Анализ неналоговых доходов бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в Российской Федерации все еще продолжается реформирование системы налогообложения. Этот процесс в целом уже утратил радикальный характер, тем не менее, продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций.
Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом многочисленных научных исследований.
Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

Оглавление

. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ , местных и федеральных бюджетов.
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2 Местные неналоговые доходы.
2.3 Неналоговые доходы федерального бюджета.
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

Файлы: 1 файл

алёна..docx

— 48.53 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

  1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
    1. Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
    2. Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
  2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ , местных и федеральных бюджетов.
    1. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
    2. Местные неналоговые доходы.
    3. Неналоговые доходы федерального бюджета.
  3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
    1. Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

Заключение

Список литературы

 

Введение

На сегодняшний  день в Российской Федерации все  еще продолжается реформирование системы  налогообложения. Этот процесс в  целом уже утратил радикальный  характер, тем не менее, продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций.

    Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом  многочисленных научных исследований.

Отсюда возникает  актуальность темы данной курсовой работы.

 В качестве источников доходов, бюджета любого уровня Российской Федерации рассматриваются и неналоговые поступления. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.

    Объемы  поступления  неналоговых доходов  в бюджеты различных уровней, в первую очередь зависят от увеличения сумм  их составных статей, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или  муниципальной собственности,  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

    Необходимо  отметить, что эффективное использование  собственности может гарантированно обеспечить профицит или, по меньшей  мере, бездефицитность бюджета, воспроизводимые доходы бюджета от госимущества (дивиденды, арендная плата, часть прибыли госпредприятий) позволят перераспределить часть налоговых поступлений на социальные нужды. В данной связи ключевым становиться вопрос об эффективном использовании госимущества, прежде всего о величине соответствующих доходов, присваиваемых государством как собственником.

    Увеличение  неналоговых доходов от более  эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление ими в интересах осуществления развивающей функции государства, дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а остающаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых  доходов, объектом являются бюджеты  всех уровней РФ, предметом –  доходы бюджетов (а именно неналоговые  поступления).

Для достижения цели следует рассмотреть следующие  поставленные задачи:

- изучить общие  понятия неналоговых поступлений;

- изучить состав  и структуру неналоговых поступлений  федерального бюджета, бюджетов  субъектов и местных бюджетов;

- проанализировать  неналоговые поступления бюджета РФ и сделать выводы об особенностях формирования и роли неналоговых доходов. 

При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники, интернет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Таким образом, неналоговые  доходы – это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и  улучшению жизни населения . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕНАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ
 

     1.1 Неналоговые доходы  бюджета РФ: понятие,  содержание 

     Неналоговые доходы, равно как и налоговые  устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Перечень неналоговых  доходов един для бюджетов всех уровней  и устанавливается законом о  бюджетной классификации. Виды неналоговых  доходов определяются Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

     Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

     Неналоговые доходы являются платежами, которые  классифицируются по характеру их поступления  в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

     Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

     - доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности; 

     - доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности; 

     - доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

     - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, и иные суммы  принудительного изъятия; 

     - доходы в виде финансовой помощи  и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

     а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

     Нужно отметить, что в различных нормативных  документах приводится не только разный состав, но и разные группировки  неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих  уровней относилась к группе неналоговых  доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 года помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу «безвозмездные перечисления»1.

     Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством  Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций  — Гражданским и Уголовным  кодексами Российской Федерации. Неналоговые  доходы могут носить обязательный и  необязательный характер, взиматься  на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто  налоговые элементы.

     Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации государственных  запасов и резервов и прибыль  Банка России по нормативам, установленным  федеральными законами.

     В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

     Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости2.

 

     

     1.2 Источники неналоговых  доходов РФ 

     Основным  источником неналоговых доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ являются доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

     В рассматриваемой группе неналоговых  доходов учитываются:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     Имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и  муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Информация о работе Анализ неналоговых доходов бюджетов РФ