Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат
Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета
Более
подробно остановимся на изучении поступлений
прямых и косвенных налогов в
общем объеме налоговых доходов
федерального бюджета Российской Федерации.
В таблице 2.1.2 представлена укрупненная
структура поступлений прямых и
косвенных налогов в доходы федерального
бюджета за 2007-2009 года.
Таблица
2.1.2 Укрупненная структура
|
Из таблицы 2.1.2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно уменьшаются всего налоговые доходы, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов, которые снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн.руб. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.
Доля прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.1.2.
Налоговые
доходы от прямых налогов подлежат
зачислению в бюджеты разных уровней,
согласно нормативам, установленным
Бюджетным Кодексом РФ и представленным
в приложении 2. В федеральный
бюджет зачисляются следующие виды
налогов: налог на прибыль организаций,
налоги, сборы и регулярные платежи
за добычу полезных ископаемых, сборы
за пользование объектами
Рис.
2.1.2. Структура прямых и косвенных
налогов в налоговых доходах
федерального бюджета за 2006-2008 гг.
Детально
остановимся на составе и структуре
налоговых доходов федерального
бюджета РФ от прямых налогов за
2006-2008 гг. и представим данные в виде
таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.
|
Структуру
налоговых доходов федерального
бюджета Российской Федерации за
2009 г. наглядно продемонстрируем в виде
диаграммы, представленной на рисунке
2.1.3.
Рис.
2.1.3. Структура налоговых доходов
федерального бюджета за 2009 год
Рисунок показывает, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, который составляет 52,6 процентов, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 25,8 процентов, единый социальный налог – 13,1 налог на прибыль – 5 процентов, процентов, акцизы – 2,6 процента, государственная пошлина – 0,8 процент.
Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.
Динамика
поступлений наиболее значимых прямых
налогов в федеральный бюджет
за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.4.
Рис.
2.1.4 Динамика поступления наиболее
значимых прямых налогов федеральный
бюджет за 2007-2009 гг.
На рисунке видно, что в 2009 году значительно снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами, однако поступления от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2008 г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 1637515,10 млн.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.
Также наблюдается уменьшений поступлений налога на прибыль в 2009 г., Поступления по данному налогу составили в 2009 г. в абсолютной величине 195419,82 млн.руб., что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2008 г. причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является проявление финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижения налога на прибыль. А также снижение поступлений по данному налогу связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4 процента, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24 процента, то с 2009г. – 20 процентов, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.
Следует
отметить, что на протяжении рассматриваемого
периода наблюдается
Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу, однако в 2009 г. происходит незначительное снижение в абсолютной величине по сравнению с 2008 г. на 998,45 млн.руб., так в 2009 г. поступления от государственных пошлин составили 32 681,08 млн. руб. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.
Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение доходов федерального бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета снизились в абсолютной величине на 1 939 158,35 млн.руб.
Налоговые
доходы федерального бюджета представлены
достаточно большим количеством
прямых налогов: налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование природными
ресурсам, налог на прибыль организаций,
единый социальный налог, и т.д. Среди
прямых налогов наибольшую долю в
налоговых доходах федерального
бюджета занимают налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование
природными ресурсами – 25,8 процентов,
единый социальный налог – 13,1 процентов,
налог на прибыль – 5 процентов, государственная
пошлина – 1 процент.
2.2
Состав и структура
прямых налогов
в доходах бюджетов
субъектов РФ
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ сравним доходную часть бюджета Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пермской области.
Общая площадь Республики Татарстан составляет 67,8 тыс. кв.км. Столица республики - г. Казань. Всего в республике проживает 3,8 млн. человек. Городское население: 73,6%. Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик Российской Федерации. Основные ресурсы: нефть, земля, водные ресурсы. Республика обладает мощным научным и интеллектуальным потенциалом. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение.
Наряду с Республикой Татарстан, Республика Башкортостан является крупным и экономически развитым регионом Приволжского федерального округа. Численность населения Башкортостана составляет около 4,1 млн. человек. Столицей является г. Уфа. Территория республики занимает 143,6 тыс. кв. км. Башкортостан является схожим по многим показателям с Татарстаном. Как и Татарстан, Республика Башкортостан по объему валового регионального продукта и объему промышленного производства входит в первую десятку среди регионов России. Он относится к числу немногих недотационных регионов в России. Преобладающими отраслями промышленности являются топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение, станкостроение, электротехническая.
Пензенская область также входит в Приволжский федеральный округ. Численность населения Пензенской области составляет 1,4 млн. человек. Общая площадь области - 43,3 тыс. кв. км. Административный центр области — город Пенза. Основные отрасли промышленности: машиностроение, легкая, пищевая, деревообработка, бумажная промышленность и промышленность стройматериалов. Пензенская область, кроме плодородных почв и местных строительных материалов, не располагает никакими обнаруженными запасами природных ресурсов. Отличительная черта области — ее перенасыщенность не самыми крупными и не самыми технически передовыми предприятиями ВПК, оказавшимися в наиболее тяжелой экономической ситуации. Пензенская область по характеристикам очень сильно отличается от Республики Татарстан. Имеет слабо развитую экономику и является дотационным регионом.
Состав и структуру доходов бюджета Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области за 2007-2009 гг. представлены в виде таблицы в приложении 3.
По таблице видно, что налоговые и неналоговые доходы Республики Татарстан и Башкортостан в 2007-2008гг. занимают около 80% всех доходов региона, тогда как в Пензенской области этот показатель ниже почти в 1,5 раза и около 45 процентов. Это говорит о низкой экономической состоятельности субъекта. Следует отметить, что во всех рассматриваемых регионах неналоговые доходы не составляют значительной части доходов бюджетов. Однако в 2009 году ситуация существенно изменилась и в доходах Республики Татарстан и Башкортостан возросли безвозмездные поступления, особенно в доходах бюджета Республики Татарстан, которые увеличились в два раза и составили более 40 процентов. В структуре доходов бюджета Пензенской области значительных изменений не произошло.
Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ