Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение бюджетной системы России, её элементов, принципов построения, а также определить возможные правонарушения в данной области.
Задачами данной работы являются:
•рассмотреть понятие и структуру бюджетной системы России;
•определить принципы построения бюджетной системы РФ;
•рассмотреть межбюджетные отношения и виды финансовой помощи;
•рассмотреть правонарушения бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. Бюджетная система России и её элементы 4
2. Принципы бюджетной системы РФ 9
3. Межбюджетные отношения. Виды финансовой помощи 15
4. Основные нарушения бюджетного законодательства 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

БС РФ.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

Министерство  Внутренних Дел

Московский университет  МВД России

Тверской филиал

 

Кафедра экономики, информатики  и математики

 

Реферат

 

По дисциплине: Экономика.

Тема: “Бюджетная система РФ”

 

Выполнил:

курсант 22-«П» уч. гр.

2 курса

рядовой милиции

Терещенко М.О.

 

Проверил:

Преподаватель кафедры 

Экономики, информатики и  математики

подполковник милиции

Родченкова О.А.

 

 

Тверь, 2011г.

 

План

 

Введение                                                                                                                   3

1. Бюджетная  система России и её элементы                                                       4

2. Принципы  бюджетной системы РФ                                                                  9

3. Межбюджетные  отношения. Виды финансовой помощи                             15

4. Основные  нарушения бюджетного законодательства                                   19

Заключение                                                                                                             22

Список использованной литературы                                                                   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Поэтому актуальность данной темы никогда не потеряет своего значения.

Знание  данной темы поможет сотрудникам  ОВД, занимающимся расследованием преступлений в сфере экономики, правильно  определить признаки составов правонарушений и квалифицировать преступное деяние в соответствии с законодательством  РФ.

Цель  данной работы – изучение бюджетной системы России, её элементов, принципов построения, а также определить возможные правонарушения в данной области.

Задачами данной работы являются:

  • рассмотреть понятие и структуру бюджетной системы России;
  • определить принципы построения бюджетной системы РФ;
  • рассмотреть межбюджетные отношения и виды финансовой помощи;
  • рассмотреть правонарушения бюджетного законодательства.

 

1. Бюджетная  система России и её элементы

 

Бюджет  занимает центральное место в  финансовой системе РФ и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих  перед государством и муниципальными образованиями, выступает действенным  механизмом финансовой политики государства.

Бюджет - это реальная основа осуществления  политики государства.

Бюджетное устройство и проблемы его функционирования являются основным вопросом государственной  политики. Бюджетная система - главное  звено в процессе воздействия  государства на реальный сектор экономики. Бюджет является не только средством  государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение  темпов научно-технического прогресса, совершенствование материально-технической  базы общественного воспроизводства.

Бюджетное устройство определяет организацию  бюджетной системы, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные  вопросы формирования и использования  бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная  система.

БК РФ использует термин "бюджетное устройство", но не дает его понятия. Законодатель фактически не разграничивает понятия "бюджетное устройство" и "бюджетная  система". Если обратиться к структуре  БК РФ, то часть вторая называется "Бюджетная  система Российской Федерации", однако раздел 1 - "Бюджетное устройство Российской Федерации", а глава 3 - "Бюджетная система Российской Федерации"1.

Бюджетное устройство есть организация бюджетной  системы, что предполагает структурное  построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройство государства, наличием местного самоуправления. Бюджетное устройство обусловливает  формы и методы взаимоотношений  органов власти в процессе бюджетной  деятельности. Бюджетное устройство Российской Федерации предполагает такое взаимодействие элементов  бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета.

Таким образом, бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура  и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов  и расходов.

Необходимо  отметить, что бюджетное устройство определяется устройством государства. Если государство федеративное, то бюджетная система трехуровневая, а если государство унитарное, то двухуровневая.

Для бюджетной  системы федеративного государства  характерны три уровня - государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты.

До 1991 г. в СССР существовал Государственный бюджет, в который входил союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. Государственный бюджет СССР включал в себя около 50 тыс. бюджетов, в том числе союзный бюджет, 15 республиканских бюджетов союзных республик, 20 республиканских бюджетов автономных республик, 8 бюджетов автономных областей, 10 бюджетов автономных округов, 134 областных и краевых бюджета, 1999 городских, 3644 районных, 3700 бюджетов городских поселков и 41 тыс. бюджетов сельских Советов народных депутатов. Бюджет нижестоящего уровня включался в бюджет вышестоящего уровня. Эта система существовала с 1924 г. и была закреплена Конституцией СССР.

В 1991 г. произошли коренные изменения в существующей бюджетной системе в связи с образованием самостоятельного суверенного российского государства, начался процесс создания бюджетной системы, основанной на федеративных, демократических началах. Приняты важные документы: Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. и Постановление первого съезда народных депутатов "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР". 31 октября 1990 г. принят Закон "О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году", который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации.

Важным  этапом явилось принятие Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса" от 10 октября  1991 г. и Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которые закрепили трехуровневую бюджетную систему РФ.

В ходе преобразований был упразднен Государственный  бюджет СССР. В результате общегосударственный  денежный фонд был разделен более  чем на 53 тыс. самостоятельных бюджетов, составивших бюджетную систему  трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты  субъектов федерации, бюджеты муниципальных  образований. Данное положение явилось следствием осуществления в стране политических и экономических реформ, становлением суверенитета республик.

Понятие бюджетной системы Российской Федерации  закреплено в ст. 6 БК РФ. Бюджетная  система РФ - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.2

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации  относятся:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местные  бюджеты, в том числе бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга;

- бюджеты  городских и сельских поселений.

Государственные внебюджетные фонды выполняют на практике социальную функцию государства, поскольку предназначены для  реализации конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Порядок составления, представления и утверждения  бюджетов государственных внебюджетных фондов совпадает с процедурой составления, рассмотрения и утверждения проекта  бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Однако  следует заметить, что в состав бюджетной системы входят лишь только бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов. Средства же внебюджетных фондов не консолидируются  в федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты муниципальных образований. Государственные внебюджетные фонды  представляют собой самостоятельные  финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Таким образом, на современном этапе развития нашего государства мы имеем трехуровневую  бюджетную систему Российской Федерации.

 

2. Принципы  бюджетной системы РФ

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к которым относятся следующие принципы:

1. единства  бюджетной системы Российской  Федерации;

2. разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;

3. самостоятельности  бюджетов;

4. равенства  бюджетных прав субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

5. полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

6. сбалансированности  бюджета;

7. результативности  и эффективности использования  бюджетных средств;

8. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

9. прозрачности (открытости);

10. достоверности  бюджета;

11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности  расходов бюджетов;

13. единства  кассы.3

Принципы  бюджетной системы Российской Федерации, установленные законодательством, образуют определенную систему, которая  постоянно претерпевает изменения  и совершенствуется.

Существенным  является то, что установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к исключительному  ведению Российской Федерации в  рамках осуществления бюджетных  полномочий. Следовательно, принципы бюджетной  системы Российской Федерации могут  устанавливаться только в Бюджетном  кодексе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, также как  и муниципальные образования, не вправе определять принципы бюджетной  системы Российской Федерации. Это  согласуется с основными принципами Конституции Российской Федерации, закрепляющими целостность Российской Федерации, федеративное устройство и  разделение полномочий между центром, субъектами Российской Федерации и  муниципальными образованиями.

Рассмотрим  вышеназванные принципы подробнее.

Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной  классификации, санкций за нарушение  бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета  и отчетности.

Информация о работе Бюджетная система РФ