Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета

Файлы: 1 файл

Примерный план работы по теме.docx

— 203.99 Кб (Скачать)

  Представим  укрупненную структуру доходной части трех региональных бюджетов за 2009 год на рисунке 2.1.1. 

  

  Рис. 2.1.1. Структура доходной части бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области за 2009 год.

  Как видно, в дотационном регионе, каким  в нашем анализе является Пензенская область, основным доходным источником являются безвозмездные поступления, в недотационных регионах – основной удельный вес занимают налоговые доходы.

  Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан, Республики Башкортостан и  Пензенской области за 2007-2009гг. представлена в приложении 4. Анализируя данные можно  сказать, что в относительном  выражении показатели доходной части  бюджета на протяжении рассматриваемого периода оставались примерно на одном  и том же уровне. Однако в абсолютном выражении мы видим, что налоговые  доходы Республики Татарстан значительно  уменьшились в 2009 году, это связано  с уменьшением поступлений от прямых налогов.

  Следует отметить, что налоговые доходы Пензенской области более чем в пять раз  меньше, чем в Республике Татарстан  и Республике Башкортостан. Во всех бюджетах рассматриваемых регионов преобладают поступления от прямых налогов.

  Остановимся подробнее на прямых налогах, рассмотрим их поступления в бюджет Республики Татарстан. Состав и структура поступлений  налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. представлена в Приложении 5.

  По  данным таблицы мы видим, что на протяжении 2007-2008гг. наблюдается положительная  динамика по всем видам налогов. Основными  налоговыми доходными источниками  бюджета Республики Татарстан за 2007-2009 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество  организаций, акцизы.

  В 2009 году значительно уменьшились  поступления по налоговым доходам, это связано со снижением поступлений  от налога на прибыль организаций. Структура  налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.2.2.

  

  Рис. 2.2.2. Структура налоговых доходов  бюджета Республики Татарстан за 2009 год 

  Структура поступлений прямых налогов в  бюджет Республики Татарстан за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль  организаций, который составляет 38 процента всех поступлений. Однако именно по данному налогу в 2009 году наблюдается  резкий спад поступлений, которые уменьшились  на 14 923,79 млн. руб. по сравнению с 2008 годом. Снижение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях отрицательно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций. Наибольшее снижение поступлений отмечается в добыче полезных ископаемых, производстве нефтепродуктов, химическом производстве, автомобилестроении, а также организаций финансовой сферы. Ряд организаций этих отраслей вообще не платили налог на прибыль организаций в прошлом году. Именно эти отрасли, в первую очередь пострадали от влияния кризиса.

  Рассмотрим  причины уменьшения налогооблагаемой базы, с одной стороны оказало  влияние ухудшение финансово-экономического состояния предприятий из-за коньюктуры рынка. С другой стороны, ссылка на кризис позволила отдельным организациям, увеличив расходы, уменьшить налоговую базу или показать убытки.

  Налог на доходы физических лиц составляет 29 процентов от налоговых доходов  бюджета Республики Татарстан. Несмотря на то, что его удельный вес возрос до 29 процентов (в 2008г. – 24 процента, поступления налога в бюджет субъекта в 2009 г. в абсолютной величине составили 18 537,25 млн. руб., что на 1 094,50 млн. руб. меньше, чем в 2008 году.

  В 2009г. многие крупнейшие организации  снизили перечисление налога в бюджет, это связано с мировым финансово-экономическим  кризисом.

  Налог на имущество организаций составляет 13 процентов. Отмечается рост поступлений  по данному налогу как в относительной, так и в абсолютной величине. В 2009г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 1 352,98 млн. руб. по сравнению с 2008 годом. Рост поступлений по данному налогу связан с увеличением базы налога, это говорит о большом потенциале наших предприятий, которые в условиях кризиса вкладывали средства в развитие бизнеса.

  Удельный  вес по поступлениям от остальных  налогов значительно меньше, например доля косвенных налогов составляет 11 процентов, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 5 процентов, налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2 процента и транспортный налог составляет 2 процента.

  В приложении 6 представлены состав и  структура налоговых доходов  бюджета Республики Башкортостан. По данным таблицы можно отметить, что  на протяжении 2007-2008гг. наблюдается  положительная динамика по всем видам  налогов. Мы видим, в Республике Башкортостан соотношение налоговых доходов  идентично соотношению в Республике Татарстан. На первом месте - налог на прибыль, на втором - налог на доходы физических лиц, а на третьем - акцизы, тогда как в Татарстане на третьем  месте находится налог на имущество  организаций.

  А в 2009 году наблюдается уменьшение поступлений  по налоговым доходам, хотя и не так  значительно как в Республике Татарстан. Налоговые доходы Республики Башкортостан в 2009 году снизились в абсолютной величине на 3 182,56 млн. руб. по сравнению с 2008 годом, в то время как в Республике Татарстан на 16 060,37 млн. руб. Структура налоговых доходов бюджета Республики Башкортостан за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.2.3. 

  

  Рис. 2.2.3. Структура налоговых доходов  бюджета Республики Башкортостан за 2009 год 

  Структура поступлений прямых налогов в  бюджет Республики Башкортостан за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль  организаций, который составляет 42 процента всех поступлений. Затем следует  налог на доходы физических лиц – 26 процентов, косвенные налоги – 14 процентов, налог на имущество организаций  – 11 процентов, транспортный налог  – 3 процента, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 2 процента и налог, взимаемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2 процента.

  Рассмотрим  состав и структуру налоговых  доходов бюджета Пензенской области, представленных в Приложении 7. По данным таблицы мы видим, что поступления  налоговых доходов меньше почти  в 6 раз, и составляет в абсолютной величине 11 838,95 млн. руб. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается положительна динамика поступлений налоговых доходов в бюджет Пензенской области. В Пензенской области распределение происходит несколько иначе. Основную долю в доходах занимают налоги на доходы физических лиц. На второе место приходится налог на прибыль организаций. Третье – на акцизы.

  Структура налоговых доходов бюджета Пензенской области за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.2.3 

  

  Рис. 2.2.3. Структура налоговых доходов  бюджета Пензенской области за 2009 год 

  Структура поступлений прямых налогов в  бюджет Пензенской области за 2009 год  показывает, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 38 процентов. Затем следует  налог на прибыль организаций - 22 процента всех поступлений, косвенные  налоги – 17 процентов, налог на имущество  организаций – 16 процентов, налог, взимаемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 4 процента, и транспортный налог – 3 процента. Мы видим, что на рисунке не отображаются налог на игорный бизнес, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, единый сельскохозяйственный налог  и государственные пошлины, это  связано с тем, что доля поступлений  от данных налогов незначительна  и в совокупности составляет менее 0,5 процента.

  Наглядно  представим структуру основных налоговых  доходов трех изучаемых регионов за 2009 год на рис. 2.2.4. 

  

  Рис. 2.2.4. Структура налоговых доходов  бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области  за 2009 год 

  На  рисунке видно, что основную долю доходных источников всех трех регионов составляют налог на прибыль и  налог на доходы физических лиц, но если в бюджете РТ и РБ преобладает  первый, то в Пензенской области  наоборот наблюдается преобладание налога на доходы физических лиц. Это  говорит о том, что в данной области налоговые отчисления граждан  являются основным источником поступлений. Необходимо отметить, что удельный вес налога на имущество в общей  доле поступления от прямых налогов  Пензенской области заметно выше, чем в республиках.

  Итак, рассматривая структуру доходной части  бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области  можно сделать вывод о том, что в Республике Татарстан и  Башкортостан преобладают поступления  по налоговым доходам, а в Пензенской области безвозмездные поступления, поэтому она является дотационным  регионом.

  Поступления налоговых доходов Республики Татарстан  и Республики Башкортостан примерно на одном уровне, а в Пензенской области меньше почти в 6 раз. Наибольший удельный вес в структуре налоговых  доходов в Республики Татарстан  и Республики Башкортостан занимает налог на прибыль организаций, в  Пензенской области – налог на доходы физических лиц.

  В ходе проделанной работы мы увидели, что мировой экономический кризис сильно задел экономику недотационных регионов, таких как Республика Татарстан и Республика Башкортостан. В 2009 году в данных регионах существенно возросла доля безвозмездных поступлений, и снизились поступления по налоговым доходам, особенно по таким как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д. 

  3. Пути увеличения  доходов бюджетов  всех уровней за  счет прямых налогов 

  3.1 Зарубежный опыт  формирования доходной  базы бюджетов  всех уровней за  счет прямых налогов 

  Каждое  государство, исходя из экономических  реалий и своего понимания эффективности  социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в  национальной налоговой системе, в  бюджетной системе.

  В большинстве развитых стран сложилась  вполне сопоставимая структура налоговых  поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и  Испании, предпочтение отдается косвенным  налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге  и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно  встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения  делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается  и в Канаде, Австралии. Противоположная  ситуация сложилась в Японии, где  бремя налогов сосредоточено  на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов  граждан [Тютюрюков, с.77].

  Наибольшее  значение в формировании доходов  бюджетной системы США в настоящее  время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды  социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.

  Персональный (личный) подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е  годы выплаты личного подоходного  налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок – 10, 15, 25 и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.

  Налоговые отчисления в фонды социального  обеспечения являются второй по величине статьей бюджетных доходов, которые  составляют около 34%. Отчисления в фонды  социального обеспечения осуществляются как работодателями так и работниками. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.

  Налог на доходы корпораций занимают третье место в доходах федерального бюджета США (10%). Он претерпел изменения  в ходе реформ 80-90-х гг. Правительство  использует данный налог для влияния  на соотношения и пропорции в  экономике с целью обеспечения  стабильных темпов ее развития. Ставки налога ступенчатые, в зависимости  от суммы дохода корпораций.

  Налоги  на доходы корпораций взимаются также  и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок  этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

  В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды  приносят около 15% доходов штатов [57, с.42].

  Одним из самых значимых налоговых поступлений  в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.

Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ