Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:34, контрольная работа
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия, форма концепций приватизации ………………….........6
1.1 Сущность и основные понятия приватизации в РФ…………………..6
1.2 Основные принципы и назначение приватизации в России…………9
1.3 Законодательная основа приватизации в РФ…………………………12
2. Особенности приватизации в РФ…………………………………………….15
2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента……………………………………15
2.2 Объекты и субъекты приватизации …………………………………..27
2.3 Способы приватизации и процесс развития направления в РФ…….44
2.4 Основные преимущественные цели и этапы приватизации в РФ…..49
2.5 Положительные и отрицательные итоги приватизации в России…..52
3.Практическая часть. Приватизация жилья в городе Уфа, РБ……………….58
3.1Описание объекта приватизации……………………………………....58
3.2 Процедурное сопровождение документационной формы приватизации жилья……………………………………………………………..61
3.3 Практические рекомендации и направления совершенствования приватизации жилья……………………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….....72
Список использованной литературы…………………………………………...75
Применение моделей, использующих критерии максимизации или минимизации значения из предоставленного множества, ограничено. Они весьма результативны, если управленческое решение принимается на уровне более высоком, чем уровень достижения результата. Например, на уровне региона по отношению к какому-либо объекту государственной собственности. Но в случае применения этих моделей существует риск неверного решения, связанный с неверно выбранным оптимизируемым показателем.
Исходя из одной из основных целей приватизации создание слоя частных собственников, весьма показательна для анализа динамика доходов бюджета, находящаяся в прямой зависимости от результатов деятельности предприятий территории. Эти доходы бюджета относятся к транзакционным издержкам хозяйствующих субъектов, действующих на территории. В частности, в качестве анализируемого показателя можно предложить использовать объем закрепленных налогов, взимаемых по итогам деятельности хозяйствующих субъектов:
Для анализа доходов государства от деятельности хозяйствующих субъектов В. Бандурин и В. Кузнецов предлагают математическую модель вида:
I = d*P + T
где I - доход государства; P - чистая прибыль хозяйствующего субъекта;
Т - налоговые и иные платежи в бюджет;
d - доля государства в имуществе хозяйствующего субъекта 0 < d < 1;
Для хозяйствующих субъектов в 100% частной собственности d = 0, для государственных предприятий d = 1.
Государственное регулирование деятельности акционерных обществ осуществляется двумя основными способами:
Можно рассчитать эффективность с точки зрения поступлений в бюджет прямого и косвенного государственного управления.
Эп = Д/ (ГП*АК),
где Д – дивиденды,
ГП – доля государственного пакета акций от величины уставного капитала,
АК – стоимость акционерного капитала
Эк = Н/ АК,
где Н – налоги,
АК – стоимость акционерного капитала.
Для анализа эффективности
деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, для принятия управленческих
решений на уровне региональной
администрации учеными Высшей школы приватизации и предпринимательства была предложена следующая методика расчета. На уровне территориальных комитетов по управлению государственным имуществом оценивается региональная эффективность управления собственностью. При этом
(Эрег) э max { Ээкон, Эсоц, Ээкол },
где Ээкон - экономическая эффективность хозяйствующих субъектов, приватизированных в данном регионе,
Эсоц и Ээкол - социальная и экологическая эффективность управления собственностью соответственно.
Целесообразно результаты управления государственной собственностью оценивать с учетом всех факторов, в том числе с точки зрения обеспечения достижения общегосударственных задач, то есть, по критериям стратегической, или программно - целевой эффективности.
Стратегической общегосударственной задачей, оформленной в виде национального проекта, является создание условий для обеспечения граждан России доступным и комфортным жильем. ОАО “Уфимское городское агентство ипотечного кредитования” создано в 1998 году в соответствии с Законом Республики Башкортостан ”Об республиканской государственной поддержке развития ипотечных отношений в жилищной сфере” от 03.05.1998 года №57 в целях увеличения темпов роста жилищного строительства, обеспечения доступности приобретения жилья, совершенствования механизма государственной поддержки развития ипотечных отношений в жилищной сфере обеспечения координации деятельности участников системы ипотечного кредитования в республики Башкортостан.
УГАИК выступает сервисным
агентом федерального агентства по ипотечному
жилищному кредитованию АИЖК. Региональные
операторы АИЖК в рамках национального
проекта “Доступное и комфортное жилье
гражданам России” являются инструментом
регулирования ипотечного
рынка в руках государства, выполняя при этом социальные функции и функции институтов развития.
По данным от 23.10.2007 года ОАО “УГАИК” выдало на территории республики Башкортостан 160 ипотечных кредитов на сумму 57 млн. рублей. УГАИК обеспечивает реализацию “Программы по развитию ипотечного кредитования на территории республики на период 2007 - 2011 года”, “Молодым семьям – доступное жилье”. ОАО “Уфимское городское агентство ипотечного кредитования”, разработало проект массовой жилой многоэтажной застройки общая площадь 83 тыс. кв. метра. Около 700 семей смогут купить новые квартиры по цене 17 тысяч рублей за кв. метр при средней стоимости жилья в республики 24 тысячи рублей за кв. метр. Высокое качество и низкая стоимость жилья обеспечиваются не за счет государственного финансирования, а за счет оптимизации издержек, внедрения новейших строительных технологий и использования современных схем ипотечного кредитования.
Таким образом, принятое на интуитивно - логическом уровне решение об исключении пакета акций ОАО “УГАИК” из плана приватизации имеет расчетное подтверждение:
(Эрег) э max { Ээкон, Эсоц, Эстрат}
Ээкон = 0, необходимо учитывать тот факт, что финансовые результаты деятельности общества могут улучшаться с ростом объема оказываемых услуг;
Эсоц - крайне мала и составляет процент числа квартир, разделенных на количество человек в Иркутской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Эстрат = 1
Используя множественную модель расчета эффективности, мы делаем выбор из множества значений методом максимизации. ОАО “Уфимское городское агентство ипотечного кредитования” имеет стратегическую значимость для реализации одной из общегосударственных задач “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” и соответственно представляется целесообразным сохранение его республиканской государственной собственности.
Несмотря на существование теоретических исследований по оценке эффективности управления государственной собственностью, институциональная база в данном направлении представлена крайне малым количеством законодательных актов как федерального, так и регионального значения. Так, в республики Башкортостан об эффективности управления государственными предприятиями судят по критерию наличия или отсутствия прибыли.
С учетом вышесказанного, предполагается необходимым для повышения эффективности приватизации государственных пакетов акций хозяйственных обществ, разработать методику определения показателя эффекта от управления и приватизации государственной собственностью, включающую критерии социальной, бюджетной и стратегической значимости.
Для объективной оценки доходов в республиканский бюджет необходимо учесть расходы, сопутствующие приватизации:
В Таблице 2. расположены данные показатели по структуризации затрат расходов на содержание Фонда и на организацию торгов.
Таблица 2.
Затраты на организацию торгов и содержание Фонда
Год |
Доходы от приватизации республиканского Государственного имущества тыс. рублей |
Поступления средств от прочих видов деятельности |
Затраты по прочим видам деятельности |
Смета расходов республиканского бюджета на содержание РГУ “Фонд имущества Республики Башкортостан” тыс. рублей |
2001 |
1 008 |
1 930 |
2007 |
2 201 |
2002 |
16 021 |
1 246 |
1588 |
2 300 |
2003 |
18 763 |
1 678 |
1726 |
2 362 |
2004 |
126 457 |
654 |
552 |
2 462 |
2005 |
82 494 |
268 |
282 |
2 651 |
2006 |
36 700 |
34 1-е п/г |
22 1-е п/г |
3 581 1-е п/г |
В представленной Фондом имущества информации отсутствуют данные о затратах на проведение торгов, осуществляемых по плану приватизации, что затрудняет проведение анализа в целом.
План приватизации объектов недвижимости реализован на 32,5%, только 3 объекта на сумму 36 700 тыс. руб. Зачислено в доход бюджета республики в 2007 году - 26326,9 тыс. руб.
Из включенных в прогнозный
план программу приватизации республиканского
государственного имущества в 2006 году,
ОГУП
“Республиканское жилищно-коммунальное хозяйство”, ОГУП “Уфимская оптово - снабженческая аптечная база”, ОГУП “Уфимский дорожный учебный центр”. По ряду причин оказалась лишь не готова к приватизации ОГУП “Дорожная служба города Уфы”. Стоимость активов 3 ГУП составляет 1 174 000 тыс. руб.
В таблице 3. Зафиксированы поступающие средства от приватизации на период с 2001 – 2007 года.
Таблица 3.
Средства, поступающие от приватизации 2001 – 2007 года
Год |
План (млн. руб.) |
С учетом изменений (млн.руб.) |
Факт (млн.руб) |
2000 |
1 | ||
2001 |
16 | ||
2002 |
18,8 | ||
2003 |
126, 5 | ||
2004 |
20 |
180; 112,6 |
82, 5 |
2005 |
121,5 |
49, 2 |
36,7 |
В соответствии с прогнозным планом программой приватизации республиканского государственного имущества на 2006 год, утвержденным законом республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года № 80, с учетом принятых Законодательным Собранием Республики Башкортостан в декабре 2006 года и в январе 2007 года изменений, приватизации подлежали:
Прогноз доходов от приватизации областного государственного имущества в 2006 году с учетом изменений должен был составить 49 199 тыс. рублей.
За отчетный период приватизированы на открытых торгах государственные пакеты акций ОАО “Бельский ДОК” 0,4% и ОАО “Сибайлеспром” 0,0004% на сумму 195,7 тыс. рублей.
Кроме того, реализован по цене 3,7 тыс. рублей неликвидный пакет акций ОАО “Ангара” 4,185%, находящегося в процедуре банкротства.
Всего за отчетный период от продажи государственных пакетов акций поступило в бюджет на территории республики 199,4 тыс. рублей.
Государственный пакет акций ОАО “Газподводстрой” в размере 11,29% внесен в оплату дополнительного выпуска акций ОАО “Газгарантсервис”, в целях сохранения государственной доли республики в размере 50% при увеличении уставного капитала общества.
В Таблице 4. Указаны объекты приватизации недвижимости в РБ на момент 2006 года, такие компаний как, ОАО “Бельский ДОК”, ОАО “Сибайлеспром”, ОАО “Уфимское городское агентство ипотечное кредитования”, ОАО “Газподводстрой”.
Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России