Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

    - органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иного решения на ограниченный срок действия) могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;

    - органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ. Дополнительные нормативы могут утверждаться с целью полной или частичной замены дотаций, причитающихся муниципальным образованиям из региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов городских округов;

    - органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога;

    - органы государственной власти  городов федерального значения  Москвы и Санкт-Петербурга (законами  указанных субъектов РФ) определяют  порядок установления значений  нормативов отчислений от федеральных  и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований .

Вопрос  об уровне собственных (ранее закрепленных) бюджетных доходов является одним  из ключевых при определении бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Изменение понятия «собственные доходы» и включение в него не только налоговых платежей, но и отчислений от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам, утверждаемым на временной основе (на очередной финансовый год), а также безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней, за исключением субвенций компенсационного характера, вызывает неоднозначную реакцию в научных кругах и среди практических работников. Многие специалисты считают, что данные новации не в полной мере отвечают интересам сокращения дифференциации местных бюджетов по обеспечению собственными доходами и повешению заинтересованности органов местного самоуправления в росте налоговой базы и собираемости доходов. Кроме того, проблема зависимости муниципальных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня в данном аспекте лишь «затушевывается». Подтверждением этому являются следующие факты.

Изменение налогового и бюджетного законодательства привело к увеличению централизации  доходных источников в пользу региональных бюджетов. Пропорции формирования доходов  консолидированных бюджетов субъектов  РФ между региональными и местными бюджетами изменились с 60% и 40% в 2005 г. на 70% и 30% в 2006 г. соответственно.  

3.2. Проблемы сбалансированности  бюджетов разных  уровней и перспективы  их решения.

     Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

     Если  эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

     Однако  наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической  практике - дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.

     Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

     Размер  дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

     Размер  дефицита местного бюджета не может  превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления  из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

     За  каждым бюджетным уровнем законодательством  закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние  источники следующих видов. К  первым относятся: (а) кредиты, полученные Россией от кредитных организаций  в валюте РФ; (б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; (в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Ко вторым относятся: (а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; (б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

     Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть: (а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; (б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; (в) кредиты, полученные от кредитных организаций. Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть внутренние источники  в форме: (а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или (б) кредитов, полученных от кредитных организаций.

В настоящее  время устойчивость бюджета с  точки зрения как доходов, так  и расходов выражается в обеспечении  стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.  

3.3. Укрепление бюджетного  федерализма как  стратегическая цель  бюджетной реформы  в РФ.

           Основу бюджетного федерализма составляет разграничение  предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов  РФ, заложенные в Конституции РФ.

   В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:

  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

   В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов РФ в области федерализма  находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране оружающей среды;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

   По  предметам ведения Российской Федерации  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

   Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов.

   Законы  и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

   К совместному ведению федеральных  органов государственной масти  РФ и органов государственной  власти краев и областей относятся:

  • разграничение государственной собственности на территории края, области;
  • установление общих принципов бюджетной системы, налогообложения в РФ.
  • Принципы федерализма реализуются в региональной политике РФ.

   Важную  роль в региональной политике играет местное самоуправление. Определение  компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить.

   Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, также между органами государственной власти и органами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. С этой целью за субъектами РФ должны быть закреплены постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

     Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.

     Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     В решении крупномасштабных социальных проблем требуется участие федеральных  органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

  • противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации острым проявлениям депопуляции населения;
  • предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
  • регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
  • содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
  • оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ