основе за бюджетом  муниципального образования.

В соответствии с БК РФ выделяются собственные доходы бюджетов поселений, бюджетов муниципальных  районов и бюджетов городских округов, формирующиеся за счет (№ 120-ФЗ, введенный в действие с 1.01.2005 г.): 

- налоговых доходов от местных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и (или) региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений;

- неналоговых доходов местных бюджетов;

- средств, перечисленных в порядке межбюджетного регулирования (перераспределение средств между уровнями бюджетной системы) на безвозмездной и безвозвратной основах.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

К ним относятся:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

  Размеры минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года.

Налоговые доходы установлены  Бюджетным кодексом РФ дифференцированно по типам муниципальных образований.

К налоговым доходам местного бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы (земельный налог и налог на имущество физических лиц), пени и штрафы (за неуплату налогов и за иные нарушения законодательства о налогах и сборах), а так же отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов по  установленным нормативам, определенным в БК РФ (НДФЛ, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и государственная пошлина).

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются  за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых  правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных  районов и бюджеты городских  округов подлежит зачислению плата  за негативное воздействие на окружающую среду. В бюджеты городских округов  и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной  продукции, выдаваемых органами местного самоуправления. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения  государственной собственности  на землю поступают доходы от продажи  и передачи в аренду находящихся  в государственной собственности  земельных участков, расположенных  в границах поселений, городских  округов и предназначенных для  целей жилищного строительства.  Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов. С позиции муниципального управления целесообразно также использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу муниципального образования, значительной части поступлений от услуг муниципальных служб, арендной платы от использования имущества, рентных платежей за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам муниципального образования относятся заемные средства, полученные местными сообществами для финансирования инвестиционных расходов.

Средства государственного бюджета, передаваемые в виде дотаций, субвенций, распределяются областными советами между  районными бюджетами и бюджетами городов областного значения в размерах, необходимых для формирования доходных частей не ниже минимальных размеров местных бюджетов, определенных законом, а также используются для финансирования из областного бюджета совместных проектов территориальных громад.

Средства областного бюджета, переданные государством в виде дотаций, субвенций, зачисляются в районные бюджеты  и 'распределяются районными советами между местными бюджетами в размерах, необходимых для формирования доходных частей не ниже минимальных размеров местных бюджетов, определенных законом, а также используются для финансирования из районного бюджета совместных проектов территориальных громад.

При недостаточности бюджетных  средств органы местного самоуправления вправе привлекать дополнительные источники, покрывающие дефицит бюджета, которые  не включаются в общую сумму доходов. В качестве таких источников для  муниципальных образований выступают  внутренние муниципальные заимствования  у физических и юридических лиц.

Представительные  органы местного самоуправления вправе:

- устанавливать  местные налоги и сборы и  предоставлять льгот по их  уплате в соответствии с федеральными  законами;

- в соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации принимать  решения   об  установлении  или отмене  местного налога и сбора, о  внесении изменений в порядок  его уплаты. Принятые решения  подлежат  официальному опубликованию  не менее чем за один месяц  до вступления их в силу;

- определять   направления   использования   средств  местных бюджетов;

- свободно  распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов,  образовавшихся  в конце финансового  года  в  результате увеличения поступления  доходов или уменьшения расходов;

- создавать   резервные,  бюджетные  и   внебюджетные   целевые фонды;

Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Бюджет муниципального образования, является частью бюджетной системы РФ, прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня - бюджетом субъекта РФ. Поэтому, хотя законодательство закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления - управления в вопросах формирования бюджета муниципального образования, эта самостоятельность имеет пределы. Определение нормативов отчислений от регулирующих налогов и сборов и размеров финансовой помощи бюджет муниципального образования находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своих полномочий самостоятельно осуществляют перераспределение бюджетных средств. Органы власти муниципальных образований заинтересованы в собственных источниках доходов, они позволяют им шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться извлечения платежей в бюджет при недостаточном объеме собственных доходов, при увеличивающихся расходах вызвали необходимость наделения средствами местных бюджетов из областного бюджета. Они наделялись средствами главным образом за счет регулирующих налоговых доходов. Укрепление доходной базы бюджетов муниципальных образований и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.

Глава 2 Анализ формирования доходов местного бюджета (на примере Шороховского сельского поселения)

               2.1. Состав и структура доходов сельского поселения

Доходная  часть сельского поселения состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах со стороны вышестоящих  уровней власти. Состав и структура доходов местного бюджета формируется на основании Федерального закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17.04.2006 N 53-ФЗ).

В соответствии с БК РФ выделяются собственные доходы бюджетов поселений, формирующиеся за счет:

1) средства самообложения  граждан;

2) налоговые доходы, зачисляемые  в бюджет сельского поселения  в соответствии с бюджетным  законодательством и законодательством  о налогах и сборах;

3) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и другие безвозмездные поступления;

4) часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами  Думы сельского поселения, и  часть доходов от оказания  органами местного самоуправления  и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

6) штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

7) добровольные пожертвования;

8) иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов  местного самоуправления.

Формирование доходной части  местных бюджетов осуществлялось и  продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов.

Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, в ряде случаев они устанавливаются на долговременной основе (на три года), в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет собственных и безвозмездных перечислений. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.                        

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ