Содержание
 
  - Общие положения по федеральному бюджету…………………....3
 
  - Формирование доходов федерального бюджета……………….…4
 
  - Направления использования средств федерального бюджета…...8
 
  - Методика формирования федерального бюджета…………….…12
 
  - Межбюджетные трансферты……………………………………...13
 
Список литературы…………………………………………….….…..17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общие 
положения по федеральному бюджету
 
Федеральный бюджет 
России – главное звено бюджетной 
системы. Он выражает экономические 
денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования 
централизованного фонда денежных средств 
государства, и разрабатывается и утверждается 
Федеральным Собранием РФ в форме федерального 
закона. Через этот бюджет мобилизуются 
средства предприятий различных форм 
собственности и частично доходы населения. 
Они направляются на финансирование народного 
хозяйства, социально-культурных мероприятий, 
укрепление обороноспособности страны, 
на содержание органов государственного 
управления, финансовую поддержку бюджетов 
субъектов Федерации, на погашение государственного 
долга, создание государственных материальных 
и финансовых резервов и др.
Федеральный бюджет 
и бюджеты государственных внебюджетных 
фондов Российской Федерации предназначены 
для исполнения расходных обязательств 
Российской Федерации.
Использование федеральными 
органами государственной власти иных 
форм образования и расходования 
денежных средств, предназначенных 
для исполнения расходных обязательств 
Российской Федерации, не допускается.
Федеральный бюджет и свод 
консолидированных бюджетов субъектов 
Российской Федерации (без учета межбюджетных 
трансфертов между этими бюджетами) образуют 
консолидированный бюджет Российской 
Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формирование 
доходов федерального бюджета
 
Доходы федеральных 
бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, 
формируются за счёт налоговых и неналоговых 
доходов. К последним относятся доходы 
от использования имущества, находящегося 
в муниципальной собственности, и доходы 
от платных услуг, оказываемых бюджетными 
учреждениями, находящимися в ведении 
органов местного самоуправления.
Налоговые доходы 
федерального бюджета.
В федеральный 
бюджет зачисляются налоговые доходы 
от следующих федеральных налогов 
и сборов, налогов, предусмотренных 
специальными налоговыми режимами:
  - налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;
 
  - налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
 
  - налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;
 
  - налога на добавленную стоимость;
 
  - акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
 
  - акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
 
  - акцизов на спиртосодержащую продукцию;
 
  - акцизов на табачную продукцию;
 
  - акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
 
  - акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
 
  - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
 
  - налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых;
 
  - налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации;
 
  - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых 
  (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
 
  - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых 
  (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
 
  - регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;
 
  - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
 
  - сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);
 
  - водного налога;
 
  - государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты).
 
 
Неналоговые доходы 
федерального бюджета.
  - Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
 
  
  - доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
 
  - доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
 
  - части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
 
  - лицензионных сборов;
 
  - таможенных пошлин и таможенных сборов;
 
  - платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
 
  - платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
 
  - платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
 
  - платы за негативное воздействие на окружающую среду;
 
  - консульских сборов;
 
  - патентных пошлин;
 
  - платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;
 
  - сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий.
 
  
  - В доходах федерального бюджета также учитываются:
 
    - прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
 
    - доходы от внешнеэкономической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Направления использования 
средств федерального бюджета
 
Расходы федерального 
бюджета – это экономические отношения, 
возникающие в связи с распределением 
фонда денежных средств государства и 
его использованием по отраслевому, целевому 
и территориальному назначению. 
Расходы федерального бюджета выполняют 
функции политического, социального 
и хозяйственного регулирования. Государственные 
расходы вызваны самим фактом наличия 
государства и по своей природе они являются 
отношениями дополнительной эксплуатации, 
поскольку основным источником их образования 
выступают налоги, представляющие вычет 
из заработков и доходов. Кроме того, государственные 
расходы служат воспроизводству экономических 
и социальных отношений, существующих 
в конкретном государстве в конкретное 
время, а также в основной своей массе 
государственные расходы являются непроизводительными, 
поскольку они являются долей национального 
дохода, выбывающей из воспроизводственного 
процесса.
В соответствии 
с общественным назначением (экономическая 
группировка бюджетных расходов по экономическому 
назначению отражает выполняемые государством 
функции – экономическую, социальную, 
оборонную и т.п.) все расходы федерального 
бюджета подразделяются на четыре большие 
группы: 
  - расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
 
  - расходы на социально-культурные нужды;
 
  - военные расходы;
 
  - расходы на управление.
 
Основой отраслевой группировки 
расходов федерального бюджета является 
общепринятое деление экономики на отрасли 
и виды деятельности. Расходы в производственной 
сфере подразделяются по отраслям народного 
хозяйства: на развитие промышленности, 
сельского хозяйства, транспорта, связи 
и др.; в непроизводственной – по отраслям 
и видам общественной деятельности: на 
образование, культуру, здравоохранение, 
социальное обеспечение, государственное 
управление и т.п. Такое деление государственных 
расходов (также как и по роли в воспроизводстве) 
помогает выявлять пропорции в распределении 
бюджетных средств, но уже по отраслям. 
Изменяя эти пропорции, государство может 
добиваться нужных сдвигов в отраслевой 
структуре общественного производства.
В соответствии 
с действующим в Российской Федерации 
законодательством исключительно из федерального 
бюджета финансируются: 
  - деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 
 
  - функционирование федеральной судебной системы; 
 
  - международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); 
 
  - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 
 
  - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
 
  - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 
 
  - государственная поддержка ядерной энергетики; 
 
  - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
 
  - исследование и использование космического пространства; 
 
  - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 
 
  - формирование федеральной собственности; 
 
  - обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; 
 
  - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 
 
  - пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 
 
  - проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 
 
  - федеральная инвестиционная программа; 
 
  - обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; 
 
  - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
 
  - финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 
 
  - официальный статистический учет и др. 
 
Средства федерального 
бюджета используются также для финансирования мероприятий 
регионального и местного значения, включаемых 
в целевые региональные и местные программы. 
По согласованию с региональными и местными 
органами власти совместно за счет средств 
федерального бюджета, средств бюджетов 
субъектов Российской Федерации и средств 
местных бюджетов финансируются следующие 
виды расходов: 
  - государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; 
 
  - правоохранительная деятельность; 
 
  - пожарная безопасность; 
 
  - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
 
  - социальная защита населения; 
 
  - охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 
 
  - предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 
 
  - развитие рыночной инфраструктуры; 
 
  - развитие федеративных и национальных отношений; 
 
  - деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
  - деятельность средств массовой информации; 
 
  - финансовая помощь другим бюджетам; 
 
  - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методика формирования 
федерального бюджета
 
Формирование 
проекта федерального бюджета происходит 
по принципу «объединение-вверх», т.е. 
сначала муниципальные, затем региональные 
и областные, после чего Министерство 
финансов готовит на основании полученных 
данных проект федерального бюджета. После 
чего он поступает в Государственную думу, 
где принимается в три чтения с учетом 
внесенных изменений. Между первым и вторым 
чтениями бюджета депутатам дается месяц 
на согласование основных направлений 
бюджета. Принятие бюджета во втором чтении 
означает согласие Государственной думы 
с политическими и экономическими тенденциями, 
предполагаемыми правительством. Срок 
для обсуждения между вторым и третьим 
чтением составляет 15 дней.