Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат
Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета
Налоги
влияют на уровень и структуру
совокупного спроса, они могут
способствовать расширению производства
в отдельных отраслях или тормозить
его. Размеры налогов часто
При
использовании налоговых льгот
для смягчения социального
Функции
налогов неразрывно связаны друг
с другом. Реализация фискальной функции
позволяет удовлетворять
Итак,
под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение.
Социально-экономическая сущность прямых налогов раскрывается через его функции. Основными функциями присущими прямым налогам относятся:
фискальная;
регулирующая;
социальная.
1.2
Исторический опыт
мобилизации прямых
налогов в доходы
бюджетов различных
уровней
История
налогообложения является неотъемлемой
частью истории Российского
История
развития налогов в Русском государстве
начинается с конца IX века, то есть в
эпоху объединения
Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора и дани и лица, ответственные за ее сбор.
Дань как прямая подать существовала на протяжении XI-XII веков и первой половины XIII века. Тедеев А.А. с16
На протяжении XIV – XV веков не существовало так таковых росписей всех налогов, поступавших в казну и их последующего распределения на определенные государственные нужды. Основные прямые налоги типа дани, различные оброки (один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам), подати поступавшие в казну, князь использовал по своему усмотрению, и в большинстве случаев для удовлетворения своих нужд. Однако в этот период зарождаются налоги, собираемые на конкретные потребности государства - прямые налоги специального назначения.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступает соха. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в податной системе, в пределах каждого княжества существовали свои виды податей. Качур с. 26
Н.А. Рожков, русский историк конца прошлого и начала нынешнего века, проследил динамику роста прямых налогов за весь XVI век. По его подсчетам, в 1513 году с сохи поступало в казну 7 руб., в 1525 году – 10 руб., в 50-е - начале 80-х годов – 42 руб., в 80 - 90-е годы - 151 руб. Данные современных исследований в целом подтверждают те же тенденции. Подсчеты свидетельствуют, что в течение первой половины XVI века государственные подати увеличились в 16 раз. Это в значительной мере связано с переводом на деньги ряда основных натуральных повинностей [Пушкарева2002, с.16].
В XVI веке проводилась общая перепись земель в государстве, и на этой основе окончательно складывалась посошная система обложения. Посошный (поземельный) налог был основным прямым налогом в Русском государстве. [Петухова, с21] В начале XVII века стоимость рубля резко падает. Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод.
Основным фактором, определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых потребностей государства, а именно: расширялась его территория, возрастали расходы на содержание царского двора, больших затрат требовали содержание армии и ведение войн.
В XVII веке прослеживалась тенденция слияния нескольких близких по своему характеру податей в единый налог - данские деньги. Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI веке в связи с военными потребностями – пищальные деньги и стрелецкую подать, Впоследствии стрелецкая подать становится главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога.
Подходит к завершению процесс перехода к подворному обложению, начатый еще в 40-х годах XVII века. В сентябре 1679 года выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения.
Подворная система налогообложения не обеспечивала возросшие потребности армии и флота, т.к. число дворов неуклонно убывало. В связи с этим в годы правления Петра I происходит замена подворного обложения на подушную подать. Это связано с тем, что подворная система не давала возможности воспользоваться при сборе налогов приростом населения, а обложение по душам гарантировало привлечение к уплате всех податных лиц. [Петухова, с. 46]
Сильнее всего от введения подушной подати пострадали помещичьи крестьяне, платежи которых возросли в 3-4 раза. Одновременно помещики увеличили оброк со своих крестьян до 10-12 руб.
После введения подушной подати доходы бюджета резко возросли: с 6,5 млн.руб. в 1723 г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 г. по 1724 г. сумма доходов бюджета выросла в 5,8 раза. [Петухова, с. 49]
В времена правления Екатерины II происходит замена подушной подати на купечество гильдейским налогом. Гильдейский налог был по сути дела промысловым налогом, который покончил со старой раскладочной системой, ввел индивидуальные оклады и поставил каждого плательщика «лицом к лицу» с государством.
Рассматривая место прямых налогов в доходах казны, проследим структуру доходов бюджета Российской империи в XVIII веке.
Соотношение
основных налогов в доходах казны
в XVIII веке представлено в таблице 1.2.1.
[Паскачев А.Б, с.65].
Таблица 1.2.1 Поступления налоговых доходов государства в XVIII веке
|
Как
мы видим, на протяжении 1724-1796 гг. большую
часть доходов казны мы получаем
за счет прямых налогов. Данные наглядно
показывают, что в 1724 году соотношение
прямых и косвенных налогов в
общих доходах бюджета
Существенным изменением в области прямых налогов, была отмена подушной подати с мещанства, что произошло в 1863г. Взамен был установлен в городах подомовой налог, который представлял собой налог на недвижимое имущество: жилые дома, фабрики, заводы, театры и другие строения. Этот налог давал казне 2 млн.руб. Кроме того, горожане, занимающиеся промыслами, должны были платить патентный сбор. Новые налоги возместили потери от отмены подушной подати для мещан, которая к моменту ее отмены давала 4 млн. руб.[Петухова, с. 102]
Была несколько упорядочена подушная подать с крестьян: введена шкала окладов, что сделало подать более справедливой, ограничено действие круговой поруки.
В
1875 г. в результате реформы государственного
земского сбора был введен поземельный
налог, которому подлежали как общинные,
так и частновладельческие
В 1885 году был введен налог с денежных капиталов. Этот налог вносил в систему прямого обложения элементы подоходности. Объектом налога стал доход со всякого рода процентных бумаг (государственных и частных), а также доход, доставляемый вкладами в банковские учреждения. Ставка налога составляла 5 процентов. Доход от этого налога постоянно возрастал: в первый год он поступил в размере 9,5 млн. рублей, а через 12 лет увеличился в 1,5 раза [Паскачев А.Б, с.78].
Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ