Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Введение.
1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5
1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства
1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов
1.2. Доходы местных бюджетов.
1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.
1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.
2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.
2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.
2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка
3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов
3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества
3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60
Особое значение имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, фонд оплаты труда, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.
Налоги – основа доходной части бюджета любого уровня. Главное назначение налогов — пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет. Это понятие характеризует весьма важную особенность налогов, их форму и внешнее проявление. Если рассмотреть их материальное содержание, то налоги — та часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. Однако экономическая природа налогов затрагивает более глубинные связи, отношения между государством и его членами и звеньями хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода. Это дает основание рассматривать налоги и как важную экономическую категорию — совокупность экономических отношений. При изъятии налогов между государством и юридическими или физическими лицами возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные услуги или работы национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы. Это влечет за собой сокращение лишних ресурсов, а иногда средств на расширение и совершенствование производства, товаропроизводителей.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [12].
Налоговое законодательство Республики Беларусь – это совокупность принятых и действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере налогообложения.
Выделяют четыре группы источников правового регулирования налогообложения:
1)общие нефинансовые законы, т.е. нормативные правовые акты, относящиеся к иным отраслям права. Например, Уголовный кодекс РБ относительно тех статей, которые предусматривают ответственность за налоговые преступления. К этой же группе относиться и Конституция РБ, определяющая общие принципы государственной политики, в том числе и финансовой политики и общие принципы построения системы государственных органов. Большинство из которых осуществляет и финансовую деятельность.
2) общие финансовые законы – это бюджетные законодательные акты: Закон РБ «О бюджетной системе Республике Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.98г. с последующими изменениями и дополнениями и Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»
3) общие налоговые законы – это нормативные акты, регулирующие основы налогообложения. К данной группе относится Налоговый кодекс РБ от 19.12.2002 г., который устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет и основные принципы налогообложения.
4) специальные налоговые законы – это нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные налоги. Практически по каждому виду налогов существует отдельный Закон, содержащий основные элементы налогообложения, и Инструкция, более детально регламентирующая условия и порядок взимания отдельного налога. Так, порядок взимания подоходного налога регулируется Законом РБ «О подоходном налоге с физических лиц» от 8.01.2002 г. и Инструкцией «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц» от 20. 02. 2002 г.
Как и все доходы бюджета, налоги в зависимости от плательщиков подразделяются на две большие группы: налоги с населения и налоги с различных звеньев хозяйства; предприятий, организаций, других экономических структур. К первой группе в свою очередь относятся категории плательщиков в зависимости от видов их заработка, деятельности социальных групп (доходы граждан за выполнение ими трудовых обязательств, дивидендов по акциям, авторских вознаграждений, предпринимателей и др.). Налоги с юридических лиц можно классифицировать по отраслевому и ведомственному признаку, формам предприятий в зависимости от собственности (государственная, акционерная, частная и др.), их типу (крупные, средние, малые) и даже виду деятельности (производственные, коммерческие и т. п.).
Доходы бюджета каждой административно-
Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-
Согласно законодательству дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-
Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения, каким является и г.Новополоцк) включают в себя в соответствии с действующей бюджетной классификацией следующие виды поступлений:
Текущие налоговые доходы:
– прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль);
– налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений);
– внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определенными видами деятельности, прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием ведомственного жилищного фонда);
– налоги на собственность (налог на не движимость, земельный налог);
– прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и другие);
Текущие неналоговые доходы:
– доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
– прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);
– административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата от лиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);
– поступления по штрафам и санкциям;
– прочие текущие неналоговые доходы;
Капитальные неналоговые:
доходы от реализации произведенных активов;
доходы от реализации непроизведенных активов;
капитальные трансферты, за исключением безвозмездных поступлений;
другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
Между различными уровнями местных бюджетов в силу различного развития регионов и необходимости в материальной помощи от вышестоящих бюджетов происходит распределение доходов. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Если собственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна для финансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обязательных платежей. Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утверждаемым областными Советами депутатов.
Бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется, по следующим направлениям:
-планирование контингентов всех видов доходов;
-распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
-определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);
-формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.
Необходимым этапом планирования доходов бюджета является анализ текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка налоговой нагрузки и налоговой системы.
На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.
На этом этапе могут быть использованы три основных метода прогнозирования:
-детализированное моделирование;
-применение фактической налоговой ставки;
-определение эластичности налогов (способности налоговых поступлений реагировать на рост валового внутреннего продукта, т.е. определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП).
В практике прогнозирования налоговых поступлений может использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. В условиях трансформационной экономики, реформирования налогового законодательства применение данного метода неоправданно. Поэтому чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. Однако в настоящее время доходы бюджета планируются в основном на основе средней ставки налога. В этом случае планирование осуществляется в направлениях определения налогооблагаемой базы и расчета среднего процента изъятия.