Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Введение.
1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5
1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства
1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов
1.2. Доходы местных бюджетов.
1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.
1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.
2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.
2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.
2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка
3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов
3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества
3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60
По мнению заместителя заведующего финотделом и одновременно начальника бюджетной инспекции Малецкой Л, И. целесообразно так же вместо отчислений из фонда финансовой поддержки регионов повысить нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов. Увеличение количества работников отдела по планированию и экономическому анализу, по мнению Скаковской А. И. благотворно скажется на самом процессе планирования доходной части местного бюджета г. Новополоцка.
Проходящие в экономике трансформационные процессы усилили нагрузку на местные бюджеты, которые несут сегодня около 70% всех расходов государства на социально-культурную сферу, что требует нового подхода к проблеме укрепления их доходной базы, сокращения потока перераспределяемых средств, повышения заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений. Совершенствовать систему формирования местных бюджетов представляется возможным при изменении подходов к распределению Фонда финансовой поддержки административно-
Среди основных направлений совершенствования системы финансовой поддержки бюджетов главное место занимает внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи и стимулирующего характера финансовой поддержки.
Реализация целевой функции трансфертов - обеспечение возможности органам местного самоуправления в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и предоставление доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, вне зависимости от места их проживания. Не препятствуя при этом достижению:
1) экономической эффективности — формированию и поддержанию стимулов для региональных властей проводить структурные преобразования;
2) социальной справедливости—управлению общественными финансами от имени и в интересах населения при максимально эффективном использовании финансовых и иных ресурсов;
3) политической консолидации—достижению общественного согласия по вопросам распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.
При одних и тех же исходных данных и объеме ФФП выравнивание бюджетной обеспеченности может проводиться по двум принципам.
Первый — выравнивание до гарантированного минимума: бюджетная обеспеченность всех дотационных районов в результате распределения трансфертов повышается до одного и того же максимально возможного при заданном объеме ФФП уровня. В данном случае весь объем финансовой помощи концентрируется только в наименее обеспеченных районах, однако при этом они лишаются стимулов для саморазвития.
Решить эту задачу возможно через принцип экономической заинтересованности: распределение трансфертов проводится пропорционально доле участия районов в формировании показателей, которые служат критериями распределения. Данный вариант, способствуя выравниванию бюджетной обеспеченности, одновременно сохраняет различия в бюджетной исходной районов, что создает достаточно сильные стимулы для развития собственного налогового потенциала.
Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия властей-получателей к мобилизации бюджетных доходов, предлагается стимулирующий вариант распределения трансфертов, который заключается в следующем. ФФП разделяется на две части, каждая из которых распределяется по своим критериям: первая — по принципу гарантированного минимума, вторая — по принципу экономической заинтересованности.
Критериями распределения первой части фонда являются численность населения по районам и норматив минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя, который утверждается ежегодно Законом о бюджете. Задача этого показателя сводится к выравниванию расходных потребностей в регионах на основе оценки необходимых (минимальных) потребностей населения по статьям бюджетных расходов.
Проблема распределения второй части фонда, связанной со стимулированием экономической заинтересованности, состоит в определении объективных критериев, таких как: обобщающие показатели — валовой региональный продукт (ВРП), коэффициент доходности территории; частный показатель - налоговые ресурсы региона.
Таким образом, местные органы власти и управления должны постоянно искать дополнительные источники для удовлетворения местных потребностей, стремиться к сокращению нерациональных расходов, разрабатывать и утверждать мероприятия по экономии бюджетных средств. Причем все это должно иметь место во всех направлениях деятельности: строительном комплексе, сфере обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, социально-культурной сфере.
Все предложенные меры положительно скажутся на улучшении финансового обеспечения социально-экономического развития территорий, а также приведут к дальнейшему формированию на законодательном уровне равных условий финансирования учреждений, социальных программ, выплаты дотаций и преференций организациям, а также в конечном итоге приведут к увеличению доходов местных бюджетов, а соответственно повысят уровень управления местными финансами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы. В первую очередь они представлены местными бюджетами, которые являются финансовой базой местных органов власти.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета. Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими бюджетные потоки в процессе распределения государственных доходов и расходов,— межбюджетными отношениями.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся следующим образом:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
бюджеты областного уровня.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей — налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность.
В Республике Беларусь доходы бюджета каждой административно-
налогов,
других обязательных платежей,
иных поступлений.
В доходы местных бюджетов включаются средства целевых бюджетных фондов.
В составе доходов выделяют собственные источники доходов и дополнительные источники доходов. В местные бюджеты могут поступать также дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-
Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения, а именно таким городом и является г. Новополоцк) включают в себя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:
- текущие налоговые доходы;
- текущие неналоговые доходы;
- капитальные неналоговые доходы.
Содержанием бюджетного планирования является составление проектов республиканского и местных бюджетов, организация межбюджетных отношений. Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление местных бюджетов производится местными финансовыми органами. Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части местного бюджета за текущий год. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.
Исполнение местных бюджетов имеет целью обеспечить полное и своевременное поступление предусмотренных бюджетами доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами социально-экономического развития регионов при соблюдении строгого режима экономии. Исполнение местных бюджетов осуществляется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением. Что касается организации работы по исполнению непосредственно доходов местных бюджетов, то она осуществляется финансовыми и налоговыми органами, таможнями.
Объем городского бюджета за анализируемые периоды определялся без дефицита, что закреплено законодательством Республики Беларусь. Доходы городского бюджета складываются из налога на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога за переработку нефти, налога за пользование природными ресурсами, местных налогов и сборов.
Текущие налоговые доходы - основной доходный источник бюджета г. Новополоцка. В анализируемый период с 2002 по 2004 года наблюдается рост поступлений в государственные бюджетные целевые фонды; удельный вес капитальных доходов (неналоговых) составляет мене 1%.
Система местного самоуправления, которая развивается в странах Западной Европы, основывается в экономическом плане на принципе субсидиарности, который предполагает распределение ресурсов в соответствии с возложенными законодательно или конституционно на местные органы власти задачами. Таким образом, от самостоятельности местных органов власти, как в странах ЕС, так и в Беларуси, в проведении локальной экономической политики, от степени их финансовой автономии зависят возможности в решении комплекса важнейших задач в области местных финансов.
характерными особенностями развития доходов бюджета на современном этапе стали: расширение сферы бюджетных отношений; более широкая дифференциация категорий плательщиков; включение в состав бюджета доходов целевых внебюджетных фондов; включение в состав бюджета доходов и расходов свободных экономических зон; ускоренное развитие косвенного налогообложения; создание Казначейства в Беларуси;
пути увеличения доходной базы местных бюджетов - реформирование отечественной налоговой системы; использование выгодного географического положения республики; упорядочение арендных отношений и повышение эффективности использования недвижимости, принадлежащей государству; введение местных налогов и сборов; установление повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличение ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы и др.
успех региональной политики в республике Беларусь во многом зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территорий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Конституция Республики Беларусь
2. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Бела-русь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.98г. № 192-3.
3. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.91г. № 617-ХП .
4. Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5.05.98 г. № 158-3.
5. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» от 24.12.01 г. № 104-З.
6. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» от 28.12.02 г. № 170-З.
7. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» от 29.12.2003 г. № 259-З.
8. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20.12.91 г. № 1323-ХП11.
9. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.94 г. № 3321-XII
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О госу-дарственном казначействе Республики Беларусь» от 16.12.93г. N 846.
11. Приказ Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Правил составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование», 1999 г.