Содержание
- Общие положения по федеральному бюджету…………………....3
- Формирование доходов федерального бюджета……………….…4
- Направления использования средств федерального бюджета…...8
- Методика формирования федерального бюджета…………….…12
- Межбюджетные трансферты……………………………………...13
Список литературы…………………………………………….….…..17
Общие
положения по федеральному бюджету
Федеральный бюджет
России – главное звено бюджетной
системы. Он выражает экономические
денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства, и разрабатывается и утверждается
Федеральным Собранием РФ в форме федерального
закона. Через этот бюджет мобилизуются
средства предприятий различных форм
собственности и частично доходы населения.
Они направляются на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны,
на содержание органов государственного
управления, финансовую поддержку бюджетов
субъектов Федерации, на погашение государственного
долга, создание государственных материальных
и финансовых резервов и др.
Федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации предназначены
для исполнения расходных обязательств
Российской Федерации.
Использование федеральными
органами государственной власти иных
форм образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для исполнения расходных обязательств
Российской Федерации, не допускается.
Федеральный бюджет и свод
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации (без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами) образуют
консолидированный бюджет Российской
Федерации.
Формирование
доходов федерального бюджета
Доходы федеральных
бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов,
формируются за счёт налоговых и неналоговых
доходов. К последним относятся доходы
от использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности, и доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
органов местного самоуправления.
Налоговые доходы
федерального бюджета.
В федеральный
бюджет зачисляются налоговые доходы
от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;
- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;
- налога на добавленную стоимость;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию;
- акцизов на табачную продукцию;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых;
- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);
- водного налога;
- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты).
Неналоговые доходы
федерального бюджета.
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- лицензионных сборов;
- таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- консульских сборов;
- патентных пошлин;
- платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;
- сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий.
- В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Направления использования
средств федерального бюджета
Расходы федерального
бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому
и территориальному назначению.
Расходы федерального бюджета выполняют
функции политического, социального
и хозяйственного регулирования. Государственные
расходы вызваны самим фактом наличия
государства и по своей природе они являются
отношениями дополнительной эксплуатации,
поскольку основным источником их образования
выступают налоги, представляющие вычет
из заработков и доходов. Кроме того, государственные
расходы служат воспроизводству экономических
и социальных отношений, существующих
в конкретном государстве в конкретное
время, а также в основной своей массе
государственные расходы являются непроизводительными,
поскольку они являются долей национального
дохода, выбывающей из воспроизводственного
процесса.
В соответствии
с общественным назначением (экономическая
группировка бюджетных расходов по экономическому
назначению отражает выполняемые государством
функции – экономическую, социальную,
оборонную и т.п.) все расходы федерального
бюджета подразделяются на четыре большие
группы:
- расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
- расходы на социально-культурные нужды;
- военные расходы;
- расходы на управление.
Основой отраслевой группировки
расходов федерального бюджета является
общепринятое деление экономики на отрасли
и виды деятельности. Расходы в производственной
сфере подразделяются по отраслям народного
хозяйства: на развитие промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, связи
и др.; в непроизводственной – по отраслям
и видам общественной деятельности: на
образование, культуру, здравоохранение,
социальное обеспечение, государственное
управление и т.п. Такое деление государственных
расходов (также как и по роли в воспроизводстве)
помогает выявлять пропорции в распределении
бюджетных средств, но уже по отраслям.
Изменяя эти пропорции, государство может
добиваться нужных сдвигов в отраслевой
структуре общественного производства.
В соответствии
с действующим в Российской Федерации
законодательством исключительно из федерального
бюджета финансируются:
- деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- функционирование федеральной судебной системы;
- международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка ядерной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет и др.
Средства федерального
бюджета используются также для финансирования мероприятий
регионального и местного значения, включаемых
в целевые региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными
органами власти совместно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и средств
местных бюджетов финансируются следующие
виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- правоохранительная деятельность;
- пожарная безопасность;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальная защита населения;
- охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- развитие федеративных и национальных отношений;
- деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- деятельность средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Методика формирования
федерального бюджета
Формирование
проекта федерального бюджета происходит
по принципу «объединение-вверх», т.е.
сначала муниципальные, затем региональные
и областные, после чего Министерство
финансов готовит на основании полученных
данных проект федерального бюджета. После
чего он поступает в Государственную думу,
где принимается в три чтения с учетом
внесенных изменений. Между первым и вторым
чтениями бюджета депутатам дается месяц
на согласование основных направлений
бюджета. Принятие бюджета во втором чтении
означает согласие Государственной думы
с политическими и экономическими тенденциями,
предполагаемыми правительством. Срок
для обсуждения между вторым и третьим
чтением составляет 15 дней.