Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение бюджетной системы России, её элементов, принципов построения, а также определить возможные правонарушения в данной области.
Задачами данной работы являются:
•рассмотреть понятие и структуру бюджетной системы России;
•определить принципы построения бюджетной системы РФ;
•рассмотреть межбюджетные отношения и виды финансовой помощи;
•рассмотреть правонарушения бюджетного законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. Бюджетная система России и её элементы 4
2. Принципы бюджетной системы РФ 9
3. Межбюджетные отношения. Виды финансовой помощи 15
4. Основные нарушения бюджетного законодательства 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

БС РФ.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право  органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством  устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов является пятым принципом  бюджетной системы Российской Федерации. Целью этого принципа является установление строгой бюджетной дисциплины и обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в строгом соответствии с законом о бюджете.4 Этот принцип означает, что во всех бюджетах бюджетной системы Российской Федерации должны быть в обязательном порядке и в полном объеме отражены все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов. Исходя из смысла принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, недопустимо включение в бюджет открытого перечня доходов, который заканчивается строкой: "иные доходы", что встречается на практике при формировании и утверждении бюджетов. Недопустимо предусматривать открытый перечень расходов бюджетов, так как это может породить исполнение бюджета органами исполнительной власти по своему усмотрению, что в свою очередь может привести к произволу и может спровоцировать коррупцию.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимального размера дефицита бюджета. Такая формулировка означает зависимость  расходов от доходов, что нельзя признать вполне обоснованным из-за противоречия с принципом равенства. Выравнивание бюджетной обеспеченности должно производиться  по критерию расходов на душу населения, на единицу бюджетного финансирования, а не по уровню доходов.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Все указанные  принципы являются основополагающими  прикладными принципами бюджетной  системы Российской Федерации и  базируются на основных конституционных  принципах, таких как федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти. Принципы бюджетной системы  Российской Федерации находятся  в системной взаимосвязи друг с другом, зачастую один принцип  вытекает из другого.

 

3. Межбюджетные  отношения. Виды финансовой помощи

 

Межбюджетные  отношения – отношения между  органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.5

Межбюджетные  отношения основываются на принципах: а) распределения и закрепления  расходов бюджетов по определённым уровням  бюджетной системы Российской Федерации; б) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным  нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; в) равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных  образований; г) выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; д) равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету  субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения  отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем  бюджете как доход в форме  безвозмездных перечислений. В течение  финансового года органы законодательной  и исполнительной власти, представленные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к  увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов. Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчёта  финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учётом социально-экономических, географических, климатических и  иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются  с субъектами Российской Федерации  до принятия федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год. Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах: 1. предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; 2. предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; 3. предоставление бюджетных кредитов; 4. предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:

1. расходов  по федеральным целевым программам;

2. капитальных  расходов;

3. расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4. иных  целевых расходов.

Субъекты  Российской Федерации имеют право  на привлечение целевых бюджетных  ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений  доходов, на срок до шести месяцев  на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых  бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

Оказание  финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету  может быть осуществлено в следующих  формах:

1. предоставление  из фондов финансовой поддержки  муниципальных образований субъектов  Российской Федерации, образуемых  в бюджетах субъектов Российской  Федерации, финансовой помощи  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований с целью обеспечения  финансирования минимальных государственных  социальных стандартов, ответственность  за финансирование которых возложена  на органы местного самоуправления;

2. предоставление  субвенций на финансирование  отдельных целевых расходов;

3. иные  формы, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта Российской  Федерации.6

Формирование  бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется с учётом следующих особенностей:

1. в доходы  бюджета закрытого административно-территориального  образования в полном объёме  направляются все виды федеральных,  региональных и местных налогов  и иные поступления, аккумулируемые  на его территории;

2. при  недостаточности собственных и  регулируемых доходов бюджету  закрытого административно-территориального  образования выделяются  из федерального  бюджета дотации на финансирование  расходов, связанных с функционированием  органов местного самоуправления. Размер указанных дотаций утверждаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год; 

3. превышение  доходов над расходами бюджета  закрытого административно-территориального  образования не подлежит изъятию  в бюджеты других уровней бюджетной  системы Российской Федерации. 

Органы  местного самоуправления закрытого  административно-территориального образования  не имеют права прекращать действие или изменять ставки, а также устанавливать  иные виды льгот по налогам и сборам, находящимся в ведении федеральных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с налоговым законодательством  Российской Федерации и налоговым  законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится закрытое административно-территориальное образование.

 

4. Основные  нарушения бюджетного законодательства

 

Нарушение бюджетного законодательства - это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы России, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Выделяют бюджетно-правовую и финансово-правовую ответственность.

Бюджетно-правовая ответственность - это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.7

Информация о работе Бюджетная система РФ