Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Введение.
1.Экономическая сущность доходов местных бюджетов..
1.1. Роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь………………………………………………………………………...5
1.1.1.Содержание и принципы бюджетного устройства
1.1.2.Организация бюджетного процесса. Содержание и назначение местных бюджетов
1.2. Доходы местных бюджетов.
1.2.1.Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.
1.2.2.Планирование и исполнение доходной части бюджета.
2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка за период с 2002 по 2004 гг.
2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.
2.2. Анализ структуры доходов бюджета г. Новополоцка.
2.3. Анализ налоговых доходов бюджета г. Новополоцка
3. Особенности развития и пути увеличения доходной части местных бюджетов
3.1. доходы местных бюджетов в странах Европейского Содружества
3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. .……………………………..60
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.
В течение последних нескольких лет соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.
Несмотря на относительное снижение налоговых поступлений развитию процесса бюджетизации финансовых ресурсов способствовал тот факт, что постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов.
Этот процесс получил дальнейшее развитие. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год", определено, что в составе местных бюджетов аккумулируются средства всех создаваемых внебюджетных фондов местных Советов депу- татов.
С этих пор формирование в составе бюджета большого количества целевых бюджетных фондов стало отличительной чертой современного бюджета. Так, в доходы местного бюджета включаются средства внебюджетных фондов, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами, а так же местные целевые бюджетные фонды. В 2003 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год»):
дорожный фонд;
фонд охраны природы;
жилищно-инвестиционные фонды;
фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В 2004 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»):
фонд охраны природы,
дорожный фонд,
жилищно-инвестиционные фонды,
часть средств государственного фонда содействия занятости
В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства почти всех государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые формируют значительную часть его доходов.
Характерной особенностью развития доходной части бюджета в условиях рыночных преобразований стала более широкая дифференциация категорий плательщиков. Так, наряду с предприятиями и объединениями государственной формы собственности, появились негосударственные формирования, что позволило расширить круг плательщиков налогов. Однако слабое развитие рыночных реформ не позволило увеличить поступления за счет этой части налогоплательщиков.
Согласно Концепции реформирования бюджета и бюджетного процесса Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики, разработанной Т.В. Сорокиной на стадии планирования в области планирования доходов бюджета целесообразно следующее:
1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта, переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения, разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов, усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
5. Совершенствование налогового планирования, оптимизация налоговой нагрузки.
6. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-
9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании налогообложения [12, с. 264].
Однако реформирование отечественной налоговой системы, направленное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приводит к сокращению доходов бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан республики требует значительных бюджетных расходов. Возникающая в исполнении бюджета напряженность в процессе собираемости доходов, создает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования расходов.
Что же касается непосредственно г. Новополоцка, то работа по увеличению доходной части бюджета ведется давно и плодотворно, об этом свидетельствует разработанная заведующей финансовым отделом городского исполнительного комитета Эстриной Т.В. концепция доходности территории.
В концепции учитывается совокупный эффект доходов — и юридических, и физических лиц, а также бюджета. Взаимное погашение затрат разных субъектов во внимание не принимается. Аналогом концепции доходности территории можно считать традиционный национальный доход, рассчитанный на уровне города. Концепция доходности — это ядро аналитического осмысления ситуации в городе [ 16 ].
В рамках концепции доходности городской территории разработчиком выделяются несколько основных видов поступлений:
1. Доходы бюджета местного самоуправления, которые являются достоянием всего общества, проживающего на территории муниципального образования. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией города. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств, поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
2. Доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории; амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций.
3. Прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на территории муниципального образования.
Эти каналы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем налогов и сборов, взимаемы с фонда заработной платы; чем выше прибыль предприятий, тем выше уровень занятости; чем больше наполнение городского бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития городской инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.
Один из основных индикаторов доходности городской территории — сумма поступлений в городской бюджет. С одной стороны, его наполнение напрямую характеризует доходность территории. С другой — в бюджете соединены разные доходы, они структурированы не по каналам доходности. Поэтому довольно трудно точно нарисовать полную картину доходности территории. Чтобы увеличить ее, надо вычленить каждый канал, определить, кто его контролирует и каким образом получает доход. Тогда этим каналом, можно эффективно управлять. Бюджет сегодня — только индикатор, позволяющий судить об уровне доходности территории.
Для его повышения требуются одновременные усилия по нескольким направлениям. По мнению Эстриной Т.В., ключевым направлением в нынешних условиях могут стать разработка и реализация следующего блока программ:
• привлечение инвестиций, инвестиционного маркетинга;
• эффективное управление муниципальной собственностью (в том числе недвижимостью);
• правовое регулирование землепользования и застройки;
• реализация социальных и культурных проектов;
• активизация организации муниципального заказа на конкурсной основе.
Успешность реализации этих программ может быть обеспечена за счет грамотного использования специфики конкретного региона. Четкий механизм финансового обеспечения позволяет осуществлять не только комплексное социально-экономическое развитие территории, но и эффективнее проводить региональную экономическую политику.
В последнее время ощущается недостаток средств на финансирование капитального строительства, ремонта объектов благоустройства, социальной сферы, жилого фонда местных Советов. Кардинальное решение проблемы — в более эффективном использовании бюджетного механизма. Определяющими принципами в данном случае должны стать:
• максимальное сокращение встречных финансовых потоков во взаимоотношениях республиканского и местных бюджетов;
• ясность, прозрачность и гласность межбюджетных отношений.
Что касается конкретных мероприятий, то представляется целесообразным дальнейшее развитие уже наметившихся тенденций. Так, в течение последних трех лет законодательством республики местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать ставки земельного и налога на недвижимость, что служит надежным источником дополнительного финансирования строительства, капитального ремонта объектов социальной сферы, благоустройства города.
Однако, воспользовавшись таким правом, местные Советы депутатов увеличат базовые показатели по данным доходным источникам на планируемый бюджетный год. То есть, предприятия данной территории получат дополнительную налоговую нагрузку. Сегодня Новополоцк, как и республика в целом, проводит малую приватизацию. Доходы от нее поступают в бюджет. Но, финансируя из этих средств социальную сферу, муниципалитеты не развивают инвестиционную часть бюджета. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо предпринять следующее:
1. Придать целевые назначения доходам, поступающим от увеличения ставок налогов на недвижимость, землю и экологию (в частности, по налогу на недвижимость — на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов социально-культурного назначения и объектов коммунальной собственности; по земельному налогу — на благоустройство территорий административной единицы, а по экологическому — на улучшение состояния воздушного и водного бассейнов, строительство объектов, способствующих охране окружающей природной среды. Непосредственно, по Новополоцку — это строительство мусороперерабатывающего завода).
2. При планировании доходов не включать в базовые данные средства от приватизации, придав им целевое назначение и предоставив право их использования местным органам на региональном уровне. Или же дифференцировать эти средства, используя часть на текущие расходы, а другую — на капитальные вложения.
3. Разрешить использование части средств местного целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов на возвратной основе, то есть посредством предоставления ссуд (эта мера благоприятна, так как в рыночных условиях хозяйствования при кризисных явлениях переходного периода многие предприятия оказались в стесненном финансовом положении: снизилась рентабельность их производства, произошло вымывание оборотных средств, возникли проблемы в расчетах. Предприятиям коммунальной собственности зачастую не хватает собственных средств на реконструкцию, капитальный ремонт объектов, приобретение техники, оборудования. Используя на эти цели собственные средства — амортизационные отчисления, прибыль, остающуюся в их распоряжении, фонд развития, а также средства бюджета в виде ассигнований из целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города, — они вполне смогут справиться с поставленными перед ними задачами). Причем в условиях ограниченности финансовых ресурсов средства бюджета должны направляться предприятиям, организациям не в виде субсидий, а посредством процентных или беспроцентных ссуд, в зависимости от их финансового положения, что повысит ответственность субъектов хозяйствования за их эффективное использование. Это отчасти будет похожим на поддержку государством отдельных предприятий через налоговые кредиты. Выиграют на этом и местные органы управления. С одной стороны, будет выполнена задача, поставленная перед предприятиями коммунальной собственности, а с другой — средства со временем будут возвращены в бюджет и снова использованы для финансирования других социально значимых мероприятий.
Категория доходы неразрывно связана с категорией расходы. И поэтому, сокращение нерациональных расходов — еще один весьма значимый источник финансирования социально-экономического развития. Но, с одной стороны, учитывая, что в последнее время бюджет имеет социальную направленность и его исполнение проходит достаточно сложно существующей уровень инфляции, вся экономия бюджетных средств в основном уходит на текущее финансирование. С другой стороны, экономия средств, включая и сокращение штатов органов управления, учреждений здравоохранения, образования, и в других отраслях приводит к уменьшению базы при планировании ассигнований на следующий год. Поэтому, экономия средств, полученных от сокращения расходов, должна, во-первых, оставаться в распоряжении территорий и учитываться при планировании, а, во-вторых, направляться на инвестиции. Таким образом, повысится заинтересованность местных органов власти и управления в экономии и сокращении расходов бюджета.