Анализ неналоговых доходов бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в Российской Федерации все еще продолжается реформирование системы налогообложения. Этот процесс в целом уже утратил радикальный характер, тем не менее, продолжается кропотливая правовая работа по уточнению состава налогов и сборов, совершенствованию их юридических конструкций.
Соответствующим проблемам уделяется огромное внимание со стороны государства и общества, они также являются предметом многочисленных научных исследований.
Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

Оглавление

. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ , местных и федеральных бюджетов.
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2 Местные неналоговые доходы.
2.3 Неналоговые доходы федерального бюджета.
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.

Файлы: 1 файл

алёна..docx

— 48.53 Кб (Скачать)

     2.3 Неналоговые доходы  федерального бюджета 
 

     Доходы  федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов  бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

собственные неналоговые доходы;

остаток средств на конец предыдущего  года;

доходы, полученные в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

Федеральный бюджет - это форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

*доходов  от использования имущества, находящегося  в государственной собственности,  доходов от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов государственной  власти Российской Федерации, - после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах,  в полном объеме;

*части прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации;

*сборов  за выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции (за исключением сборов  за выдачу лицензий, подлежащих  зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты и указанных в статьях  57 и 62 настоящего Кодекса), - по  нормативу 100 процентов;

*прочих  лицензионных сборов - по нормативу  100 процентов;

*таможенных  пошлин и таможенных сборов - по  нормативу 100 процентов;

*платежей  за пользование лесным фондом  в части минимальных ставок  платы за древесину, отпускаемую  на корню, - по нормативу 100 процентов;

*платы за  перевод лесных земель в нелесные  и перевод земель лесного фонда  в земли иных категорий - по  нормативу 100 процентов;

*платы за  пользование водными объектами  - по нормативу 100 процентов;

*платы за  пользование водными биологическими  ресурсами по межправительственным  соглашениям - по нормативу 100 процентов;

*платы за  негативное воздействие на окружающую  среду - по нормативу 20 процентов;

*консульских  сборов - по нормативу 100 процентов;

*патентных  пошлин - по нормативу 100 процентов;

*платежей  за предоставление информации  о зарегистрированных правах  на недвижимое имущество и  сделок с ним - по нормативу  100 процентов. 

Таким образом, доходная часть федерального бюджета  Российской Федерации слагается  главным образом из налогов предприятий  и организаций различных форм собственности, налога на добавленную  стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности государственных  и муниципальных организаций  имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней (64% для федерального бюджета  и 81% для консолидированного бюджета  субъектов РФ от всех неналоговых  поступлений). В федеральном бюджете  вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов - это доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (30 % от всех неналоговых поступлений  федерального бюджета).

    Величина  поступлений неналоговых доходов  в федеральный бюджет и их конкретные виды устанавливаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год. Большинство  неналоговых доходов регламентируются гражданским законодательством. Нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов.

    Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать  поступления от продажи и использования  федерального имущества. Состав неналоговых  доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования  и продажи государственного имущества  относятся к неналоговым доходам  по своей правовой природе, а не могут  быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В  условиях рыночной экономики государство  является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время  как количество объектов федеральной  собственности сокращается в  результате приватизации.

    При этом именно в процессе совершенствования  системы неналоговых доходов  от продажи и использования федерального имущества (в том числе ее правовых основ) Российская Федерация может  проявлять себя как специфический  участник гражданского оборота, обладающий собственностью. Представляется, что  только благодаря увеличению неналоговых  доходов федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в  этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И  наоборот, при благоприятных экономических  условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу  государственной (федеральной и  региональной) недвижимости. 
 
 

 

     
  1.  ЗНАЧЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
 
     
    1.   Вопрос о повышении эффективности неналоговых доходов бюджета РФ
 

     Управление  неналоговыми доходами является составной  частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с  корпоративными финансами такие  функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением  неналоговыми доходами. Они либо планируются  методом "от достигнутого", либо не планируются вообще. В то же время  в мировой практике данный вид  доходов четко планируется и  жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются  либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.

     Автоматический  метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.

     В России государству принадлежат  приблизительно 50 тыс. юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), представляют их около 40% экономики. Из них свыше 35 тыс. юридических лиц  находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты, федеральные казенные предприятия  оборонного значения). По состоянию  на 1 января 2006 г. в России насчитывается 5 тыс. федеральных государственных  унитарных предприятий и 36,5 тыс. федеральных государственных учреждений. В собственности Российской Федерации  находятся акции 2 тыс. акционерных  обществ. В отношении 419 акционерных  обществ применяется специальное  право на участие Российской Федерации  в их управлении ("золотая акция")8.

     Результаты  функционирования государственных  предприятий показали их экономическую  неэффективность. По данным Счетной  платы Российской Федерации, ежегодно в результате неэффективного использования  государственной собственности  государство недополучает от унитарных  предприятий до 100 млрд руб. Кроме  того, приватизационные процессы в  России дали отрицательный результат  в 20 млрд дол..

     Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось  на то, что до сих пор неизвестны подлинные объемы государственного сектора и инвентаризация государственного имущества не завершена. Указывалось  также на то, что необходимо "четко  и максимально быстро определиться с имуществом, которое следует  оставить в государственной собственности". Это, безусловно, должно стать главным  направлением в управлении неналоговыми доходами - инвентаризация имущества, в частности идентификация унитарных предприятий, определение их количества, установление их ведомственной принадлежности и функционального предназначения (сохранение в неизменном виде для выполнения государственных функций, преобразование в казенные предприятия, акционерные общества, ликвидация и др.).

     Кроме того, следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической  базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий, и установить порядок его формирования. Такое  имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной  власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено ни в  результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного  производства.

     После определения оптимального количества унитарных предприятий можно  осуществлять преобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением  случаев, когда задачи, решаемые унитарным  предприятием, не могут быть реализованы  хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

     Другим  направлением повышения эффективности  неналоговых доходов в России видится управление собственностью, а не избавление от нее. Однако на правительственном  уровне поставлена и постепенно реализуется  задача из 8,8 тыс. федеральных государственных  унитарных предприятий реорганизовать, ликвидировать или приватизировать 5-6 тыс. Результаты работы Правительственной  комиссии по проведению административной реформы показали наличие на настоящий  момент более 6 тыс. федеральных государственных  учреждений, излишних для выполнения функций федеральных органов  исполнительной власти. Наряду с передачей  их в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ (посредством  безвозмездной передачи имущества  в установленном порядке), а также  преобразованием в иные формы  некоммерческих организаций, одним  из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация9.

     В 2005 г. были приняты решения об условиях приватизации 741 предприятия, из которых 39 реализуются на торгах как имущественные  комплексы и 702 преобразовываются  в открытые акционерные общества. Российским фондом федерального имущества  объявлены продажи пакетов акций (долей) 927 хозяйственных обществ. Завершена  приватизация 539 обществ. Эффективность  проведения продаж (отношение количества состоявшихся и объявленных продаж) была достаточно высокой - 56,2%. По объявленным 273 продажам подведение итогов состоится  в 2006 г. Анализ отраслевой структуры  состоявшихся продаж 2005 г. показывает, что в основном предпочитали акции  предприятий агропромышленного  комплекса (17,9% общего числа приватизированных  объектов), машиностроения (11,1%), оборонно-промышленного  комплекса (10,4%), кредитных организаций (10,2%) и предприятий непроизводственной сферы (9,8%).

     Вместе  с тем после проведения инвентаризации имущества нужно рассматривать  и варианты выкупа в государственную  собственность некоторых предприятий. Только лишь распродажей государственной  собственности вопросы эффективного управления ею не решить. На сегодняшний  день практически не задействованными выступают такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое  доверительное управление, вклады в  уставные капиталы акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг. Продавать имущество можно  и нужно в крайних случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать. Государственный сектор может быть большим, как в Швеции, Франции и других европейских  странах, или относительно маленьким, как в Японии, но он обязан быть сильным  и эффективным.

Информация о работе Анализ неналоговых доходов бюджетов РФ