Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета

Файлы: 1 файл

Примерный план работы по теме.docx

— 203.99 Кб (Скачать)

  Налоги  влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит  соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.[4, с. 23-24]

  При использовании налоговых льгот  для смягчения социального неравенства  проявляется социальная функция  налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения  изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем  самым сглаживается неравенство  между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным  слоям и группам населения (многодетным  семьям, пенсионерам, инвалидам и  некоторым другим категориям граждан).

  Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции  позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством  регулирующей и социальной функций  создаются противовесы излишнему  фискальному бремени, то есть формируются  социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических  интересов.

  Итак, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

  Налоги  делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.

  Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение.

  Социально-экономическая  сущность прямых налогов раскрывается через его функции. Основными  функциями присущими прямым налогам  относятся:

  фискальная;

  регулирующая;

  социальная.  

  1.2 Исторический опыт  мобилизации прямых  налогов в доходы  бюджетов различных  уровней 

  История налогообложения является неотъемлемой частью истории Российского государства. Нужда в налогах возникает  с момента образования государства, ибо без финансового обеспечения  оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются  и усложняются, возникает потребность  в увеличении налогов, в создании и постепенном совершенствовании  налоговой системы.

  История развития налогов в Русском государстве  начинается с конца IX века, то есть в  эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий  возникновения налогов. Первоначальным источником казны была дань – это  прямой налог (подать), собираемый с  населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. По мере роста и усиления Киевского государства, дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Качур, с 25

  Первоначально дань собиралась при личном участии  князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места  сбора и дани и лица, ответственные  за ее сбор.

  Дань  как прямая подать существовала на протяжении XI-XII веков и первой половины XIII века. Тедеев А.А. с16

  На  протяжении XIV – XV веков не существовало так таковых росписей всех налогов, поступавших в казну и их последующего распределения на определенные государственные  нужды. Основные прямые налоги типа дани, различные оброки (один из видов  феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам), подати поступавшие в казну, князь использовал по своему усмотрению, и в большинстве случаев для удовлетворения своих нужд. Однако в этот период зарождаются налоги, собираемые на конкретные потребности государства - прямые налоги специального назначения.

  К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества  объектом обложения становится земля. В большинстве княжеств в качестве основы обложения выступает соха. Хозяйство, включенное в соху, несло  коллективную ответственность за полноту  и своевременную уплату подати. Однако в этот период отсутствовало единообразие в податной системе, в пределах каждого  княжества существовали свои виды податей. Качур с. 26

  Н.А. Рожков, русский историк конца  прошлого и начала нынешнего века, проследил динамику роста прямых налогов за весь XVI век. По его подсчетам, в 1513 году с сохи поступало в казну 7 руб., в 1525 году – 10 руб., в 50-е - начале 80-х годов – 42 руб., в 80 - 90-е годы - 151 руб. Данные современных исследований в целом подтверждают те же тенденции. Подсчеты свидетельствуют, что в течение первой половины XVI века государственные подати увеличились в 16 раз. Это в значительной мере связано с переводом на деньги ряда основных натуральных повинностей [Пушкарева2002, с.16].

  В XVI веке проводилась общая перепись земель в государстве, и на этой основе окончательно складывалась посошная система обложения. Посошный (поземельный) налог был основным прямым налогом в Русском государстве. [Петухова, с21] В начале XVII века стоимость рубля резко падает. Чтобы сохранить доходы на прежнем уровне, нужно было либо существенно повышать ставки налогов, либо вводить новые. Правительство использует и тот, и другой метод.

  Основным  фактором, определявшим рост налогового бремени, был неуклонный рост финансовых потребностей государства, а именно: расширялась его территория, возрастали расходы на содержание царского двора, больших затрат требовали содержание армии и ведение войн.

  В XVII веке прослеживалась тенденция слияния нескольких близких по своему характеру податей в единый налог - данские деньги. Этот налог включил в себя собственно дань, взимавшуюся с незапамятных времен, а также ряд прямых податей специального назначения, введенных в XVI веке в связи с военными потребностями – пищальные деньги и стрелецкую подать, Впоследствии стрелецкая подать становится главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога.

  Подходит  к завершению процесс перехода к  подворному обложению, начатый еще  в 40-х годах XVII века. В сентябре 1679 года выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный  принцип обложения.

  Подворная система налогообложения не обеспечивала возросшие потребности армии  и флота, т.к. число дворов неуклонно  убывало. В связи с этим в годы правления Петра I происходит замена подворного обложения на подушную подать. Это связано с тем, что подворная  система не давала возможности воспользоваться  при сборе налогов приростом  населения, а обложение по душам  гарантировало привлечение к  уплате всех податных лиц. [Петухова, с. 46]

  Сильнее всего от введения подушной подати пострадали помещичьи крестьяне, платежи  которых возросли в 3-4 раза. Одновременно помещики увеличили оброк со своих  крестьян до 10-12 руб.

  После введения подушной подати доходы бюджета  резко возросли: с 6,5 млн.руб. в 1723 г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 г. по 1724 г. сумма доходов бюджета выросла в 5,8 раза. [Петухова, с. 49]

  В времена правления Екатерины II происходит замена подушной подати на купечество гильдейским налогом. Гильдейский налог был по сути дела промысловым налогом, который покончил со старой раскладочной системой, ввел индивидуальные оклады и поставил каждого плательщика «лицом к лицу» с государством.

  Рассматривая  место прямых налогов в доходах  казны, проследим структуру доходов  бюджета Российской империи в XVIII веке.

  Соотношение основных налогов в доходах казны  в XVIII веке представлено в таблице 1.2.1. [Паскачев А.Б, с.65]. 

  Таблица 1.2.1 Поступления налоговых доходов  государства в XVIII веке

Виды 1724 г. 1749 г. 1763 г. 1785 г. 1796 г.
    сум

  ма, тыс. руб

доля общеобъемедоходов%   сум

  ма

  тыс.

  руб

доля в общем  объеме доходов,% сумма тыс. руб доля в общем  объеме доходов,% сумма тыс. руб   доля 

  обще

  объе

  доходов

  %

сумма тыс. руб доля общеобъеме доходов,%
Всего налогов, в т.ч. 7405 100 8329 100 13550 100 35327 100 46158 100
Подушная  подать 4615 62,3 5213 62,6 5667 41,9 20184 57,1 24721 53,6
                     
косвенные налоги, из них 2790 37,7 3116 37,4 7883 58,1 15143 42,9 21437 46,4
                     
винные 969 13,1 1263 15,2 4376 32,3 9051 25,6 15000 32,4
                     
соляные 662 8,9 801 9,6 1510 11,1 1267 3,6 -  
                     
таможенные 1159 15,7 1052 12,6 1997 14,7 4825 13,7 6470 14
 

  Как мы видим, на протяжении 1724-1796 гг. большую  часть доходов казны мы получаем за счет прямых налогов. Данные наглядно показывают, что в 1724 году соотношение  прямых и косвенных налогов в  общих доходах бюджета Российского  государства составляло 62,3 процентов  прямые налоги и 37,3 процентов косвенные. К 1796 году соотношение изменилось в  сторону увеличения косвенных, которые  составили 53,6 процентов. Такая структура  государственных доходов была характерной  чертой российских финансов XVIII века. В  ряде других европейских стран она  была иной. Например, во Франции большую  часть доходов давали косвенные  налоги и, прежде всего, соляной сбор, в Пруссии - передел монеты и прибыль  от эксплуатации государственного имущества  и владений: лесов, горных разработок, фарфоровых фабрик. Наиболее близка к российской структура доходов Австрийской империи, где на долю прямого поголовного налога приходилось более половины всех поступлений. Это можно объяснить схожестью экономических систем обеих стран. В Австрии до конца XVIII века массы крестьянского населения жили еще в условиях крепостного права.

  Существенным  изменением в области прямых налогов, была отмена подушной подати с мещанства, что произошло в 1863г. Взамен был  установлен в городах подомовой  налог, который представлял собой  налог на недвижимое имущество: жилые  дома, фабрики, заводы, театры и другие строения. Этот налог давал казне 2 млн.руб. Кроме того, горожане, занимающиеся промыслами, должны были платить патентный сбор. Новые налоги возместили потери от отмены подушной подати для мещан, которая к моменту ее отмены давала 4 млн. руб.[Петухова, с. 102]

  Была  несколько упорядочена подушная подать с крестьян: введена шкала  окладов, что сделало подать более  справедливой, ограничено действие круговой поруки.

  В 1875 г. в результате реформы государственного земского сбора был введен поземельный  налог, которому подлежали как общинные, так и частновладельческие земли. В начале 80-х годов началась реорганизация  податной системы. Были введены новые  налоги. Так, в 1882 году в России стали взиматься налоги на наследство (до этого времени существовал лишь 6 процентный сбор с наследств, переходящих по завещанию к лицам, не имеющим право на законное наследование).

  В 1885 году был введен налог с денежных капиталов. Этот налог вносил в систему  прямого обложения элементы подоходности. Объектом налога стал доход со всякого рода процентных бумаг (государственных и частных), а также доход, доставляемый вкладами в банковские учреждения. Ставка налога составляла 5 процентов. Доход от этого налога постоянно возрастал: в первый год он поступил в размере 9,5 млн. рублей, а через 12 лет увеличился в 1,5 раза [Паскачев А.Б, с.78].

Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ