Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Введение.
1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5
1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства
1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов
1.2. Доходы местных бюджетов.
1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.
1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.
2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.
2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.
2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка
3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов
3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества
3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60
Основу плановых расчетов принимаются прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательства, а также ожидаемое поступление соответствующих доходов за текущий год [14].
Исполнение местных бюджетов имеет целью обеспечить полное и своевременное поступление предусмотренных бюджетами доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами социально-экономического развития регионов при соблюдении строгого режима экономии.
Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» исполнение местных бюджетов организуют местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, обеспечивая поступление всех предусмотренных походов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Исполнение местных бюджетов начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. По окончании года в течение месяца завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. [11].
Исполнение местных бюджетов осуществляется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением, составляемой в соответствии с утвержденным бюджетом и с учетом изменений, внесенных в процессе исполнения бюджета на основании решений Правительства Республики Беларусь, местных Советов депутатов в пределах предоставленных им прав, местных финансовых органов в соответствии с правами, предоставленными статьей 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Если роспись доходов и расходов по местному бюджету не утверждена до начала финансового (бюджетного) года, финансирование расходов по местному бюджету производится на основании временной росписи в течение каждого месяца до утверждения бюджета в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», свободные средства местных бюджетов могут вкладываться в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, за счет них могут выдаваться займы предприятиям или иным юридическим лицам в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами [3].
В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы процентные и беспроцентные ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам со сроками погашения в пределах текущего финансового (бюджетного) года.
Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» исполнение местных бюджетов обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, которые выполняют следующие работы в области бюджета:
организуют работу по обеспечению полного и своевременного поступления доходов бюджета;
осуществляют контроль за исполнением бюджетов;
разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение выполнения местных бюджетов;
рассматривают и принимают бухгалтерские отчеты распорядителей средств местных бюджетов [2].
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» местные исполнительные и распорядительные органы в процессе исполнения бюджета вносят изменения в доходную и расходную части бюджета в соответствии с Законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных исполнительных и распорядительных органов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав [2].
Средства местных бюджетов хранятся на счетах в учреждениях банков. Порядок кассового исполнения местных бюджетов устанавливается Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь.
Что касается непосредственно исполнения доходов местных бюджетов, то организация работы по исполнению доходов местных бюджетов осуществляется финансовыми и налоговыми органами областей и города Минска, таможнями [11].
Уплата налогов, обязательных платежей и иных поступлений (платежи) в доход местных бюджетов и местных целевых, бюджетных фондов безналичными перечислениями и наличными деньгами осуществляется юридическими и физическими лицами (плательщиками) в соответствии действующим законодательством на основании расчетно-денежных документов: платежных поручений, извещений и квитанций. Неуплаченные добровольно в установленные сроки платежи в местные бюджеты и местные целевые бюджетные фонды взыскиваются органами взыскания и финансовыми органами с плательщиков либо с их должников в бесспорном порядке на основании инкассовых распоряжений с юридических лиц и в судебном порядке с физических лиц в порядке, установленном в общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь [12].
В качестве доходного источника на счета местных бюджетов могут зачисляться средства, поступающие из вышестоящего бюджета как безвозмездные поступления или временно позаимствованные (бюджетные ссуды).
По отдельным видам доходов, поступающих в доход республиканского бюджета, отчисления в местные бюджеты могут производиться таможнями, в порядке, определенном совместной инструкцией Министерства финансов, Национального банка от 8 декабря 1997 г. № 57, №01004/164-1 и Государственного налогового комитета и Государственного таможенного комитета от 24 декабря 1997 г. № 05-2/14234, №07-1/6 «О порядке исполнения республиканского бюджета по доходам».
Возврат неправильно или, излишне перечисленных платежей в местные бюджеты и местные целевые бюджетные фонды осуществляется местными финансовыми органами по заключению налоговой инспекции или соответствующего органа взыскания.
Зачет излишне уплаченных платежей плательщиком в местный бюджет по одному виду платежа в счет погашения недоимки по другим платежам, в том числе и по задолженности перед бюджетами других уровней, операции по регулированию ошибочно указанных плательщиком кодов платежей осуществляется местными финансовыми органами в порядке, определенном Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом.
Учет доходов, поступающих на счета местных бюджетов, осуществляется местными финансовыми органами, инспекциями Государственного налогового комитета и таможнями на основании первичных документов, приложенных к банковской выписке из счета местного бюджета.
Учет поступающих местных налогов и сборов, контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляют налоговые органы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Ответственность за неуплату, неполную либо несвоевременную уплату местных налогов и сборов устанавливается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления платежей в местные бюджеты осуществляется местными финансовыми органами, налоговыми и таможенными органами.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволило изучить роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь, детально рассмотрев принципы бюджетного устройства, организацию бюджетного процесса, уровни бюджетной системы, а также определив содержание, назначение и уровни местных бюджетов. На основании изученных нормативных актов и литературных источников был рассмотрен порядок планирования доходов, изучен процесс исполнения доходов на местном бюджетном уровне и предложено следующее определение:
Местные бюджеты в Республике Беларусь сбалансированы по доходам и расходам. Доходная часть городского бюджета была сформирована с учетом поступлений целевого фонда охраны природы в 2007 г. в размере 93295700 млн. руб.
Доходы городского бюджета:
Налоговые доходы регулируемые, размеры отчислений которых установлены решением Витебского областного Совета депутатов:
от налога на добавленную стоимость - 4,124%
от налогов на доходы и прибыль юридических лиц – 3%
от акцизов по вину, напиткам слабоалкогольным и винным
(кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию
Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты
свободных экономических зон) – 100%
от подоходного налога с физических лиц – 20%
от платежей за переработку нефти и нефтепродуктов – 5%
от целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города – 50%
от налога с продаж товаров в розничной торговле – 50%
Доходы зачисляемые полностью в бюджет города:
налог на недвижимость, налог на землю, налог за использование природных ресурсов (экологического налога) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, сбор за осуществление ремесленной деятельности, налог при упрощенной системе налогообложения, плата за размещения наружной рекламы, налог на услуги, сборов с пользователей, других налоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
Неналоговых доходы:
o за пользование банками денежными средствами городского бюджета;
o арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;
o арендная плата от сдачи находящегося в городской собственности имущества;
o средства от реализации коммунального имущества, находящегося в городской собственности, в том числе от продажи гражданам Республики Беларусь земельных участков, находящихся в государственной собственности;
o средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
o иные поступления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 8 Закона РБ «О бюджете РБ на 2007 год» были установлены следующие сборы:
1). За услуги (гостиниц, ресторанов, баров, кафе высшей категории, платных автостоянок);
2). За право торговли (сборы для предпринимательской деятельности, занимающихся оптовой торговлей пива, вино-водочными и табачными изделиями; нефти и нефтепродуктов, природного сжиженного газа, пило- и лесоматериалов, для плательщиков, занимающихся розничной торговлей, а так же павильона, имеющего торговый зал, а так же места торговли на рынках и других соответствующих местах;
3). За право заниматься игорным бизнесом на территориях входящих в административное подчинение Новополоцкого городского исполнительного комитета;
4). За право осуществлять международные перевозки, транспортировку нефти и нефтепродуктов, природного и сжиженного газа трубопроводным, авто-, железнодорожным транспортом;
5). Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города с физических лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства в РБ за право временного проживания и за право постоянного проживания.
Сбор не уплачивают студенты и учащиеся, проходящие обучение в высших и средне специальных учебных заведениях города.
Плательщики местных налогов и сборов - юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, уплачивают целевые сборы в порядке установленном Министерствам по налогам и сборам РБ и Министерством финансов РБ.
Согласно Закону Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении" местные бюджеты должны быть сбалансированы по доходам и расходам и соответственно бездефицитны.
В соответствии с бюджетной классификацией доходы городского бюджета складываются из следующих видов:
– текущих доходов,
– капитальных доходов,
– безвозмездных поступлений,
– средств государственных бюджетных целевых фондов (фонд охраны природы и фонд занятости).
Текущие доходы в свою очередь включают текущие налоговые и текущие неналоговые доходы и поступления.
Структура доходов бюджета г.Новополоцка за 2007гг. представлена в таблице 1 составленной на основании приложения 1.