Доходы местных бюджетов на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.

Оглавление

Введение.

1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..

1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5

1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства

1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов

1.2. Доходы местных бюджетов.

1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.

1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.

2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.

2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.

2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.

2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка

3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов

3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества

3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Особое значение имеет их группировка по основным объектам об­ложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущест­во, природные ресурсы, земля, фонд оплаты труда, обороты по реали­зации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.

Налоги – основа доходной части бюджета любого уровня. Главное назначение налогов — пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет. Это понятие характеризует весьма важную особенность налогов, их форму и внешнее проявле­ние. Если рассмотреть их материальное содержание, то налоги — та часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйст­вования и населения на общегосударственные нужды. Однако эконо­мическая природа налогов затрагивает более глубинные связи, отно­шения между государством и его членами и звеньями хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода. Это дает основание рассматривать налоги и как важную экономи­ческую категорию — совокупность экономических отношений. При изъятии налогов между государством и юридическими или физиче­скими лицами возникают денежные отношения, затрагивающие су­щественные интересы участников создания и распределения нацио­нального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилиза­ции этих средств и перераспределении через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные услуги или работы на­ционального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепен­ные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы. Это влечет за собой сокращение лишних ресурсов, а иногда средств на расширение и совершенствование производства, товаропро­изводителей.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [12].

Налоговое законодательство Республики Беларусь – это совокупность принятых и действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере налогообложения.

Выделяют четыре группы источников правового регулирования налогообложения:

1)общие нефинансовые законы, т.е. нормативные правовые акты, относящиеся к иным отраслям права. Например, Уголовный кодекс РБ относительно тех статей, которые предусматривают ответственность за налоговые преступления. К этой же группе относиться и Конституция РБ, определяющая общие принципы государственной политики, в том числе и финансовой политики и общие принципы построения системы государственных органов. Большинство из которых осуществляет и финансовую деятельность.

2) общие финансовые законы – это бюджетные законодательные акты: Закон РБ «О бюджетной системе Республике Беларусь  и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.98г. с последующими изменениями и дополнениями и Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»

3) общие налоговые законы – это нормативные акты, регулирующие основы налогообложения. К данной группе относится Налоговый кодекс РБ от 19.12.2002 г., который устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет и основные принципы налогообложения.

4) специальные налоговые законы – это нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные налоги. Практически по каждому виду налогов существует отдельный Закон, содержащий основные элементы налогообложения, и Инструкция, более детально регламентирующая условия и порядок взимания отдельного налога. Так, порядок взимания подоходного налога регулируется Законом РБ «О подоходном налоге с физических лиц» от 8.01.2002 г. и Инструкцией «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц» от 20. 02. 2002 г.

Как и все доходы бюджета, налоги в зависимости от плательщиков подразделяются на две большие группы: налоги с населения и налоги с различных звеньев хозяйства; предприятий, организаций, других экономических структур. К первой группе в свою очередь относятся категории плательщиков в зависимости от видов их заработка, дея­тельности социальных групп (доходы граждан за выполнение ими трудовых обязательств, дивидендов по акциям, авторских вознаграж­дений, предпринимателей и др.). Налоги с юридических лиц можно классифицировать по отраслевому и ведомственному признаку, фор­мам предприятий в зависимости от собственности (государственная, акционерная, частная и др.), их типу (крупные, средние, малые) и даже виду деятельности (производственные, коммерческие и т. п.).

Доходы бюджета каждой  административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с   законодательством Республики Бела­русь. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они  зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе   Рес­публики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансо­вый (бюджетный) год.

К собственным источникам доходов местного бюджета отно­сятся:

                  источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

                  дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоя­тельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, пла­тельщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов опреде­ляются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, суб­сидии,    средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства. Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Согласно законодательству дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регули­рующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для пол­ного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия [11].

Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов обла­стного подчинения, каким является и г.Новополоцк) включают в себя в соответствии с действующей бюджетной классификацией следующие виды поступлений:

Текущие налоговые доходы:

–                    прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физиче­ских лиц, налог на прибыль);

–                    налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на со­держание детских дошкольных учреждений);

–                    внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стои­мость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо зани­маться определенными видами деятельности, прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользова­ние лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, свя­занных с содержанием ведомственного жилищного фонда);

–                    налоги на собственность (налог на не движимость, земельный налог);

–                    прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и другие);

Текущие неналоговые доходы:

–                    доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами мест­ного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);

–                    прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);

–                    административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата от лиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);

–                    поступления по штрафам и санкциям;

–                    прочие текущие неналоговые доходы;

Капитальные неналоговые:

                  доходы от реализации произведенных активов;

                  доходы от реализации непроизведенных активов;

                  капитальные трансферты, за исключением безвозмездных поступлений;

                  другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.

Между различными уровнями местных бюджетов в силу различного развития регионов и необходимости в материальной помощи от вышестоящих бюджетов происходит распределение доходов. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются ме­жду областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посел­ков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодатель­ства Республики Беларусь. Если собственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна для  финансирования запланированных  расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обя­зательных платежей. Состав и размеры части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, ус­танавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год. Распределение части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утвер­ждаемым областными Советами депутатов.

 

 

1. 2. 2. Планирование и исполнение доходной части бюджета.

 

Бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится ре­шающим условием осуществления преобразований.

Работа по формированию доходной части бюджета осу­ществляется, по следующим направлениям:

-планирование контингентов всех видов доходов;

-распределение регулирующих доходов между уровня­ми бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

-определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

-формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возмож­ностей и путей увеличения поступлений в бюджет при су­ществующей системе взимания налогов и неналоговых пла­тежей.

Необходимым этапом планирования доходов бюджета  является анализ текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и струк­туры доходов, методов их мобилизации, дается оценка на­логовой нагрузки и налоговой системы.

На втором этапе осуществляется планирование поступ­лений по всем позициям, определенным классификацией до­ходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогноз­ных макроэкономических показателей.

На этом этапе могут быть использованы три основных ме­тода прогнозирования:

-детализированное моделирование;

-применение фактической налоговой ставки;

-определение эластичности налогов (способности нало­говых поступлений реагировать на рост валового внутренне­го продукта, т.е. определение зависимости темпов роста на­логовых поступлений от темпов роста ВВП).

В практике прогнозирования налоговых поступлений мо­жет использоваться метод, основанный на эластичности кон­кретного налога относительно его базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эф­фективным при неизменной системе налогообложения. В ус­ловиях трансформационной экономики, реформирования на­логового законодательства применение данного метода неоправданно. Поэтому чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налого­облагаемой базе. Однако в настоящее время доходы бюджета планируются в основном на основе средней ставки налога. В этом случае планирование осуществляется в направлениях определения налогооблагаемой базы и расчета среднего процента изъятия.

Информация о работе Доходы местных бюджетов на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета