Другой
важной сегодня проблемой выступает
отсутствие эффективной координации
в действиях ответственных ведомств
между собой, со своими территориальными
органами, а также с федеральными
органами исполнительной власти, на которые
возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующих
отраслях (сферах управления) по всем вопросам
идентификации унитарных предприятий,
что отрицательно влияет на обеспечение
поступлений в федеральный бюджет
платежей из прибыли этих предприятий.
Такими структурами являются Федеральная
налоговая служба России (ведущая
единый государственный реестр юридических
лиц), Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Федеральная
служба государственной статистики
(составляет единый государственный
регистр предприятий и организаций)10.
Так, по состоянию на 1 января 2003 г., количество
федеральных государственных унитарных
предприятий, по данным трех учитывающих
ведомств, колеблется от 9 801 до 15 564 единиц.
Одним
из эффективных методов управления
государственным имуществом, как
показывает мировой опыт, является
передача в концессию. Основное его
отличие от аренды в том, что концессионеру
передается право осуществления
деятельности или предоставления услуг,
отнесенных к функциям государства
или местного самоуправления. И уже
для обеспечения такой деятельности
передается государственное или
муниципальное имущество. Механизм
концессии позволяет привлекать
в общественный сектор частные инвестиции
и необходимую собственность. Что
же касается приобретения или создания
нового имущества, обеспечивающего
государственные функции, то для
этого должны быть серьезные экономические
причины и определенные источники
финансирования. Возмездное приобретение
или создание имущества должно корреспондироваться
с федеральной адресной инвестиционной
программой и расходной частью федерального
бюджета.
В
целях совершенствования механизмов
приватизации 4 октября 2005 г. принято
постановление Правительства "О
внесении изменений в положение
об организации продажи находящихся
государственной или муниципальной
собственности акций открытых акционерных
обществ на специализированном аукционе",
утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.08.2002 г. N 585.
26 декабря 2005 г. принято постановление
Правительства "Об утверждении Правил
разработки прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества
и внесении изменений в правила
подготовки и принятия решений об
условиях приватизации федерального имущества".
Политика
управления государственной (муниципальной)
собственностью должна строиться на
принципах строгого
соответствия состава
государственного имущества
функциям государства. В качестве основных
в этом направлении Правительство РФ определяет
следующие задачи:
- совершенствование
законодательства по управлению государственным
имуществом, направленное на оптимизацию
государственного сектора экономики,
в том числе на дальнейшее сокращение
избыточной части государственного и
муниципального секторов экономики, которая
не обеспечивает выполнения функций и
полномочий Российской Федерации, субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
а также на определение четких критериев
участия иностранного капитала в экономике
России, имея в виду отрасли, обеспечивающие
безопасность государства, объекты инфраструктуры,
предприятия, выполняющие оборонный заказ,
естественные монополии, разработку месторождений
полезных ископаемых, имеющих стратегическое
значение;
- повышение
эффективности использования государственного
и муниципального имущества, необходимого
для обеспечения выполнения функций и
полномочий Российской Федерации, субъектов
РФ, органов местного самоуправления.
Для
решения данных задач выделены меры,
направленные:
- на совершенствование
порядка реализации государственного
и муниципального имущества, в том числе
повышение информационной прозрачности
процесса приватизации, упрощение порядка
продажи неликвидного имущества, совершенствование
порядка планирования приватизации федерального
имущества;
- на уточнение
порядка безвозмездного перераспределения
имущества между публичными образованиями
в соответствии с разграничением полномочий
(функций) между федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления в целях обеспечения имущественной
основы выполнения всеми органами власти
полномочий, возложенных на них Конституцией
РФ и федеральными законами;
- на преобразование
государственных учреждений, не обеспечивающих
реализации функций государства, в иные
формы некоммерческих и коммерческих
организаций;
- на совершенствование
института наследования выморочного имущества.
Для
решения задач по повышению эффективности
использования государственного и
муниципального имущества предлагаются
следующие меры:
- совершенствование
механизмов управления имуществом федеральных
государственных предприятий и учреждений;
- оптимизация
деятельности государственных и муниципальных
учреждений в части обеспечения необходимого
количества и качества производства продукции
(работ, услуг), а также соответствия расходов
на их производство установленному объему
финансирования из средств федерального
бюджета;
- обеспечение
прозрачности деятельности федеральных
органов исполнительной власти и государственных
организаций по распоряжению государственным
имуществом.
В
настоящее время необходима принципиально
новая модель управления государственным
(муниципальным) имуществом, реализация
которой позволит добиться эффективного
выполнения государственных функций,
оптимизации состава имущества,
рациональной структуры доходов
бюджета и в целом государства.
В целом вся система неналоговых
доходов бюджетов нуждается в
совершенствовании законодательства
и выработке эффективных методов
управления ими.
заключение
Неналоговые
доходы играют важную роль в формировании
бюджетов всех уровней Бюджетной
системы РФ. Неналоговые доходы не
являются основным источником наполнения
бюджета, однако в условиях реформирования
бюджетных отношений, повышения
самостоятельности всех уровней
власти, значение неналоговых доходов
в формировании бюджетов становится
все более весомым, особенно для
местных бюджетов.
Современная
финансовая политика направлена на повышение
роли государства в регулировании
процессов, происходящих в экономике,
с учетом циклических колебаний;
расширение набора инструментов, позволяющих
влиять на эти процессы; оптимизацию
государственного и муниципального
имущества, достаточного для выполнения
органами власти своих функций; совершенствование
системы управления этим имуществом.
Из
проведенных исследований можно
сделать вывод, что в РФ виды неналоговых
доходов от использования имущества
определены и строго регламентированы
бюджетным законодательством. Отношения,
возникающие в связи с использованием
государственного и муниципального
имущества, регламентируются нормами
гражданского права, федеральными законами,
Постановлениями Правительства
РФ, программами приватизации государственного
(муниципального) имущества, законами
субъектов РФ, решениями органов
власти муниципальных образований,
иными нормативно-правовыми актами.
Доходы
от использования государственного
и муниципального имущества, принадлежащего
федеральному, региональному или
муниципальному органу власти, право
собственности на которое закреплено
законодательством, зачисляются в
соответствующий бюджет и учитываются
в доходах этого бюджета, в
том числе часть прибыли унитарных
предприятий и доходы бюджетных
учреждений, создаваемых вышеназванными
органами власти соответственно.
В
процессе перехода к рыночному типу
экономики, федеральные органы власти
и местного самоуправления для более
рационального использования все
больше вовлекают в рыночный оборот
имеющееся имущество, выступая субъектами
экономических отношений.
Осуществляемые
в России реформы в рамках совершенствования
управления имущественным комплексом,
направлены на стимулирование всех звеньев
бюджетной системы к более
эффективному управлению финансовыми
ресурсами и рациональному использованию
имущественного комплекса, объектов национального
богатства, которые находятся в
ведении соответствующего уровня
власти.
Доля
и роль неналоговых доходов от
использования имущества в финансировании
дефицита (профицита) бюджетов неуклонно
возрастает. Увеличивается доля вовлекаемого
государственного (муниципального) имущества
в арендном обороте и как следствие,
величина неналоговых доходов бюджетов
от его аренды. Важная роль в привлечении
неналоговых доходов в бюджеты
различных уровней отводится
продаже (приватизации) государственного
и муниципального имущества. Целью
этой деятельности, осуществляемой федеральными,
региональными органами власти и
местного самоуправления является оптимизация
имущества, находящегося в руках
государства, достаточного для выполнения
им своих функций. В рамках этой программы
Правительство планирует избавление от
имущества, утратившего свою значимость
в реализации функций государства, реорганизацию
государственных и муниципальных унитарных
предприятий в акционерные общества, казенные
предприятия с целью улучшения управления
и контроля за их деятельностью, достижения
максимальной экономического эффекта
от использования государственного и
муниципального имущества.
В
целом наблюдается тенденция
увеличения поступления неналоговых
доходов в бюджеты всех уровней
бюджетной системы, изменения их
структуры в сторону поступлений
от использования государственной
и муниципальной собственности.
СПИСОК литературы
- Конституция Российской
Федерации: Федеральный закон от
12 декабря 2003 г. №116-ФЗ. – М.: ОАО «Типография
“Новости”», 2003. – 62с.
- Бюджетный кодекс
Российской Федерации, принятый 12 июля
2001 г. (с изм. и доп. на 1 февраля 2005 г.). –
М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2005 г. – 208
с.
- Гражданский Кодекс
Российской Федерации: №116 – ФЗ от 12 декабря
2003г. – Новосибирск: Изд-во «ЮКЭЛ», 2002.
- 486 с.
- Бабич А.М. Павлова
Л.М. Государственные и муниципальные
финансы.: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,
2002. – 290 с.
- Борисов Е.Ф. Экономическая
теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
– 384 с.
- Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник / Под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –
2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-М, 2001.
– 615 с.
- Финансы: Учебник
для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной
- М.: ЮНИТИ., 2002. – 458 с.
- Финансы: Учебник
для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка.- 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. –
607 с.
- Финансы. Учебник.
– 2-е изд., перераб. и доп./ С.А. Белозеров,
С.Г. Горбушина и др., / под ред. В.В. Ковалева
- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 512
с.
- Бурков С.В. Неналоговые
доходы от госсобственности и бюджетный
потенциал страны. // Российский экономический
журнал. – 2002. - №9. – с. 26-34.
- Васина Е.С. Арендная
плата как вид неналоговых доходов государственного
и муниципального бюджетов.: http://www.yurclub.ru
- Гвызин С.А. Прогноз
доходной составляющей федерального бюджета
на территории субъекта РФ. // Финансы.
– 2004. - №2. – с. 4-8.
- Кокурин Д.И. О
дивидендных поступлениях в федеральный
бюджет.// Финансы. – 2003. - №12. – с. 10-13.
- Коровкин Е.В.
О доходах и расходах федерального бюджета.
// Финансы. – 2004. - №8. – с. 15-19.
4. Александров И.М.
Бюджетная система РФ - 2006. - 486 с.
5. Батяева А. Р.
Неналоговые доходы и их роль
в бюджетной политике государства
// Финансовое право. - 2005. - № 1. - С.
15-19.
8. Васина Е. С.
Арендная плата как вид неналоговых
доходов государственного и муниципального
бюджетов // www.yurclub.ru
11. Гришанова О.А.
Повышение собственных доходов
бюджетов субъектов Федерации
за счет неналоговых доходов//Финансы
и кредит.-2004.-№8.-С.4-
12. Гуляева И. В.
Администрирование неналоговых
доходов / И. В. Гуляева // Финансы.
- 2004. - № 6. - С. 18-19.