Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

   Основным  элементом социальной политики является повышение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

     Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

     Совершенствование федеративных отношений входит в  число приоритетных задач внутренней политики и реализует на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте РФ и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.

     Оптимизация федеративных отношений не преследует цель «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев  и областей. Своеобразие российского  федерализма состоит в сочетании  территориального и национального  начал. Развитие федерализма предполагает учет региональных особенностей при проведении экономических реформ и обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.

     Основными недостатками действующей системы межбюджетных отношений в настоящее время являются:

  • резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
  • отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
  • неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.

   Для совершенствования межбюджетных отношений  предлагается увеличение доли связанных  трансфертов, т. е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты — это трансферты, предоставляемые на основе договоров, заключаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств. 

   В настоящее время акцент делается на задаче укрепления единства власти и исполнительной вертикали. Речь идет о повышении исполнительской  дисциплины, обеспечении единства правового  пространства РФ и главенства федерального законодательства.

   Одним из препятствий реализации федеральных  отношений остается несоответствие законодательной базы ряда субъектов  РФ нормам российского законодательства, а также несоблюдение органами местного самоуправления законов, принятых в пределах компетенции РФ.

   Фактором, сдерживающим формирование единой исполнительной вертикали, является незавершенность  процесса разграничения предметов  ведения и распределения полномочий между РФ, субъектами РФ и местным  самоуправлением.

   Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот пробел восполняют внутригосударственные договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов и направлений государственной, региональной и национальной политики.

   Укрепление  федерализма требует решения проблемы развития местного самоуправления. Принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Кроме того, наблюдается процесс принятия законов, связанных с передачей органам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий без их правовой увязки с федеральным законодательством.

 

    Заключение.

   Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

   Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

   Бюджетная система Российской Федерации –  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

   В процессе своего развития бюджетная  система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

   Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

   Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, жившего многие годы в условиях жесткой  централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

   Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в млщный стимул экономического роста.

   Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово-кредитной сферах. Была создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ – которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой ситсемы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

 

   

   Список  литературы.

   Законодательные и нормативно-интерактивные акты:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, - 2008.
    2. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах» от 25.05.2009.
    3. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Проспект, 2009. – 39с.
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Информцентр XXI века, 2009.
    5. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
    6. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 07.06.1996. №115-ФЗ.
    7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008. № 204-ФЗ

Книги:

    8.Александров И.Н. Бюджетная система РФ: учебник – М: Дашков и К, 2007г.      9. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. – М.:                    ИНФРА-М, 2007. – 222с.

    10.Дементьев Д.В.Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – М: КноРус, 2009г.

    11.Дюбин  В.В. Бюджетная система РФ, учебное  пособие-Петрозаводск:, 2003г-с11

    12..Ермаков Н.Б. Бюджетная система Рф. – м: Высшее образование, 2009г

    13.Мальцев В.А. Финансы и право – М: Академия, 2008г

    14.Сергеев  А.С.Финансы и право- Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.

 Материалы из сети Internet

     15. www.ako.kirov.ru 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ