Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Введение
1 Экономическая сущность прямых налогов
1.1 Характеристика, классификация прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая составляющая взимания прямых налогов в РФ
1.3 Поступление прямых налогов в бюджеты зарубежных стран
2 Особенности организации прямого налогообложения в РФ на современном этапе
2.1 Регулирование прямого налогообложения в РФ и его влияние на развитие экономики страны
2.2 Анализ поступления прямых налогов в федеральный бюджет РФ в 2003-2005 гг.
3 Перспективные направления оптимизации поступления прямых налогов в доход федерального бюджета

Файлы: 1 файл

Примерный план работы по теме.docx

— 203.99 Кб (Скачать)

  Активно использует возможности прямого  налогообложения и Германия, когда  с 90-х годов XIX века, когда были введены  гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, с 1906 года – налог  с наследства, с 1913 года – налог  на имущество и налог на прирост  имущества.

  В настоящее время две трети  налоговых поступлений в федеральный  бюджет Германии обеспечивают прямые налоги – подоходный, корпорационный и промысловый. Эти налоги относятся  к совместным поступлениям, так как  они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального  финансового выравнивания. Так, в  федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.

  В первую очередь доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог – более трети общей  суммы налоговых поступлений. Минимальная  ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная – 45% [41, с.112].

  Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме  налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5% [41, с.113].

  Основным  налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная  стоимость всех элементов имущества  исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в  суммарный показатель по цене его  реализации на момент оценки, движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество  физического лица составляет 1%, для  промышленных предприятий и компаний – 0,6%.

  Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные  бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется  также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в консолидированном бюджете  всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими  видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль  от занятий промыслом (ставка 5%) и  размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

  Особенностью  формирования доходов бюджета Франции  является преобладание косвенных налогов  – налогов на потребление. В группе налогов на доходы важное место отводится  подоходному налогу с физических лиц, который приносит бюджету около 20% налоговых доходов. Ставка подоходного  налога прогрессивная и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.

  Акционерные общества уплачивают налог на прибыль, общая ставка которого равна 34%. Более  низкие ставки применяются для прибыли  от землепользования и от вкладов  в ценные бумаги – от 10 до 24% [41, с.124].

  Следующая группа государственных прямых налогов  – налоги на собственность, которыми облагаются имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество), имущественные  права и ценные бумаги. Ставка налога на собственность зависит от стоимости  имущества и изменяется от 0 до 1,5%. Сумма подоходного налога и налога на собственность не может превышать 85% дохода [41, с.125].

  К налогам на собственность относят  социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели из фонда заработной платы. Ставка налога прогрессивная и изменяется от 4,5 до 13,6 % в зависимости от размера  фонда заработной платы.

  В Великобритании из налогов общегосударственного значения наибольшее распространение  получили прямые налоги – подоходный налог, налог на капитал и налог  на наследство, составляющие более 50% всех налоговых поступлений государственного бюджета.

  Подоходный  налог окончательно утвердился в  английской налоговой практике с 1842 года. Для расчета налога доход  делится на части (шедулы) в зависимости от источников дохода (жалованье, имущество, дивиденды, рента и пр.), при этом каждая часть облагается по-своему. Минимальная ставка подоходного налога, 20%, распространяется на доходы от 0 до 4300 ф.ст., основная ставка, 23% - на доходы от 4301 до 27100 ф.ст. Максимальная ставка налога составляет 40% [41, с.138].

  Долгое  время подоходный налог платили  физические и юридические лица, в  том числе корпорации. С введением  налога на прибыль корпораций сфера  действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая  занимающихся предпринимательской  деятельностью. Ставка налога на прибыль  корпораций равна 33%.

  Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых  видов капитальных активов, которая  приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и пр.). Плательщиками  налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.

  Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары, переданные в течение семи лет после смерти. Ставка налога на наследство равна 40%.

  Главную часть доходов федерального бюджета  Канады составляет подоходный налог  с населения. Налог на доходы с  обязательными отчислениями в фонд страхования занятости и пенсионный фонд составляет около 60% всех поступлений  федерального бюджета. Плательщиками  подоходного налога являются физические лица и некорпорированный бизнес. В налоговую базу включается заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды, проценты на вклады, доходы от собственности. Шкала налога выглядит следующим образом: 17% - на годовой доход в размере до 29590 долл., 26% - на доходы от 29590 до 59180 долл., 29% - на доходы свыше 59180 долларов [41, с.156].

  К числу федеральных прямых налогов  относится налог на прирост капитальных  активов. Объектом обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом – продажи или  обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.

  Важным  источников доходов федерального бюджета  являются налоги на доходы юридических  лиц, включающие налог на прибыль  корпораций и налог на капитал  крупных корпораций. В сумме они  дают почти 15,5% доходов федерального бюджета. Налоговая база состоит  из прибыли, полученной владельцами  и акционерами. Базовая ставка налога равна 28%. Льготным режимом налогообложения  пользуются две категории компаний: предприятия обрабатывающей промышленности – для них установлена ставка 21% и предприятия малого бизнеса  любой отрасли – 12%.

  Налоговая система Японии, как и бюджетная, является двухуровневой в связи  с унитарным устройством государства. Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный  бюджет приносит подоходный налог с  юридических и физических лиц  – 65% всех налогов. Подоходный налог  с юридических лиц взимается  с чистой прибыли компаний. Ставка налога составляет 33,48% с распределяемой прибыли. Льготами при уплате налога пользуются медицинские учреждения с особым статусом, кооперативы, общественные организации – они вносят суммарный  налог в размере 27%. Особая ставка налога на прибыль – 28%, распространяется на мелкие и средние предприятия.

  Для подоходного налога с физических лиц применяются пять ставок, установленных  по прогрессивной шкале – 10, 20, 30, 40 и 50% [25, с.151].

  Вторая  по значимости в бюджете центрального правительства группа доходов –  налоги на имущество. Плательщиками  налога являются физические и юридические  лица, ставка налога одинакова – 1,4% стоимости имущества.

  Налоги, поступающие в бюджеты местных  органов власти, аналогичны поступающим в бюджет центрального правительства. Из общей суммы доходов более половины приходится на подоходные налоги, на втором месте – имущественные, на третьем – потребительские налоги.

  Помимо  общенационального подоходного  налога с юридических лиц, перераспределяемого  через центральный бюджет и взимаемого налоговыми управлениями, компании в  Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами – предпринимательский, корпоративный муниципальный и  уравнительный. Предпринимательский  налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается  по трем ставкам, величина которой незначительно  колеблется в зависимости от префектуры. К примеру, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в  зависимости от уставного капитала компании и величины прибыли.

  Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурного  и городского или городского и  районного. Налоговые ставки могут  различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурного (для Токио – городского налога – 6%, районного – 4,7%) рассчитывается от суммы общенационального налога [25, с.153]. Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную  сумму, величина которой (от 50000 иен  до 3750 тыс. иен) определяется по специальной  таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих, и распределяется между городом  и префектурой в соотношении 4:1.

  Подоходный  префектурный налог с физических лиц взимается по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Действуют также местные  подоходные налоги.

  В целом подоходные налоги, поступающие  в местные бюджеты, составляют около 35% от налоговых поступлений юридических  и физических лиц в консолидированный  бюджет. Аналогично имущественные налоги составляют около 40% [25, с.154]. Таким образом, проведенный анализ зарубежного  опыта построения эффективной налоговой  системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения. В большинстве стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан

  Исходя  из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта  какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в  том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому  можно говорить только об адаптации  опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.  

  3.2 Совершенствование  прямого налогообложения  в РФ как фактор  увеличения доходов  бюджета 

  Необходимость реформирования сложившейся в настоящее  время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также учитывая определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предполагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого налогового правового порядка - создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.

  В настоящее время налоговая система  Российской Федерации находится  на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию  действующей налоговой системы  были осуществлены в 2001-2007 гг., они были направлены на ее упрощение, повышение  справедливости и экономической  обоснованности взимаемых налогов  и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки на население. Именно в эти годы были приняты и вступили в действие 20 глав второй части налогового кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одними из основных являются проблемы мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ. Рассмотрим основные меры, направленные на мобилизации прямых налогов и совершенствование законодательства о прямых налогах на перспективу.

Информация о работе Место прямых налогов в доходах федерального бюджета РФ