Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

5) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды;

6) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее  и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и  оздоровление детей; прикладные научные  исследования в области образования; другие вопросы в области образования;

7) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики; (14)

     Эти факторы способствуют реализации важнейших  принципов бюджетной политики, их совершенствованию и практическому  воплощению.

В настоящее  время процесс реформирования бюджетной  системы России вступил в свою завершающую стадию, в основном отработаны и нормативно закреплены основные принципы построения и функционирования бюджетной системы страны на всех ее уровнях. 

     2.2. Бюджеты субъектов РФ и их роль в формировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области.

     В последнее десятилетие в Российской Федерации функции регулирования  социально-экономических процессов  переходили от федеральных уровней  власти к региональным. Роль бюджетов территорий усиливалась, а сфера  их использования расширялась. За счет бюджетов субъектов РФ финансируются строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальная сфера, охрана окружающей природной среды, социально-культурные мероприятия и другие расходы, имеющие социальную направленность. Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования социально-экономических программ регионов. Возрастание роли бюджетов субъектов РФ требовало адекватного финансового обеспечения.

     Безвозмездные средства на 2011 год по Кировской  области запланированы в объеме 12,4 млрд. рублей. В бюджете не учтены в полном объеме федеральные средства, направляемые в рамках межбюджетных отношений через федеральные министерства, агентства и ведомства, так как распределение этих средств будет осуществляться Правительством Российской Федерации в последующий период. Не учтены и безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в настоящее время не определены лимиты межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на 2011 год. Вследствие чего объем доходов бюджета в части безвозмездных поступлений будет уточняться.

     В 2011 году финансовые ресурсы сконцентрированы на ключевых моментах бюджетной политики, направленных на решение важнейших  социальных задач и вопросов по поддержке экономики области в целях сохранения и укрепления наметившихся показателей экономического роста.

Расходная часть бюджета сформирована с  учетом следующих основных подходов.

     В целях повышения результативности бюджетных расходов в целом расходы 2011 года сформированы по перечню бюджетных услуг в сумме 7,5 млрд. рублей или более половины расходов без учета межбюджетных трансфертов и областных целевых программ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ учтены изменения правового статуса государственных учреждений.

     Увеличена доля расходов, запланированных по программно-целевому методу. Расходы  на реализацию ведомственных и областных  целевых программ составили почти 91% от общего объема расходов областного бюджета.

     При формировании перечня целевых программ акцент был сделан на решение наиболее актуальных социальных и экономических  задач. Финансирование целевых программ запланировано в объеме 29,6 млрд. рублей или в 3,4 раза больше объема текущего года. Рост расходов достигнут за счет увеличения количества ведомственных целевых программ. На реализацию 76 ведомственных программ запланировано 24,9 млрд.рублей.

     В 2011 году предлагается реализация 28 областных  целевых программ с общим объемом  финансирования 4,7 млрд. рублей или в 3 раза первоначальных плановых назначений текущего года.

     С 1 июня 2011 года учтено увеличение базового размера ежемесячного пособия на ребенка на 27%. В расходах бюджета учтено повышение тарифов страховых взносов  во внебюджетные фонды с 26 до 34%. Расходы на иные материальные затраты проиндексированы на 5,5%.

     Для решения задач бюджетной политики сохранена социальная направленность бюджета. Бюджетные расходы ориентированы, прежде всего, на неукоснительное выполнение действующих обязательств социальной политики и обеспечение объема и качества государственных услуг отраслей социально-культурной сферы.

В целом  расходы на социально-культурную сферу  составляют 61% от общего объема расходов областного бюджета.

     Расходы на управление планируется с небольшим ростом. Это связано в первую очередь с инфляционными процессами. При этом расходы на управление строго предусмотрены в пределах норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти, установленного Министерством финансов Российской Федерации. В текущем году фактический норматив формирования данных расходов ожидается в пределах 2,4 при установленном Минфином для области 3,5. Кроме текущего финансирования отрасли предусмотрены расходы на реконструкцию и строительство 6 учреждений здравоохранения на общую сумму 118,2 млн. рублей.

     Укрепление  здоровья граждан невозможно без  развития массового спорта. С этой целью в 2011 году на условиях софинансирования с федеральным бюджетом планируется  строительство универсального спортивно-зрелищного комплекса в городе Кирове, физкультурно-оздоровительного комплекса в Куменском районе и пяти универсальных спортивных площадок. На эти цели предусмотрено 139,5 млн. рублей.

Кроме того, по сравнению с текущим годом  увеличены расходы на развитие детского спорта и участие в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях на 30 млн. рублей или в 2 раза.

Как и  в текущем году, бюджетная политика по формированию межбюджетных трансфертов  с муниципальными образованиями области на 2011 год будет направлена на укрепление самостоятельности местных бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов, направляемых органам местного самоуправления на исполнение собственных и переданных

     Как и в предыдущие годы предусмотрено 10 млн.рублей на предоставление грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития органам местного самоуправления в рамках реализации на территории Кировской области Указа Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008.

  В целях повышения качества управления муниципальными финансами впервые с 2011 года запланировано 10 млн.рублей на предоставление грантов муниципальным образованиям за качество организации и осуществления бюджетного процесса.

 И  еще одно направление – это стимулирование за успешное и качественное проведение Всероссийской переписи населения в объеме 1,7 млн. рублей.

Предоставление  бюджетных кредитов планируется  в пределах финансового года в  сумме 300 млн. рублей, в том числе  предусматривается предоставление беспроцентных бюджетных кредитов муниципалитетам на кассовый разрыв для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

     В 2011 году планируется предоставлять  государственные гарантии только муниципальным  образованиям области в пределах 100  млн. рублей по обязательствам перед кредитными организациями. (15) 

     2.3. Местный бюджет как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления на примере Кировской области.

       Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

     Наиболее  ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

     Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований.

     Доходы  местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих.

     Прогноз собственных доходов местных  бюджетов Кировской области составляет 8,9 млрд. рублей с ростом к текущему году на 10,3%, который достигнут в основном за счет роста налоговых доходов.

     Необходимо  отметить, что в целях увеличения собственных доходов местных  бюджетов, а также стимулирования органов местного самоуправления в  повышении собираемости налогов, с 1 января 2011 года предусматрена передача дополнительных нормативов отчислений в муниципальные бюджеты в размере 50% от транспортного налога и 10% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

     Действующее законодательство позволяет органам  местного самоуправления полностью  или частично заменять дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами от налога на доходы физических лиц, однако только два района воспользовались данным правом.

     В 2011 году предлагается реализация 28 областных  целевых программ с общим объемом финансирования 4,7 млрд. рублей или в 3 раза первоначальных плановых назначений текущего года.

     Расходы на теплоэнергоресурсы предусмотрены  исходя из лимитов потребления энергии  и тарифов, с учетом прогнозируемого  их роста. Рост тарифов по тепловой энергии предусмотрен на 2011 год от 9,5% до 17,5% в зависимости от поставщиков теплоэнергии. Рост тарифов по электроэнергии планируется на 15 %, по водоснабжению и водоотведению на 28,9%. Расходы на заработную плату работникам бюджетных учреждений запланированы с индексацией с 1 июня 2011 года на 6,5%.

     Сохранены все ранее предусмотренные меры социальной поддержки граждан области, при этом размеры социальных выплат проиндексированы с 1 июня 2011 года на 6,5%, а социальные выплаты, связанные  с коммунальными услугами, - на 15% с 1 января 2011 года. С 1 июня 2011 года учтено увеличение базового размера ежемесячного пособия на ребенка на 27%. В расходах бюджета учтено повышение тарифов страховых взносов  во внебюджетные фонды с 26 до 34%. Расходы на иные материальные затраты проиндексированы на 5,5%.

     Предусматриваются расходы на содержание 19 государственных  общеобразовательных школ, созданных  в текущем году и которые ранее  были муниципальными. Данные школы  будут являться «точками роста», их высокий потенциал и созданные условия позволят охватить более качественным образованием значительно больше учащихся из малочисленных сельских школ.

     Для решения проблемы дефицита мест в  дошкольных учреждениях в 2011 году будет продолжен эксперимент по выплате ежемесячных пособий родителям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. На эти цели планируется направить 65 млн.рублей одиннадцати муниципальным образованиям, где данная проблема стоит наиболее остро.

     Кроме того запланированы средства на строительство  детского сада на 220 мест в жилом  районе города Кирова «Чистые пруды» в сумме 25 млн. рублей и реконструкцию  муниципальных детских садов  в сумме 50 млн. рублей.

     В связи с переходом учреждений здравоохранения Кировской области  на преимущественно одноканальное  финансирование через систему обязательного  медицинского страхования на реализацию территориальной программы обязательного  медицинского страхования предусмотрено 2,8 млрд. рублей с ростом к уровню текущего года в 1,6 раза.

     Образованный  областной фонд компенсации в 2011 году в объеме 6 млрд. рублей позволит полностью обеспечить денежными  ресурсами 21 переданное органам местного самоуправления отдельное государственное полномочие. С 2011 года предусмотрена новая субвенция на осуществление передаваемых полномочий по финансовому обеспечению муниципальных коррекционных учреждений. За счет указанной субвенции будут осуществляться расходы по материальному обеспечению воспитанников учреждений, а также расходы по содержанию учреждений.

     Как и в текущем году, местным бюджетам предусматривается субсидия на содержание и ремонт автомобильных дорог  общего пользования местного значения в сумме 685,8 млн. рублей, которая будет предоставляться в рамках областной целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года».

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ