Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика бюджетной политики РФ 3
2. Основные результаты и проблемы бюджетной политики РФ 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

бюдж система.docx

— 40.19 Кб (Скачать)

Таблица №2

ПОКАЗАТЕЛИ НЕНЕФТЕГАЗОВОГО  БАЛАНСА В 2011 - 2014 ГОДАХ

 
┌───────────────────────┬───────┬────────────────┬────────────────┬───────┐

│      Показатель       │ 2011  │    2012 год    │    2013 год    │ 2014  │

│                       │  год ├───────┬────────┼───────┬────────┤ год  │

│                       │(закон)│ закон │ проект │  закон │ проект │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│Нефтегазовые доходы,   │5228,2 │4390,0 │4942,2  │4653,2 │5228,6  │5444,3 │

│млрд. рублей           │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│ в том числе:          │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│ Нефтегазовые доходы в │5228,2 │4390,0 │4792,2  │4653,2 │5060,3  │5258,4 │

│ условиях действующего │       │       │        │       │        │       │

│ законодательства      │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│ Дополнительная        │-      │-      │150,0   │-      │168,3   │185,9  │

│ фискальная нагрузка   │       │       │        │       │        │       │

│ на газовую отрасль    │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│Ненефтегазовый дефицит,│-5947,3│-6124,5│-6512,7 │-6448,9│-6973,0 │-7092,7│

│млрд. рублей           │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│в % к ВВП              │-11,2  │-10,9  │-11,3   │-10,4  │-11,0   │-10,1  │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│Поступления в Резервный│676,9  │-      │164,0   │-      │51,4    │-      │

│фонд, млрд. рублей     │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│Цена на нефть, долл.   │105,0  │78,0   │93,0    │79,0   │95,0    │97,0   │

│США за баррель         │       │       │        │       │        │       │

├───────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┤

│Цена на нефть, обеспе- │118,3  │113,0  │124,6   │110,0  │125,2   │125,7  │

│чивающая сбалансирован-│       │       │        │       │        │       │

│ность бюджета, долл.   │       │       │        │       │        │       │

│США за баррель         │       │       │        │       │        │       │

└───────────────────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────┘

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012 - 2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.

Как указано в Бюджетном  послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц и  выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных  органов;

- обеспечения с 2012 года  полиции за счет средств федерального  бюджета;

- поддержки инновационного  и инвестиционного развития.

Федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты  все необходимые для этого  нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

Как отмечено в Бюджетном  послании, основными направлениями  работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам  Российской Федерации федеральных  государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации  субсидий региональным бюджетам, в  том числе - их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным  законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.

При формировании проекта  федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень планируется:

- передать субъектам Российской  Федерации федеральные учреждения  среднего профессионального образования,  полномочия в области содействия  занятости населения (за исключением  социальных выплат безработным  гражданам) и учреждения, осуществляющие  дезинфекционную деятельность;

- исходить из финансового  обеспечения выплат пособий при  устройстве детей-сирот в семью,  содержания детей-сирот в семье  опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной  поддержке реабилитированных лиц  за счет собственных средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, высвобождаемых в результате  сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции;

- передать в федеральный  бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в сфере дорожного движения) или фактически являющихся одной из форм межбюджетных трансфертов (часть акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативам).

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Таким образом, в 2013 - 2015 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования[5].

 

2 . Основные результаты и проблемы бюджетной политики РФ

 

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить  в 2011 году федеральный бюджет без  дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики  Российской Федерации к внешним  негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования  и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия  будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, которые  объективно являются необходимой основой  для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной  власти в этой сфере должным образом  не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных  изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения  для ведения предпринимательской  деятельности это обусловливает  необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив  в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и  среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости  налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Информация о работе Бюджетная система РФ