Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Введение.
1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5
1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства
1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов
1.2. Доходы местных бюджетов.
1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.
1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.
2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.
2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.
2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка
3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов
3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества
3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60
Таблица 1.
Структура доходов бюджета г. Новополоцка за 2007 г.
Виды доходов | тыс. руб | уд.вес,% |
Налоговые доходы | 86684119,0 | 92,9 |
Неналоговые доходы | 1841172,0 | 2,0 |
Безвозмездные поступления | 4770409,0 | 5,1 |
Всего доходов | 93295700,0 | 100,0 |
Как показал анализ, налоговые доходы традиционно самая крупная группа доходов, как по видам предусмотренных налогов и сборов, так и по доле доходного источника в общей сумме доходов.
Так как текущие налоговые доходы имеют наибольший удельный вес в 2007 году, то целесообразно более детально и подробно проанализировать структуру данной группы доходов.
Доходы | тыс.руб. | % в общей сумме |
1.НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 86 684 119,0 | 100,0 |
1.1.Налоги на доходы и прибыль | 22 346 829,0 | 25,8 |
Подоходный налог | 9 704 034,0 | 11,2 |
Налог на прибыль | 8 016 780,0 | 9,2 |
Налог на доходы | 3 600,0 | >0,1 |
Сбор на содержание и развитие инфраструктуры города | 4 622 415 | 5,3 |
1.2. Налоги на собственность | 38 940 599,0 | 44,9 |
Налог на недвижимость за незавершенное строительство | 100 000,0 | 0,1 |
Земельный налог | 16 791 245,0 | 19,4 |
Налог на недвижимость | 22 049 354,0 | 25,4 |
1.3.Налоги на товары и услуги | 24 086 981,0 | 27,8 |
Налог на добавленную стоимость | 13 636 000,0 | 15,7 |
Налог с продаж товаров в розничной торговле | 1 925 000,0 | 2,2 |
Налог при упрощенной системе налогообложения | 349 155,0 | 0,4 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц | 3 071 795,0 | 3,5 |
Акцизы на вермуты и вина, напитки слабоалкогольные и винные (кроме импортированных) | 130 000,0 | 0,1 |
Налог на игорный бизнес | 431 650,0 | 0,4 |
Налог на услуги | 390 000,0 | 0,4 |
Сборы с пользователей | 1 048 026,0 | 1,2 |
Плата за государственную регистрацию | 22 425,0 |
|
Лицензионные сборы | 89 705,0 | 0,1 |
Платежи за переработку нефти и нефтепродуктов | 1 526 565,0 | 1,8 |
Платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов | 1 466 660,0 | 1,7 |
1.4. Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи | 1 309 710,0 | 0,2 |
Государственная пошлина | 1 269 183,0 | 1,5 |
Курортный сбор | 10 917,0 | >0,1 |
Плата за размещение наружной рекламы | 29 610,0 | >0,1 |
Анализ состава и структуры текущих налоговых доходов бюджета г.Новополоцка за 2007 гг.
Налоговые доходы традиционно самая крупная группа доходов, как по видам предусмотренных налогов и сборов, так и по доле доходного источника в общей сумме доходов.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в составе текущих налоговых доходов местного бюджета наибольший удельный вес занимают налоги на доходы и прибыль, периодические налоги на чистую стоимость имущества, целевые сборы с физических и юридических лиц; группа внутренних налогов на товары и услуги наиболее обширна по количеству налогов; налог на добавленную стоимость и налог на продажу – основные доходные источники в своей группе.
Ежегодно в Законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год определяется состав регулирующих доходов.
Регулирующие доходы – это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета [2].
Регулирующие доходы зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль).
В местные бюджеты, собственная база которых является недостаточной для возмещения запланированных расходов, могут производиться отчисления от следующих общереспубликанских налогов и доходов:
1) налога на добавленную стоимость;
2) акцизов;
3) налога на доходы и прибыль предприятий, организаций, учреждений и объединений всех форм собственности.
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
1. источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня. Закреплённые доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.
Подоходный налог с населения в соответствии с Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" полностью зачисляется в бюджет области, города Минска.
В бюджет городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов.
2. дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.
Представим в таблице 3 регулирующие, закрепленные и безвозмездные доходы бюджета г.Новополоцка за рассматриваемый период и отобразим их удельный вес в общем доходе бюджета города на соответствующий год.(прил.1,2,3).
Таблица 3
Динамика изменения регулирующих, закрепленных доходов и безвозмездных поступлений бюджета г.Новополоцка в 2002-2003гг.
Виды доходов | тыс.руб | уд. вес |
1.Регулирующие доходы | 4 650 146 | 14,0 |
1.1. налог на добавленную стоимость | 595193 | 1,8 |
1.2.акцизы на топливо автомобильное | - | 0,0 |
1.3.налог на доходы и прибыль | 4 054 953 | 12,2 |
2.Закрепленные доходы | 28 265 038 | 84,8 |
3. Безвозмездные поступления | 399 949 | 1,2 |
Всего доходов без ЦБФ | 33315133 | 100 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что в составе местных доходов без учета целевых бюджетных фондов наибольший удельный вес занимают закрепленные доходы 84,8% - в 2002 году, 75,7% - в 2003 году, 79,4% - в 2004 году. Одновременно наблюдается постоянный рост регулирующих доходов в абсолютной сумме и по удельным весам (14,0% - в 2002 году, 17,8% - в 2003 году, 19,7% - в 2004 году).
Таким образом, в результате анализа выявлены две основные тенденции:
увеличение удельного веса закрепленных доходов, собственных доходов и отчислений от регулируемых доходных источников;
невысокий удельный вес текущих безвозмездных поступлений в общей сумме доходов бюджета.
Обе эти тенденции можно объяснить в первую очередь тем фактом, что в последние годы на республиканском уровне расширяются права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов с целью привлечения дополнительных доходов в местные бюджеты, о чем свидетельствует увеличение количество вводимых налогов и сборов, то есть одновременно происходит стимулирование деятельности местных финансовых органов.
В 90-е годы в странах Европейского Содружества (ЕС) произошло усложнение и расширение функций органов местного самоуправления. Это связано с различными факторами как внутреннего, так и международного порядка. Во-первых, таким фактором стала быстро меняющаяся экономическая конъюнктура, которая потребовала быстрого принятия конкретных мер в рамках возложенных на местные власти задач (например, по трудоустройству безработной молодежи, расширению строительства домов для престарелых, поддержанию уровня цен на социально значимые услуги и т.д.). Вторым решающим фактором выступило расширение Европейского Содружества и решение общего круга проблем всеми уровнями управления, определяемых единой целью выравнивания уровней экономического развития стран ЕС.
В последние годы обозначилась тенденция перекладывания части полномочий сверху вниз, то есть центральными органами власти на органы управления нижнего и базового уровней. В некоторых странах, например во Франции, Испании, с этой целью были проведены реформы децентрализации местного самоуправления. Одновременно бремя ответственности возросло, поскольку передача полномочий далеко не всегда сопровождается соответствующим финансовым обеспечением и закреплением законодательно или конституционно за местными органами власти адекватных их функциям финансовых ресурсов. Аналогичная ситуация складывается и в республике Беларусь: расширяются права местных органов власти, однако увеличивается и их ответственность. От самостоятельности местных органов власти, как в странах ЕС, так и в Беларуси и от степени их финансовой автономии зависят возможности в решении комплекса важнейших задач в области местных финансов.