Бюджетная система РФ и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:12, доклад

Краткое описание

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ и США.docx

— 897.69 Кб (Скачать)

Введение

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

 

Устройство бюджетной системы  США

Государственный бюджет США представляет собой сложившийся  устойчивый механизм образования и  расходования бюджетных средств  для обслуживания государственных  нужд. Его можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти.

Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США с конца XVIII века. В ХХ в. бюджетное устройство США и в особенности федеральный бюджет подверглись значительным изменениям. Во много раз увеличились размеры госбюджета, в том числе и его доля в ВВП страны, не раз изменялась структура доходов и расходов, менялось соотношение средств, которыми распоряжаются бюджет центра, штатов и местных органов власти. Более или менее устоявшиеся формы бюджетное устройство приняло только в последние два-три десятилетия, однако его совершенствование происходит и сейчас.

Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет  три основные функции:

  • содержание государственной машины (аппарат управления, армия, суды и пр.);
  • перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности;
  • использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства.

Бюджетное устройство США  является федеративным и состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты 50 штатов – членов федерации;
  • бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений.

Федеративное  устройство Соединенных Штатов  обуславливает очень важную особенность  бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем – государственных  доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений. Система  государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его  доработку в исполнительных органах, утверждение в конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных доходов – это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.

Финансовую стратегию  государства определяет администрация  президента. Контроль за исполнением  бюджета возложен на управление по вопросам администрации и бюджета, и на министерство финансов. Широкими правами в области текущего и последующего контроля располагает главное контрольное управление, непосредственно подотчетное конгрессу США.

Бюджетный год  федерального правительства начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года. Больше чем половина штатов практикуют составление бюджета  на два года. В большинстве местных  административных единиц бюджетный  год совпадает с календарным.

 

Федеральный бюджет США

Федеральный бюджет в США – это весьма сложный  финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных  министерств и ведомств, полностью  определяющий экономические основы государственного строительства и  оказывающий мощное воздействие  на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно  утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений  и других платежей, собранная с  населения и предприятий федеральным  правительством через федеральные  или местные власти. Бюджетные  доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты  по займам и внутренним денежным переводам  между правительственными счетами.

Федеральный бюджет предлагается президентом США в  виде запроса к конгрессу. В нем  содержатся рекомендации по структуре  расходов федерального правительства  на следующий финансовый год.

В приложении (на стр. 22,23) приведена таблица и диаграмма бюджета США на 2011 год. Расходная часть составляет 3,8 триллиона долларов — рекордная сумма в истории США. Тем не менее, главная задача администрации президента Барака Обамы — сокращение расходов. При этом сокращения не коснутся расходов на обеспечение безопасности — военный бюджет США в любом случае останется больше, чем у остальных стран, вместе взятых (730 миллиардов долларов).

 

Бюджеты штатов

Все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве  штатов составление бюджета находится  в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным  ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные  и финансовые бюро, а смету доходов  – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные  законодательные органы.

Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение, социальное обеспечение, здравоохранение, дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство  и коммунальное хозяйство.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и  федерального бюджета, являются налоговые  поступления. В послевоенные годы в  составе налоговых доходов заметно  возросла роль подоходного налога с  населения и обязательного взноса в фонды социального страхования. Одними из основных источников доходов  бюджетов штатов является налог на продажу, индивидуальный подоходный налог, различные сборы и поступления. Недостаток собственных средств штатов покрывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета и поступлений из бюджетов местных органов власти.

В качестве примера  в приложении (на стр. 24,25) приведена информация по бюджету штата Калифорния на 2011 и 2012 год. Как мы видим основные расходы бюджета штата связаны с образованием (в общей сумме более 54%), с здравоохранением и социальными услугами (25%). Доход бюджета на этот год складывается главным образом из индивидуального подоходного налога (около 49%),  налога с продаж (26%),  и налога на прибыль (около 12%).

 

Местные бюджеты США

В США существует мощная сеть административно-территориальных  органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.

Местные правительства  обладают стабильными источниками  финансирования в виде собственных  средств – доходов бюджетов местных  органов власти, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

Местным органам  власти принадлежит заметная роль в  регулировании размещения производительных сил – целевом использовании  земель. Экономические, финансовые и  административные меры, принимаемые  местными органами власти, стимулируют  или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают условия для повышения конкурентоспособности частных предприятий.

Широкое участие  местных администраций в финансировании базисных отраслей экономики, а также  в затратах на образование, здравоохранение, охрану и использование природных  ресурсов, предотвращение загрязнения  окружающей среды способствует организации  новых рабочих мест, расширению занятости  населения.

Расход бюджета  направлен на содержание дорог, коммунального и городского хозяйства, образование. Обеспечивается финансирование полицейской, пожарной и санитарной служб.

Доход в бюджет местных органов власти идут главным  образом от поимущественных налогов, налогов на продажу, подоходных налогов  с физических лиц и корпораций, различных сборов и поступлений, финансовой помощи от правительств штатов, финансовой помощи от федерального правительства  и прочих доходов.

Федеральная помощь – это средства, получаемые от правительства  в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно  разделить на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются сообразно обстоятельствам  – по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых  федеральных социально-экономических  программ.

Подобное финансирование – важное условие повышения конкурентоспособности  американских компаний на внешнем и  внутреннем рынках. Кроме того, улучшаются условия для привлечения промышленных предприятий в определенные районы, создается благоприятный инвестиционный климат. Расходы на финансирование инфраструктуры позитивно сказываются на развитии экономики, так как местные органы власти в числе прочих поддерживают базовые отрасли экономики (транспортную, машиностроительную, строительство).

В приложении (на стр. 26,27) приведён пример городского бюджета города Нью-Йорк на 2011 год. Как видно из диаграммы большая часть бюджета тратится на образование 26%, содержание мостов и шоссе 13%, защиты окружающей среды 13%. Стоит так же отметить, что дефицит бюджета города превысит 3 миллиарда долларов. Частичное решение данной проблемы Мэр Блумберг видит в закрытии около 20 пожарных департаментов на ночное время, и сокращению услуг для пожилых людей, библиотек и культурных центров, что не может не вызывать недовольства городских жителей.

 

Сравнительная характеристика бюджетных  систем РФ и  США

Бюджетные системы  России и США в целом имеют  много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую  бюджетную систему. Бюджеты 2-ого  и 3-его уровня имеют относительную  самостоятельность (хотя в США она  все же больше). Взаимоотношения  между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов  сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

Есть, однако, и  существенные отличия в бюджетном  устройстве этих стран. Например, для  федерального бюджета США бюджетный  год начинается 1 октября каждого  года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации  бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства  штатов начинается так же, как и  в РФ – 1 января.) Структура доходов  бюджета США отличается тем, что  в нее не входят доходы от продажи  государственного имущества; местные  и региональные бюджеты имеют  различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (около 50%), в РФ его эквивалент – налог  на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный  бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), а так же от продажи нефти и газа.

Сравним расходные  части федеральных бюджетов США  и РФ на 2011 год, пользуясь данными  из приложения.

В США главные  расходы связаны с национальной обороной (рекордная сумма за всю историю США в 730 млрд. долларов, для сравнения скажем, что примерно такую же сумму РФ хочет потратить на модернизацию и перевооружение вооруженных сил РФ за 10 лет) и социальным обеспечением. Отдельно следует выделить такие направления как федеральная система медицинской помощи неимущим и федеральная программа медицинской помощи престарелым, на которые так же тратится значительная часть бюджетных средств.

В РФ половина расходов бюджета связана с социальной политикой (33%) и нацэкономикой (18%). Так же примерно одинаковые расходы идут на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9%), расходы на общегосударственные вопросы (8%) и расходы на национальную оборону (8%). Столь малая часть расходов на оборону РФ, не может не вызывать опасений, связанных с национальной безопасностью страны. Однако уже к 2013 году правительство РФ намерено увеличить расходы связанные с данной категорией в полтора раза.

Конечно, при сравнении бюджетов РФ И США нельзя не сказать и о колоссальной разнице объёма бюджетов двух стран. Доход бюджета РФ в 2011 году прогнозируется в размере 8,844 трлн. рублей, дефицит бюджета составит 1,814 трлн. рублей. В США доход составит 3,834 трлн. долларов (или 115,02 трлн. рублей, при курсе 1 доллар = 30 рублей ), а дефицит в 1,267 трлн. долларов станет самым высоким среди развитых экономик.

 

Приложение

 

Расходы бюджета РФ на 2011 год.

Наименование расходов

Расход млрд. рублей

расходы на общегосударственные вопросы

788,96

на национальную оборону

793,001

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

819,98

нацэкономику

1657,35

ЖКХ

173,73

охрану окружающей среды

16,824

образование

493,280

культуру и кинематографию

82,048

здравоохранение

453,914

социальную политику

3000,004

спорт

42,306

СМИ

61,078

обслуживание государственного и  муниципального долга

389,9

межбюджетные трансферты

573,98

Информация о работе Бюджетная система РФ и США