Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3-4

1.Экономические  и организационно-правовые основы  бюджетного устройства и бюджетной  системы РФ……………………………………………………………………...5-19

1.1.Понятие  и функции бюджета как экономической  категории…………………………..5-7

1.2.Организационные  основы бюджетного устройства  РФ. Бюджетные права органов государственной  власти и местного самоуправления……………………………………8-11

1.3.Принципы  построения бюджетной системы………………………………………….11-15

1.4.Бюджетная  классификация в РФ………………………………………………………15-19

2.Характеристика  бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38

2.1.Федеральный  бюджет как центральное звено  бюджетной системы РФ……………20-23

2.2.Бюджеты  субъектов РФ и их роль в  финансировании региональных социально-экономических  программ на примере Кировской области………………………………23-25

2.3.Местные  бюджеты как финансовая основа  деятельности органов местного  самоуправления……………………………………………………………………………26-28

2.4.Государственные  внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38

3.Проблеммы  развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42

3.1.Укрепление  доходной базы реструктуризация  расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44

3.2.Проблеммы  сбалансированности бюджетов разных  уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46

3.3.Укрепление  бюджетного федерализма как стратегическая  цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50

Заключение………………………………………………………………………………….51-52 
Введение.

     Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.

     Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

     В организации бюджетных отношений  России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня; и т.д. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы РФ уже переведены в качественно иной, более рациональный режим функционирования.

     Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы  России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан. 

     Перед собой мы поставили цель – комплексное  исследование этапов становления и  развития бюджетной системы РФ.

     Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим образом:

  • раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
  • дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
  • показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

   Объектом  настоящей курсовой работы выступает бюджетная система РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

   Структурно  работа включает в себя введение, где  реализуются постановка цели и задач  исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по исследованию, списка использованной литературы.

   Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов  в становления и развития бюджетной  системы, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические издания, посвященные тематике изучения.

   В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.  
1.Экономические организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ?
 

1.1.Понятие  и функции бюджета  как экономической  категории.

      В формировании и развитии  экономической, социальной  и   политической   структуры общества   и   государства   основополагающую   роль   играет   финансовая   система   государства,   одной из составляющих которой является государственный бюджет.    Через    государственный        бюджет     осуществляется       целенаправленное        воздействие     на   формирование        и  использование   денежных       ресурсов.   С   помощью     бюджетных       средств   государственные   и   местные   органы   власти   получают   финансовые ресурсы на  содержание аппарата  власти,  органов обороны и   безопасности,   реализацию   социальных           мероприятий   и      решение      экономических       задач,   т.  е.  на  выполнение      государством   своих   функций   перед   обществом   через   органы   власти.

      Бюджет      —   есть   категория     экономическая.       Бюджет      по своей   природе   является   экономическим   базисом   государства. Любые      колебания      или   изменения      этого   базиса   приводят     к   нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни   общества.   По   экономической   сущности   бюджет   представляет   собой    денежные      отношения,   возникающие          между   государством      и обществом      по  поводу    перераспределения         части национального        дохода   (частично  национального       богатства)   в связи    с  образованием      и  использованием        бюджетного      ресурса,   предназначенного   для   финансирования   народного   хозяйства,    социальной     сферы,     нужд    обороны     и  государственного управления.

      Федеральный        бюджет     является    основным      планом    государства,     позволяющим        органам     власти    осуществлять       свои властные   полномочия   в   экономической,   социальной,  политической и   иных областях и сферах деятельности.  Государственный     бюджет      отражает       реальные      ресурсы      финансовых средств,     находящихся      в  распоряжении        государства    и определяющих       возможности       государства     по  выполнению       возложенных      на   него   функций.     Бюджет     фиксирует      конкретные направления        расходования      денежных      средств,    распределение   части   национального  дохода   и   внутреннего   валового   продукта    (ВВП),    что   позволяет     ему выступать     в  качестве    эффективного       регулятора     экономики. (5)

      По    своей   структуре,     с  одной    стороны,    бюджет     —   это форма      образования        и   расходования        ресурса     денежных средств,   а   с другой   —   это   смета (роспись)    доходов   и  расходов   денежных      средств   в  целях   финансового   обеспечения        задач   и   выполнения   функций   государством   и   территориальными    органами    власти    в соответствии     с  бюджетной   классификацией. 

      Функции       бюджетов     заложены      в  их  сущности,     которые проявляются   через   их   свойства.  Основными   функциями  бюджетов     являются:

      Распределительная функция  бюджета     проявляется       непосредственно       через    формирование       и   использование      централизованных   фондов   денежных   средств   по   уровням   органов власти   государственного   и   местного   управления.  Важное   значение     в распределении      бюджетных       средств   отводится     фондам:   резервному,   развития,   поддержки   субъектов   РФ.   С   помощью      бюджетов      и  фондов     государство     регулирует     хозяйственную      жизнь    страны,     экономическое      развитие     территорий   и   отраслей   производства,   социальную   сферу.   Регулируя экономическую         сферу   и   отношения      в  ней,  государство     целенаправленно   усиливает         или   сдерживает      темпы    роста  производства,   ускоряет      или   снижает     рост  капиталов     и  частных сбережений,        изменяет     структуру      спроса    и  предложения, регулирует      социальное     обеспечение      членов    общества. (10)

     Перераспределительная функция       национального       дохода и   ВВП  проявляется   непосредственно   на   стадиях   образования доходов     бюджетов     и  распределения       бюджетных      ресурсов.    В процессе     формирования        доходов    бюджетов     происходит     принудительное       изъятие    в  пользу    государства     части   ВВП,    созданного     в  процессе     общественного      воспроизводства.      

        Регулирующая         и   стимулирующая         функции       бюджетов  проявляются непосредственно через  налоговые доходы и расходы  бюджетов.  То   есть  налоговые  доходы  и бюджетные  расходы     выступают      в  качестве    инструмента       регулирования       и стимулирования   экономики   и   инвестиций,  повышая   эффективность     производства,      в  первую    очередь    наиболее     важные отрасли   народного   хозяйства,   атомной   энергетики,   машиностроения,   агропромышленного   комплекса,   жилищного   строительства. (13)

      Функция       планирования      бюджетов      предполагает:

      •   определение       бюджетной       политики,      целей ,   задач   и выбора   путей   их    достижения;

      •   разграничение   полномочий   и   предметов   ведения   между   органами     власти   всех  уровней    бюджетной       системы; 

      •   определение      потребности      денежных      средств    в целях финансового   обеспечения          функций,   возложенных   на   органы власти,   и   решения     задач,   стоящих     перед   обществом   и    государством;

      •   разработку     и   обоснование      оптимальных      путей    развития   бюджетов      с целью   выработки   предложений         по   укреплению   бюджетов   на   основе   прогнозных         (расчетных)   данных;

      •   разработку     и   обоснование     проектов     бюджетов,   их    доходной   и   расходной   частей   применительно   к   бюджетной   политике,  определенной  в   Послании   Президента   РФ  федеральному   Собранию   РФ   на   очередной   финансовый   год;

      •   разработку конкретных  мероприятий,  обеспечивающих исполнение        бюджета     в  интересах      реализации  бюджетной политики   на   очередной   финансовый   год.

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ