Доходы местных бюджетов на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.

Оглавление

Введение.

1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..

1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5

1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства

1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов

1.2. Доходы местных бюджетов.

1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.

1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.

2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.

2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.

2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.

2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка

3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов

3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества

3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

По мнению заместителя заведующего финотделом и одновременно начальника бюджетной инспекции Малецкой Л, И. целесообразно так же вместо отчислений из фонда финансовой поддержки регионов повысить нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов. Увеличение количества работников отдела по планированию и экономическому анализу, по мнению Скаковской А. И. благотворно скажется на самом процессе планирования доходной части местного бюджета г. Новополоцка.

Проходящие в экономике трансформацион­ные процессы усилили нагрузку на местные бюджеты, которые несут сегодня около 70% всех расходов государства на социально-культурную сферу, что требует нового подхода к проблеме укрепления их доходной базы, сокращения по­тока перераспределяемых средств, повышения заинтересованности органов местного управле­ния и самоуправления в увеличении поступле­ний. Совершенствовать систему формирования местных бюджетов представляется возможным при изменении подходов к распределению Фон­да финансовой поддержки административно-территориальных единиц (ФФП АТЕ). Обеспече­ние для населения равных возможностей в полу­чении гарантированных Конституцией услуг обусловливает необходимость проведения поли­тики бюджетного выравнивания региональных доходов, где главным инструментом бюджетного выравнивания является ФФП АТЕ. Однако в на­стоящее время отсутствует унифицированная формализованная методика распределения средств фонда, а дотации из него используют­ся, главным образом, для устранения вертикаль­ного дисбаланса бюджетной системы, т.е. дефи­цитности территориальных бюджетов. Между тем целью политики выделения трансфертов долж­но быть не простое покрытие дефицита ниже­стоящих бюджетов — централизованное финан­сирование разницы между их собственными доходами и расходами может привести к дестимулированию фискального потенциала региональ­ных органов власти, а также их заинтересован­ности в осуществлении эффективной политики управления расходами на региональном уровне[20].

Среди основных направлений совершенство­вания системы финансовой поддержки бюдже­тов главное место занимает внедрение принци­пов объективности расчета финансовой помощи и стимулирующего характера финансовой под­держки.

Реализация целевой функции трансфертов - обеспечение возможности органам местного са­моуправления в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и предоставление доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным га­рантиям, вне зависимости от места их прожива­ния. Не препятствуя при этом достижению:

1)     экономической эффективности — формированию и поддержанию стимулов для региональных властей проводить структурные преоб­разования;

2)     социальной справедливости—управлению общественными финансами от имени и в инте­ресах населения при максимально эффективном использовании финансовых и иных ресурсов;

3)     политической консолидации—достижению общественного согласия по вопросам распреде­ления финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.

При одних и тех же исходных данных и объе­ме ФФП выравнивание бюджетной обеспеченно­сти может проводиться по двум принципам.

Первый — выравнивание до гарантированно­го минимума: бюджетная обеспеченность всех дотационных районов в результате распределе­ния трансфертов повышается до одного и того же максимально возможного при заданном объе­ме ФФП уровня. В данном случае весь объем фи­нансовой помощи концентрируется только в наи­менее обеспеченных районах, однако при этом они лишаются стимулов для саморазвития.

Решить эту задачу возможно через принцип экономической заинтересованности: распреде­ление трансфертов проводится пропорциональ­но доле участия районов в формировании пока­зателей, которые служат критериями распреде­ления. Данный вариант, способствуя выравнива­нию бюджетной обеспеченности, одновременно сохраняет различия в бюджетной исходной рай­онов, что создает достаточно сильные стимулы для развития собственного налогового потенци­ала.

Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия властей-получателей к мобилизации бюджетных доходов, предлагается стимулирующий вариант распределения трансфертов, который заключа­ется в следующем. ФФП разделяется на две ча­сти, каждая из которых распределяется по сво­им критериям: первая — по принципу гарантиро­ванного минимума, вторая — по принципу эконо­мической заинтересованности.

Критериями распределения первой части фонда являются численность населения по рай­онам и норматив минимальной бюджетной обес­печенности на одного жителя, который утверж­дается ежегодно Законом о бюджете. Задача этого показателя сводится к выравниванию рас­ходных потребностей в регионах на основе оценки необходимых (минимальных) потребностей населения по статьям бюджетных расходов.

Проблема распределения второй части фон­да, связанной со стимулированием экономичес­кой заинтересованности, состоит в определении объективных критериев, таких как: обобщающие показатели — ва­ловой региональный продукт (ВРП), коэффици­ент доходности территории; частный показатель - налоговые ресурсы региона.

Таким образом, местные органы власти и управле­ния должны постоянно искать допол­нительные источники для удовлетворе­ния местных потребностей, стре­миться к сокращению нерациональных расходов, разрабатывать и утвержда­ть мероприятия по экономии бюджет­ных средств. Причем все это должно иметь место во всех направлениях деятельности: строи­тельном комплексе, сфере обслужива­ния, жилищно-коммунальном хозяйст­ве, социально-культурной сфере.

Все предложенные меры положи­тельно скажутся на улучшении фи­нансового обеспечения социально-эко­номического развития территорий, а также приведут к дальнейшему фор­мированию на законодательном уров­не равных условий финансирования учреждений, социальных программ, выплаты дотаций и преференций организациям, а также в конечном итоге приведут к увеличению доходов местных бюджетов, а соответственно повысят уровень управления местными финансами.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы. В первую очередь они представлены местными бюджетами, которые являются финансовой базой местных органов власти.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Сове­тов. В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета. Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими бюджетные потоки в процес­се распределения государственных доходов и расходов,— межбюджетными отношениями.

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся следующим образом:

      бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

      бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);             

      бюджеты областного уровня.

Доходы бюджета представляют собой экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств государства. Формой реа­лизации этих отношений являются различные виды плате­жей — налоговые и неналоговые. Доходы также могут при­нимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и прави­тельств иностранных государств. Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность.

В Республике Беларусь доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет следующих источников:

         налогов,

         других обязательных платежей,

         иных поступлений.             

В доходы местных бюджетов включаются средства целевых бюджетных фондов.

В составе доходов выделяют собственные источники доходов и дополнительные источники доходов. В местные бюджеты могут поступать также дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения, а именно таким городом и является г. Новополоцк) включают в себя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

- текущие налоговые доходы;

- текущие неналоговые доходы;

- капитальные неналоговые доходы.

Содержанием бюджетного планирования является составление проектов республиканского и местных бюджетов, организация межбюджетных отношений. Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавлива­ются местными исполнительными и распорядительными органами. Со­ставление местных бюджетов производится местными финансовыми орга­нами. Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части местного бюджета за текущий год. На втором этапе осуществляется планирование поступ­лений по всем позициям, определенным классификацией до­ходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогноз­ных макроэкономических показателей.

Исполнение местных бюджетов имеет целью обеспечить полное и своевременное поступление предусмотренных бюджетами доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами социально-экономического развития регионов при соблюдении строгого режима экономии. Исполнение местных бюджетов осуществляется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением. Что касается организации работы по исполнению непосредственно доходов местных бюдже­тов, то она осуществляется финансовыми и налоговыми органами, таможнями.

Объем городского бюджета за анализируемые периоды определялся без дефицита, что закреплено законодательством Республики Беларусь. Доходы городского бюджета складываются из налога на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога за переработку нефти, налога за пользование природными ресурсами, местных налогов и сборов.

Текущие налоговые доходы - основной доходный источник бюджета г. Новополоцка. В анализируемый период с 2002 по 2004 года наблюдается рост поступлений в государственные бюджетные целевые фонды; удельный вес капитальных доходов (неналоговых) составляет мене 1%.

Система местного самоуправле­ния, которая развивается в странах Западной Европы, основывается в экономическом плане на принципе субсидиарности, который предполагает распределение ресурсов в соответствии с возложенными законо­дательно или конституционно на мест­ные органы власти задачами. Таким образом, от самостоятельности местных ор­ганов власти, как в странах ЕС, так и в Беларуси, в проведении локальной экономической политики, от степени их финансовой автоно­мии зависят возможности в решении комплекса важнейших задач в области местных финансов.

характерными особенностями развития доходов бюджета на современном этапе стали: расширение сферы бюджетных отношений; более ши­рокая дифференциация категорий плательщиков;  включение в состав бюджета доходов целевых внебюджетных фондов; включение в со­став бюджета доходов и расходов свободных экономических зон; ускоренное развитие косвенного налогообложения; создание Казначейства в Беларуси; 

пути увеличения доходной базы местных бюджетов - реформирование отечественной налоговой системы; использование выгодного географи­ческого положения республики; упо­рядочение арендных отношений и по­вышение эффективности использова­ния недвижимости, принадлежащей государству; введение местных налогов и сборов; установление повышающих ко­эффициентов к ставкам земельного налога, увеличение ставок налога на не­движимость, экологического налога на добываемые ресурсы и др.

успех региональной политики в республике Беларусь во многом зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территорий.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.            Конституция Республики Беларусь

2.            Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Бела-русь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.98г. № 192-3.

3.            Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.91г. № 617-ХП .

4.            Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5.05.98 г. № 158-3.

5.            Закон Республики Беларусь   «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» от 24.12.01 г. № 104-З.

6.            Закон Республики Беларусь   «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» от 28.12.02 г. № 170-З.

7.            Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» от 29.12.2003 г. № 259-З.

8.            Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20.12.91 г. № 1323-ХП11.

9.            Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.94 г. № 3321-XII

10.       Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О госу-дарственном казначействе Республики Беларусь» от 16.12.93г. N 846.

11.       Приказ Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Правил составления и исполнения  республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование», 1999 г.

Информация о работе Доходы местных бюджетов на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета