Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
* раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
* дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
* показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ……………………………………………………………………...5-19
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………………………..5-7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления……………………………………8-11
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………………….11-15
1.4.Бюджетная классификация в РФ………………………………………………………15-19
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………………….20-38
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………20-23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области………………………………23-25
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………………26-28
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ………………………………………28-38
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения……………………………………………………………………………………39-42
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………………………42-44
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………………………………...44-46
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ…………………………………………………………………………………………….46-50
Заключение………………………………………………………………………………….51-52

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

       Принцип разграничения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов  бюджетов    между    бюджетами     бюджетной    системы    Российской    Федерации    означает  закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и  источников   финансирования   дефицитов   бюджетов   за   бюджетами   бюджетной   системы  Российской  Федерации,  а  также  определение  полномочий  органов государственной власти  (органов    местного     самоуправления)      и   органов     управления     государственными  внебюджетными фондами на формирование доходов бюджетов, источников финансирования  дефицитов бюджетов  и установление  и исполнение  расходных  обязательств  публичноправовых образований. 

       Органы    государственной    власти  (органы   местного   самоуправления)  и  органы  управления государственными внебюджетными  фондами не вправе налагать  на юридические  и   физические    лица   не  предусмотренные     законодательством     Российской   Федерации  финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.  

Принцип самостоятельности бюджетов означает: 

  • право   и   обязанность    органов   государственной    власти   и   органов   местного  самоуправления     самостоятельно     обеспечивать     сбалансированность     соответствующих  бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; 
  • право   и   обязанность    органов   государственной    власти   и  органов   местного  самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев,  предусмотренных бюджетным кодексом; 
  • право   органов   государственной   власти   и   органов   местного   самоуправления   в  соответствии  с  Бюджетным  кодексом  самостоятельно  определять  формы  и  направления  расходования   средств   бюджетов   (за   исключением   расходов,   финансовое   обеспечение  которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации); 
  • право   органов   государственной    власти   и   органов   местного   самоуправления  предоставлять     средства    из   бюджета     на   исполнение     расходных     обязательств,  устанавливаемых     иными    органами   государственной    власти    и   органами   местного  самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; 
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами  государственной   власти   и   органами   местного   самоуправления   изменений   бюджетного  законодательства  Российской  Федерации  и  (или)  законодательства  о  налогах  и  сборах,  законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и  (или)  снижению  доходов  других  бюджетов бюджетной  системы  Российской  Федерации  без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; 
    • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов,

          полученных в результате эффективного исполнения бюджетов (ст. 31 БК РФ). 

       Принцип     равенства    бюджетных      прав    субъектов    Российской     Федерации,  муниципальных     образований    означает   определение    бюджетных    полномочий    органов  государственной     власти   субъектов    Российской     Федерации    и    органов   местного  самоуправления,   установление   и   исполнение   расходных   обязательств,   формирование  налоговых  и  неналоговых  доходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов,    определение    объема,    форм   и   порядка    предоставления    межбюджетных  трансфертов  в  соответствии  с  едиными  принципами  и  требованиями,  установленными  Бюджетным кодексом.

       Договоры   и   соглашения    между   органами   государственной    власти   Российской  Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами  государственной    власти   и  органами    местного  самоуправления,     не  соответствующие  Бюджетному кодексу, недействительны (ст. 31.1 БК РФ). 

       Принцип   полноты   отражения   доходов,   расходов   и   источников   финансирования  дефицитов  бюджетов  означает,  что  все  доходы,  расходы   и  источники  финансирования  дефицитов    бюджетов    в  обязательном    порядке   и  в   полном   объеме   отражаются    в  соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ). 

       Принцип    сбалансированности     бюджета   означает,   что   объем   предусмотренных  бюджетом   расходов   должен   соответствовать   суммарному   объему   доходов   бюджета   и  поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из  бюджета,  связанных  с  источниками  финансирования  дефицита  бюджета  и  изменением  остатков на счетах по учету средств бюджетов. 

       При   составлении,   утверждении   и   исполнении   бюджета   уполномоченные   органы  должны  исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ). 

       Принцип   результативности  и   эффективности   использования   бюджетных   средств означает,  что при составлении и исполнении  бюджетов  участники бюджетного  процесса  в рамках, установленных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения  заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств  или  достижения  наилучшего  результата  с  использованием  определенного  бюджетом  объема  средств (ст. 34 БК РФ) 

       Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов означает, что расходы  бюджета  не  могут  быть  связаны  с  определенными  доходами  бюджета  и  источниками  финансирования  дефицита  бюджета,  если  иное  не  предусмотрено  законом  (решением)  о  бюджете в части, касающейся: 

  • субвенций   и   субсидий,   полученных   из   других   бюджетов   бюджетной   системы  Российской Федерации; 
  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований); 
    • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; 
  • расходов  бюджета,  осуществляемых  в  соответствии  с международными  договорами  (соглашениями) с участием Российской Федерации; 
  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; 

       Принцип прозрачности (открытости) означает: 

  • обязательное   опубликование   в   средствах   массовой   информации   утвержденных  бюджетов   и   отчетов   об   их   исполнении,   полноту   представления   информации   о   ходе  исполнения  бюджетов,  а  также  доступность  иных  сведений  о  бюджетах  по  решению  законодательных  (представительных)  органов  государственной  власти,  представительных  органов муниципальных образований; 
  • обязательную  открытость  для  общества  и  средств  массовой  информации  проектов  бюджетов,   внесенных   в   законодательные   (представительные)   органы   государственной  власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и  принятия решений о проектах бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия  либо    внутри     законодательного      (представительного)        органа    государственной      власти  (представительного органа  муниципального  образования),  либо  между законодательным (представительным)органом     государственной власти     (представительным        органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной  администрацией); 
  • стабильность     и   (или)    преемственность      бюджетной      классификации       Российской  Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего  и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). 

        Секретные статьи могут утверждаться  только в составе федерального  бюджета (ст. 36  БК РФ). 

        Принцип     достоверности      бюджета      означает     надежность     показателей прогноза  социально-экономического  развития  соответствующей  территории;  реалистичность  расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ). 

        Принцип   адресности   и   целевого   характера   бюджетных   средств   означает,   что  бюджетные  ассигнования  и  лимиты  бюджетных  обязательств  доводятся  до  конкретных  получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). 

        Принцип      подведомственности        расходов     бюджетов      означает,     что   получатели  бюджетных   средств   вправе   получать   бюджетные   ассигнования   и   лимиты   бюджетных  обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в чьем  ведении они находятся. 

        Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям  бюджетных  средств,  не  включенным  в  перечень  подведомственных  им  распорядителей  и  получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ. 

        Принцип     единства     кассы    означает    зачисление     всех   кассовых   поступлений   и  проведение всех кассовых  выплат с единого счета бюджета,  за исключением операций по  исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами  органов  государственной  власти  Российской  Федерации,  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальными  правовыми  актами  органов  местного  самоуправления   за   пределами   территории   соответственно   Российской   Федерации,   ее  субъекта, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с  валютным законодательством Российской Федерации (ст. 38.2 БК РФ). (1) 

   1.4.Бюджетная классификация в РФ.

   Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

   Обязательным  условием функционирования и эффективности  всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов  и определение целей бюджетных  затрат.  В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

   Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

   Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций  и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным  законодательством РФ.

   Согласно  БК РФ, бюджетная классификация включает:

   1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

   2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

   Группы  доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов  по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы: 1) «налоговые доходы»  включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

   2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

   3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

Информация о работе Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ