Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)
>      Функция       организации     бюджетов      предполагает:

      •   определение   бюджетного       устройства      и   бюджетной классификации;

      •   определение  порядка    составления, рассмотрения, утверждения   и   исполнения   бюджетов;

      •   выбор    кредитных     организаций,   обеспечивающих  бюджетный   процесс   с   позиций   обеспечения   бюджетов   финансовыми    средствами;

      • разграничение полномочий   законодательных   и   исполнительных   органов       власти   всех   звеньев   бюджетной   системы;

      •   определение  органов   ответственных   за  разработку  критериев     и  нормативов,      определяющих         структуру     и  объемы бюджетов      и  соответствующих        потребностям      и  задачам    бюджетной   политики;

  •   определение      структуры      контрольных      органов,    ответственных      за  формирование       и  исполнение      бюджетов.

      Контрольная       функция     бюджетов      действует    одновременно   с  распределительной   и   предполагает   возможность   и   обязательность      органов    государственного       и  местного     контроля  за   поступлением   и   использованием   бюджетных   средств.  Контрольная   функция   бюджета   имеет   конкретную   форму   проявления   и   реализуется   по   следующим   направлениям:

      •   контроль   за   правильным   и   своевременным   перечислением   доходов   в    бюджеты   и    внебюджетные   фонды;

      •  контроль   за   целевым,   экономным   и   эффективным   использованием   бюджетных           ресурсов    и  средств   внебюджетных фондов. (13) 

     1.2. Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ.  Бюджетные права органов государственной власти и органов местного самоуправлении.

     Эффективное регулирование бюджетного процесса невозможно без нормального правового  обеспечения. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в экономике и социальных процессах.

     Конституция РФ определила государственное  устройство страны как федерацию,  заложив тем самым и основы  бюджетного устройства.

     Важным шагом в совершенствовании правовых основ бюджетного устройства и бюджетного процесса явилось принятие и введение в действие с 1  января 2001  г. Бюджетного кодекса РФ. Это позволило в значительной мере упорядочить ряд позиций в межбюджетных отношений,  а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях бюджетного процесса. (11)

     Федеральный закон  «О бюджетной классификации»  регламентирует распределение доходов и расходов бюджета по соответствующим группам, устанавливая соответствующие коды доходов и расходов.   (7)

     Отдельные нормы по вопросам  бюджета содержатся в Налоговом  кодексе,  законе Российской Федерации  «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным  образом с зачислением отдельных  налогов в бюджеты разных уровней. 

     Два федеральных закона  «Об  общих принципах организации  законодательных и исполнительных  органах в государственной власти  в субъектах Российской Федерации»  и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»  содержат нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

     В различных субъектах РФ могут  приниматься законы о бюджетном  процессе, которые включают и вопросы  межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных образований,  но могут приниматься и отдельные законы, регулирующий межбюджетные отношения в субъектах. Ряд республик, краев и областей приняли законодательные акты, устанавливающие нормы и нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы.

     На уровне местного самоуправления  принимаются представительными  органами нормативно-правовые акты  организации бюджетного процесса  в конкретном муниципальном образовании. 

     Бюджетная система Российской Федерации представлена тремя уровнями:      федеральным, уровнем субъектов РФ и уровнем местного самоуправления.      Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений определена Бюджетным кодексом.  Отдельные вопросы,     прежде всего распределение доходных источников и средств на выравнивание бюджетной обеспеченности по уровням бюджетов прописываются в документах о бюджетах на очередной год.

     К ведению органов государственной  власти Российской Федерации в области бюджетных правоотношений относятся следующие вопросы:

   -  установление общих принципов  организации и функционирования бюджетной системы;

   -  разграничение налогов и  других доходов между уровнями бюджетной   системы;

   -  разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетам и разных уровней;

   -  определение основ составления,  рассмотрения,    утверждения  и       исполнения бюджетов  всех уровней,  утверждения отчетов  об их       исполнении;

   -  определение основ формирования доходов,  осуществления расходов       бюджетов всех уровней;

   -  определения основ государственных  и муниципальных заимствований, 

      а также основ управления государственным  и муниципальным долгом;

   -  установление порядка составления и рассмотрения,  утверждения и       исполнения федерального бюджета, составления отчетности об       исполнении федерального бюджета и государственных внебюджетных       фондов;

   -  составление, рассмотрение,  утверждение и исполнение федерального       бюджета,  осуществление контроля за исполнением и утверждение       отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов       государственных внебюджетных фондов;

   -  установление федеральными  законами порядка осуществления       заимствований Российской Федерацией,  субъектами РФ и органами  местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации,       субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления;

   -  осуществление заимствований  Российской Федерации и управление       государственным долгом Российской Федерации;

   -  установление порядка формирования  доходов федерального бюджета  и 

      бюджетов внебюджетных фондов;

   -осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов       государственных внебюджетных фондов;

   -   установление порядка и  условий предоставления финансовой  помощи 

      и бюджетных ссуд бюджетам  субъектам РФ и местным бюджетам;

   -предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из       федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальным       бюджетам;

   -  установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных       государственных или муниципальных услуг;

   -  утверждение бюджетной классификации  РФ;

   -   установление единых форм  бюджетной документации для бюджетов       всех уровней бюджетной системы  РФ;

   -  формирование,    обеспечение  погашения и обслуживания внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

   -  определение перечня и порядка  формирования государственных       внебюджетных фондов, управления  их деятельностью; 

   -  установление оснований и  порядка привлечения к ответственности  за      нарушение бюджетного  законодательства Российской Федерации.

    Компетенция органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации в области регулирования  бюджетных правоотношений складывается  из установления норм, относящихся  непосредственно к бюджету субъекта  РФ и норм,  регулирующих отношения бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов и включает:

   -  установление порядка составления,  рассмотрения,   утверждения и       исполнения бюджетов субъектов  РФ,  осуществления контроля за  их       исполнением,  утверждения отчетов об исполнении этих бюджетов;

   -  составление,  рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов       субъектов РФ,  осуществление  контроля за их исполнением  и       утверждение отчетов  об исполнении бюджетов субъектов  РФ;

-  распределение  доходов от региональных налогов и сборов, иных       доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными       бюджетами;

   -  определение порядка направления  в бюджет субъекта РФ доходов  от       использования  собственности субъекта РФ, доходов  от налогов и       сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

   -  определение перечня и порядка  осуществления государственных       внутренних заимствований субъекта  РФ;

   -  осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований       субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ и  управление государственным долгом субъекта РФ;

     Компетенция органов местного самоуправления в  области бюджетных правоотношений существенно уже, чем у других уровней власти, к ведению органов  местного самоуправления  относятся следующие вопросы:

   -  установление порядка составления,  рассмотрения,   утверждения и       исполнения местных бюджетов, осуществление  контроля  за их       исполнением  и утверждения  отчетов об исполнении местных   бюджетов;

   -  составление,  рассмотрение,   утверждение  и исполнение местных       бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение       отчетов об их исполнении;

   -  определение порядка направления  в местные бюджеты доходов  от       использования  муниципальной собственности, местных налогов и       сборов, иных доходов местных бюджетов. (11) 

1.3. Принципы построения бюджетной системы.

     Статья    28   БК    РФ   закрепляет     перечень     принципов,      на   которых     основано  функционирование бюджетной системы Российской  Федерации,  т.е.  в основе  построения  бюджетов  всех  уровней в единую  систему лежат определенные  исходные  начала,  идеи,  отражающие   специфику   бюджетной   деятельности   как   особого   вида   государственного  управления. 

       Следует отметить, что перечень  принципов бюджетной системы  РФ, данный в ст. 28  БК  РФ,  является  закрытым  и  расширенному  толкованию  не  подлежит.         Рассмотрим более подробно принципы  бюджетной системы Российской  Федерации.  Принцип  единства  бюджетной  системы  Российской  Федерации  означает  единство  бюджетного  законодательства,  принципов  организации  и  функционирования  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  форм  бюджетной  документации  и  бюджетной  отчетности,  бюджетной классификации бюджетной системы страны, санкций за нарушение бюджетного  законодательства  Российской  Федерации,  единый  порядок  установления  и  исполнения  расходных   обязательств,   формирования   доходов   и   осуществления   расходов   бюджетов  бюджетной  системы,  ведения  бюджетного  учета  и  составления  бюджетной  отчетности  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации  и  бюджетных  учреждений,  единство  порядка  исполнения  судебных  актов  об  обращении  взыскания  на  средства  бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ). 

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ