Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика бюджетной политики РФ 3
2. Основные результаты и проблемы бюджетной политики РФ 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

бюдж система.docx

— 40.19 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           2

  1. Характеристика бюджетной политики РФ                                         3
  2. Основные результаты и проблемы бюджетной политики РФ        13

Заключение                                                                                                     16                                        

Список использованной литературы                                                           17

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика бюджетной политики РФ

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих  между различными субъектами в процессе: 
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 
- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля над их исполнением.

Основное понятие бюджетной  системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система  Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

Бюджетное устройство государства– тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

Основной задачей бюджетов выступают аккумуляция и справедливое, разумное перераспределение публичных (государственных) средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления), а также по горизонтали – между органами управления одного уровня[3].

Для России как федеративного  государства характерно трехуровневое  строение ее бюджетной системы, бюджетное  устройство включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности: 
- федеральный — федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды; 
- региональный — бюджеты субъектов Федерации и региональные внебюджетные фонды; 
- муниципальный — местные бюджеты.

Бюджетная система страны основана на ряде принципов:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельность бюджетов;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • прозрачность (открытость);
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств;
  • подведомственность расходов бюджета;
  • единство кассы[1].

Доходы бюджета подлежат централизации  в бюджетах разных уровней и выражают экономические отношения, возникающие  между государством и предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих отношений  служат различные виды платежей населения  в государственный бюджет. Расчеты  доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов  законодательных органов государственной  власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Доходы бюджетов могут формироваться  на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством. К  налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы. К неналоговым – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.

Доходы от федеральных налогов  распределяются между бюджетами  разных уровней в соответствии с  федеральным законодательством, а  поступления от некоторых федеральных  налогов перераспределяются между  региональными и местными бюджетами  органами власти субъектов РФ. В  настоящее время часть некоторых  федеральных налогов (в частности, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт питьевой, водку  и ликеро-водочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков) поступает в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в местные бюджеты.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства  и местного самоуправления. В зависимости  от экономического содержания расходы  делятся на текущие и капитальные.

К капитальным расходам относятся:

  • инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;
  • расходы на проведение капитального ремонта;
  • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество.

К текущим расходам бюджетов относятся:

  • текущее функционирование органов государственной власти;
  • текущее финансирование бюджетных учреждений;
  • оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

Расходы бюджетных средств могут  осуществляться в следующих формах:

      • бюджетные ассигнования;
      • трансферты;
      • бюджетные кредиты юридическим лицам;
      • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
      • ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
      • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
      • кредиты иностранным государствам;

Бюджетные ассигнования – это бюджетные  средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю бюджетных средств. Они могут  предоставляться на содержание бюджетных  учреждений, оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению.

Трансферты – это безвозмездные  перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.

Бюджетный кредит предоставляет денежные средства юридическим лицам на возмездной и возвратной основе. Возврат кредитов, а также плата за пользование  ими приравниваются к платежам в  бюджет.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В случае нецелевого использования  или неиспользования в установленные  сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу[2]. В табл. 1 приведен перечень отдельных федеральных целевых программ[5].

Таблица №1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ  АССИГНОВАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  НА 2011 - 2014 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

млрд. рублей

┌─────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┐

│                                     │2011 год│2012 год│2013 год│2014 год│

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Всего по государственным программам  │10200,6 │11762,4 │12667,9 │13160,0 │

│(41 программа)                       │        │        │        │        │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│в % к общему объему расходов         │92,5    │96,4    │94,3    │92,1    │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│I. Новое качество жизни (13 программ)│4588,1  │5623,8  │5847,4  │5841,2  │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│II. Инновационное развитие и         │1781,6  │1837,8  │1832,6  │1844,9  │

│модернизация экономики (17 программ) │        │        │        │        │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│III. Обеспечение национальной        │1876,0  │1977,3  │2438,5  │2758,4  │

│безопасности (2 программы)           │        │        │        │        │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│IV. Сбалансированное региональное    │818,1   │744,7   │621,4   │554,9   │

│развитие (4 программы)               │        │        │        │        │

├─────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│V. Эффективное государство           │1136,8  │1578,8  │1927,9  │2160,5  │

│(5 программ)                         │        │        │        │        │

└─────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

 

<*> Предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии  с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов бюджетов.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и  соответственно подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в  основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета  в процентах к ВВП (без учета  компенсации бюджетам государственных  внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2):

Информация о работе Бюджетная система РФ