Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:12, доклад
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Введение
Государственный
бюджет - главное звено финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Устройство бюджетной системы США
Государственный бюджет США представляет собой сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти.
Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США с конца XVIII века. В ХХ в. бюджетное устройство США и в особенности федеральный бюджет подверглись значительным изменениям. Во много раз увеличились размеры госбюджета, в том числе и его доля в ВВП страны, не раз изменялась структура доходов и расходов, менялось соотношение средств, которыми распоряжаются бюджет центра, штатов и местных органов власти. Более или менее устоявшиеся формы бюджетное устройство приняло только в последние два-три десятилетия, однако его совершенствование происходит и сейчас.
Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции:
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трех уровней:
Федеративное устройство Соединенных Штатов обуславливает очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем – государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений. Система государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его доработку в исполнительных органах, утверждение в конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных доходов – это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.
Финансовую стратегию государства определяет администрация президента. Контроль за исполнением бюджета возложен на управление по вопросам администрации и бюджета, и на министерство финансов. Широкими правами в области текущего и последующего контроля располагает главное контрольное управление, непосредственно подотчетное конгрессу США.
Бюджетный год федерального правительства начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года. Больше чем половина штатов практикуют составление бюджета на два года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Федеральный бюджет США
Федеральный бюджет
в США – это весьма сложный
финансовый механизм управления и контроля
за деятельностью всех федеральных
министерств и ведомств, полностью
определяющий экономические основы
государственного строительства и
оказывающий мощное воздействие
на состояние экономики в целом.
По форме он представляет собой регулярно
утверждаемую подробную смету всех
правительственных расходов и доходов,
распределяемых по источникам поступлений,
основным направлениям и программам
расходования средств. Под бюджетными
доходами в США обычно понимается
денежная сумма налоговых поступлений
и других платежей, собранная с
населения и предприятий
Федеральный бюджет предлагается президентом США в виде запроса к конгрессу. В нем содержатся рекомендации по структуре расходов федерального правительства на следующий финансовый год.
В приложении (на стр. 22,23) приведена таблица и диаграмма бюджета США на 2011 год. Расходная часть составляет 3,8 триллиона долларов — рекордная сумма в истории США. Тем не менее, главная задача администрации президента Барака Обамы — сокращение расходов. При этом сокращения не коснутся расходов на обеспечение безопасности — военный бюджет США в любом случае останется больше, чем у остальных стран, вместе взятых (730 миллиардов долларов).
Бюджеты штатов
Все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.
В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение, социальное обеспечение, здравоохранение, дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.
Основным источником
доходов бюджетов штатов, как и
федерального бюджета, являются налоговые
поступления. В послевоенные годы в
составе налоговых доходов
В качестве примера в приложении (на стр. 24,25) приведена информация по бюджету штата Калифорния на 2011 и 2012 год. Как мы видим основные расходы бюджета штата связаны с образованием (в общей сумме более 54%), с здравоохранением и социальными услугами (25%). Доход бюджета на этот год складывается главным образом из индивидуального подоходного налога (около 49%), налога с продаж (26%), и налога на прибыль (около 12%).
Местные бюджеты США
В США существует
мощная сеть административно-
Местные правительства обладают стабильными источниками финансирования в виде собственных средств – доходов бюджетов местных органов власти, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.
Местным органам власти принадлежит заметная роль в регулировании размещения производительных сил – целевом использовании земель. Экономические, финансовые и административные меры, принимаемые местными органами власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают условия для повышения конкурентоспособности частных предприятий.
Широкое участие
местных администраций в
Расход бюджета направлен на содержание дорог, коммунального и городского хозяйства, образование. Обеспечивается финансирование полицейской, пожарной и санитарной служб.
Доход в бюджет местных органов власти идут главным образом от поимущественных налогов, налогов на продажу, подоходных налогов с физических лиц и корпораций, различных сборов и поступлений, финансовой помощи от правительств штатов, финансовой помощи от федерального правительства и прочих доходов.
Федеральная помощь
– это средства, получаемые от правительства
в виде разного рода дотаций, субсидий,
кредитов, которые условно можно
разделить на целевые (программные)
и свободные. Свободные средства,
получаемые от федерального правительства,
расходуются сообразно
Подобное финансирование
– важное условие повышения
В приложении (на стр. 26,27) приведён пример городского бюджета города Нью-Йорк на 2011 год. Как видно из диаграммы большая часть бюджета тратится на образование 26%, содержание мостов и шоссе 13%, защиты окружающей среды 13%. Стоит так же отметить, что дефицит бюджета города превысит 3 миллиарда долларов. Частичное решение данной проблемы Мэр Блумберг видит в закрытии около 20 пожарных департаментов на ночное время, и сокращению услуг для пожилых людей, библиотек и культурных центров, что не может не вызывать недовольства городских жителей.
Сравнительная характеристика бюджетных систем РФ и США
Бюджетные системы
России и США в целом имеют
много общего. Федеративное устройство
этих государств обусловливает трехуровневую
бюджетную систему. Бюджеты 2-ого
и 3-его уровня имеют относительную
самостоятельность (хотя в США она
все же больше). Взаимоотношения
между бюджетами схожи –
Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (около 50%), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), а так же от продажи нефти и газа.
Сравним расходные части федеральных бюджетов США и РФ на 2011 год, пользуясь данными из приложения.
В США главные расходы связаны с национальной обороной (рекордная сумма за всю историю США в 730 млрд. долларов, для сравнения скажем, что примерно такую же сумму РФ хочет потратить на модернизацию и перевооружение вооруженных сил РФ за 10 лет) и социальным обеспечением. Отдельно следует выделить такие направления как федеральная система медицинской помощи неимущим и федеральная программа медицинской помощи престарелым, на которые так же тратится значительная часть бюджетных средств.
В РФ половина расходов бюджета связана с социальной политикой (33%) и нацэкономикой (18%). Так же примерно одинаковые расходы идут на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9%), расходы на общегосударственные вопросы (8%) и расходы на национальную оборону (8%). Столь малая часть расходов на оборону РФ, не может не вызывать опасений, связанных с национальной безопасностью страны. Однако уже к 2013 году правительство РФ намерено увеличить расходы связанные с данной категорией в полтора раза.
Конечно, при сравнении бюджетов РФ И США нельзя не сказать и о колоссальной разнице объёма бюджетов двух стран. Доход бюджета РФ в 2011 году прогнозируется в размере 8,844 трлн. рублей, дефицит бюджета составит 1,814 трлн. рублей. В США доход составит 3,834 трлн. долларов (или 115,02 трлн. рублей, при курсе 1 доллар = 30 рублей ), а дефицит в 1,267 трлн. долларов станет самым высоким среди развитых экономик.
Приложение
Расходы бюджета РФ на 2011 год.
Наименование расходов |
Расход млрд. рублей |
расходы на общегосударственные вопросы |
788,96 |
на национальную оборону |
793,001 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
819,98 |
нацэкономику |
1657,35 |
ЖКХ |
173,73 |
охрану окружающей среды |
16,824 |
образование |
493,280 |
культуру и кинематографию |
82,048 |
здравоохранение |
453,914 |
социальную политику |
3000,004 |
спорт |
42,306 |
СМИ |
61,078 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
389,9 |
межбюджетные трансферты |
573,98 |