Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат
Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета
Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]
Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, Д.Локк установил, что налогом, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
Однако, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А.Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. [Пушкарева, 2001 с. 178]
Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течении XVII – XIX веков.
Вторым
способом деления налогов на прямые
и косвенные явилось принятое
разграничение и по способу обложения
и взимания. Прямые налоги построены
на основании явлений и признаков
постоянного характера и
Однако это разграничение кадастра и тарифа не прижилось. Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга, например, промысловый налог, а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра, то есть подоходный налог.
Следующее
обоснование этой классификации
основывалось на понятии платежеспособности.
В соответствии с ним все налоги,
в которых государство
Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на расходное и доходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства – путем налогов на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, то есть на предметы потребления в широком смысле слова, – к категории косвенных налогов. [Пушкарева 2001, с. 180]
Такое
деление налогов на прямые и косвенные
исходило из платежеспособности лица,
определяемой его доходом и имуществом,
а также из связи между доходом
плательщика и его
В
налоговых законодательствах
Эволюция
налоговой системы
В
настоящее время деление
Итак,
прямые налоги устанавливаются
Косвенные
налоги взимаются в процессе движения
доходов или оборота товаров,
работ и услуг. Эти налоги включаются
в виде надбавки в цену товара, а
также тарифа на работы или услуги
и оплачиваются потребителем. Владелец
товара (работы или услуги) при их
реализации получает с покупателя одновременно
с ценой и налоговые суммы,
которые затем перечисляет
Следует
отметить, что прямые налоги непосредственно
связаны с характеристикой
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.
Так
же к достоинствам прямого налогообложения
относится то, что прямые налоги
в большей степени
Как ранее отмечалось, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.
Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:
Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.
Такой
принцип налогообложения
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1.
Организационные — прямая
2.
Контрольные — контроль
3.
Полицейские — прямые налоги
связаны с возможностью
4.
Бюджетные — прямое
Также
к недостаткам можно отнести
уклонение от уплаты налогов, уменьшение
склонности к сбережениям и инвестициям
при повышении налоговых
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги. [Тарасова, с 30]
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.
Реальные
налоги взимаются в силу факта
владения имуществом независимо от финансового
положения и доходов
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот.
В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.
Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени присущие прямым налогам.
Одна из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами [Горбунов, с. 332]
Посредством
фискальной функции реализуется
главное назначение налогов —
формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджете и внебюджетных
фондах. Собранные с помощью налогов
средства расходуются государством
на содержание административно-
Регулирующая
функция налогов находит свое
проявление в дифференциации условий
налогообложения. Взимая налоги, государство
всегда влияет на поведение экономических
субъектов — физических и юридических
лиц. Государство может
Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ