Налоги как источник доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать эффективность формирования налоговых доходов федерального бюджета и сделать соответствующие выводы о проблемах и перспективах в данной сфере.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) ознакомиться с теоретическими основами формирования налоговых доходов федерального бюджета;
2) определить состав налоговых доходов федерального бюджета;
3) дать краткую характеристику налоговых доходов федерального бюджета;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 4
1.1 Сущность налоговых доходов федерального бюджета 4
1.2 Состав налоговых доходов федерального бюджета 6
1.3 Основные элементы налоговых доходов федерального бюджета 8
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008 – 2009 ГГ. 16
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

готовая курсовая 1.doc

— 274.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Бюджетная система РФ»

Налоги как источник доходов федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита – 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Жизнеспособность любого государства непосредственно связана  с доходами бюджета. Доходы бюджета подразделяются в соответствии с законодательством на несколько видов. Для Российской Федерации характерно следующее деление доходов: налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты.  Административно-территориальное деление РФ предусматривает деление бюджетной системы на несколько уровней – федеральный, субъекта федерации и местный – за каждым из которых закреплены определенные полномочия в области формирования доходов.

В данной курсовой работе объектом рассмотрения и анализа  являются налоговые доходы федерального бюджета РФ.

Цель работы состоит  в том, чтобы проанализировать эффективность  формирования налоговых доходов федерального бюджета и сделать соответствующие выводы о проблемах и перспективах в данной сфере.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. ознакомиться с теоретическими основами формирования налоговых доходов федерального бюджета;
  2. определить состав налоговых доходов федерального бюджета;
  3. дать краткую характеристику налоговых доходов федерального бюджета;
  4. проанализировать структуру, динамику налоговых доходов федерального бюджета и его исполнения в части налоговых поступлений за период 2008 – 2009 гг.;
  5. сделать выводы о проблемах и перспективах развития в области формирования налоговых доходов федерального бюджета. 

1 Теоретические основы налоговых доходов федерального бюджета

1.1 Сущность налоговых доходов федерального бюджета

Согласно гл. 1 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Гл. 6 ст. 41 уточняет виды доходов бюджетов как налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Основным объектом рассмотрения налоговых доходов являются соответственно налоги и сборы. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции  государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

В далеком прошлом  ученые-мыслители рассматривали  налог как общественно необходимое и полезное явление, хотя формы налогового изъятия были жестокими - жертвоприношение, дань, использование труда рабов и др.  
Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: "Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода".

К.Маркс, анализируя капиталистические  производственные отношения, отмечал: "Экономическим воплощением существования государства являются налоги". 
Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: "Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента" [2].

Современную трактовку  налога и сбора дает гл. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, а именно: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [4].

Из Конституции  РФ, ст. 57 и ст. 75 соответственно, следует, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют [3].

1.2 Состав налоговых доходов федерального бюджета

Согласно гл. 2 ст. 13 Налогового кодекса РФ перечень федеральных налогов и сборов выглядит следующим образом [7]:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Бюджетный кодекс РФ гл. 7 ст. 50 раскрывает содержание налогов  и сборов федерального бюджета.

В федеральный  бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль  организаций (в части доходов  иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

1.3 Основные элементы налоговых доходов федерального бюджета

Налог на добавленную  стоимость является федеральным косвенным налогом, регулируется гл. 21 НК РФ. Основные элементы налога:

  1. Объект налогообложения (ст. 146): реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  2. Налоговая база (ст. 153): при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
  3. Налоговый период (ст. 163): налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
  4. Налоговые ставки (ст. 164): налогообложение осуществляется по ставкам 0%, 10%, 18%, также имеют место расчетные ставки 10/110 и 18/118.
  5. Порядок и сроки уплаты (ст.174): уплата не позднее 20 числа месяца, следующего  за истекшим налоговым периодом. По товарам, ввозимым на территорию РФ, уплата производится одновременно с уплатой таможенных платежей.

Акциз является федеральным косвенным налогом, регулируется гл. 22 НК РФ. Основные элементы налога:

  1. Объект налогообложения (ст.182): реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации; получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  2. Налоговая база (ст. 187): налоговая база определяется по каждому виду подакцизных товаров.
  3. Налоговый период (ст. 192): календарный месяц.
  4. Налоговые ставки (ст. 193) (Приложение A).
  5. Порядок и срок уплаты (ст. 204, 205): по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту уплата производится не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; по операциям с остальными подакцизными товарами, исходя из фактической реализации, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация о работе Налоги как источник доходов федерального бюджета