Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета

Файлы: 1 файл

Примерный план работы по теме.docx

— 203.99 Кб (Скачать)

  Исторически в зависимости от основания, заложенного  в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

  Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, Д.Локк установил, что налогом, падающим на землю косвенно, следует предпочесть  налог, непосредственно взимаемый  с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог  – это прямой налог, остальные  налоги – косвенные.

  Однако, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А.Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. [Пушкарева, 2001 с. 178]

  Классификация налогов, в основании которой  лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течении XVII – XIX веков.

  Вторым  способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое разграничение и по способу обложения  и взимания. Прямые налоги построены  на основании явлений и признаков  постоянного характера и поэтому  заранее определимых (владение и  пользование имуществом). Они взимаются  по личным, периодически составляемым, спискам плательщиков на основании  кадастра (земель, домов и т.д.) и  в определенные сроки. Косвенные  налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании  определенных тарифов. [Пушкарева. 2001, с.179]

  Однако  это разграничение кадастра и  тарифа не прижилось. Кадастр и тариф  принципиально не исключают друг друга, например, промысловый налог, а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра, то есть подоходный налог.

  Следующее обоснование этой классификации  основывалось на понятии платежеспособности. В соответствии с ним все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и  производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство  непосредственно не устанавливает  платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.

  Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на расходное и доходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства – путем налогов на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, то есть на предметы потребления в широком смысле слова, – к категории косвенных налогов. [Пушкарева 2001, с. 180]

  Такое деление налогов на прямые и косвенные  исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом  плательщика и его потреблением. Это деление на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала ХХ в., не утратило своего значения и в конце ХХ века – начале ХХI века.

  В налоговых законодательствах развитых стран классификация налогов  с подразделением на прямые и косвенные была сохранена. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 года.

  Эволюция  налоговой системы свидетельствует  об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и  соотношении между ними, которое  менялось на различных этапах развития общества. В ХIХ – начале ХХ вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х гг. ХХ в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.[Качур, с. 13]

  В настоящее время деление налогов  на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение прямых и косвенных  налогов в различных странах  зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах развитых стран преобладающее значение имеют  прямые налоги. В странах же с  неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

  Итак, прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. (Пансков)

  Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а  также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко  называют налогами и потребление. Таким  образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить  НДС, акцизы и таможенные пошлины.

  Следует отметить, что прямые налоги непосредственно  связаны с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей  ему собственности (имущества). Они  применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие  попало как можно большее число  объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую  основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении  усиливается зависимость размера  уплачиваемых налогоплательщиком налогов  от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе  прямых и косвенных налогов создает  достаточную устойчивость налоговых  поступлений. ( Пансков)

  Прямые  налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные  же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

  При взимании прямых налогов государство  становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают  их с других лиц (с потребителей).

  Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению  с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству  более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества  или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев  и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может  подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.

  Так же к достоинствам прямого налогообложения  относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

  Как ранее отмечалось, в настоящее  время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.

  Основные  преимущества прямого налогообложения  состоят в следующем:

  Экономические — прямые налоги дают возможность  установить прямую зависимость между  доходами плательщика и его платежами  в бюджет.

  Регулирующие  — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение  является важным финансовым рычагом  регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

  Социальные  — прямые налоги способствуют распределению  налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы  имеют те члены общества, у которых  более высокие доходы.

  Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.

  Однако  следует отметить и недостатки прямых налогов:

  1. Организационные — прямая форма  налогообложения требует сложного  механизма взимания налогов, так  как связана с достаточно сложной  методикой ведения бухгалтерского  учета и отчетности.

  2. Контрольные — контроль поступления  прямых налогов требует существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных методов  учета и контроля плательщиков.

  3. Полицейские — прямые налоги  связаны с возможностью уклонения  от уплаты налогов из-за несовершенства  финансового контроля и наличия  коммерческой тайны.

  4. Бюджетные — прямое налогообложение  требует определенного развития  рыночных отношений, так как  только в условиях реального  рынка может формироваться реальная  рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

  Также к недостаткам можно отнести  уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям  при повышении налоговых ставок.

  Прямые  налоги подразделяются на реальные и  личные налоги. [Тарасова, с 30]

  Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного  на основе их внешних признаков и  учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.

  Реальные  налоги взимаются в силу факта  владения имуществом независимо от финансового  положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения  к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и  др.

  Личные  налоги в отличие от реальных учитывают  платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально  для каждого плательщика с  учетом предоставляемых ему льгот.

  В зависимости от объекта обложения  различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог  с наследств и дарений и  др.

  Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени  присущие прямым налогам.

  Одна  из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и  местного самоуправления финансовыми  ресурсами [Горбунов, с. 332]

  Посредством фискальной функции реализуется  главное назначение налогов —  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

  Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий  налогообложения. Взимая налоги, государство  всегда влияет на поведение экономических  субъектов — физических и юридических  лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ