Организация государственной статистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правитель ства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государствен ного комитета Российской Федерации по статистике (Госком стат России), который является федеральным органом испол нительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

Файлы: 1 файл

Организация государственной статистики в России.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Организация государственной статистики в России.

 

В основу организации  статистической работы в России положены следующие принципы:

1)     централизованное руководство статистикой;

2)  единые организационное строение и методология;

3)  неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правитель ства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государствен ного комитета Российской Федерации по статистике (Госком стат России), который является федеральным органом испол нительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

В соответствии с государственным  устройством и админист ративно-территориальными образованиями Российской федера ции создана единая система государственной статистики, кото рая проводит работу по единым плану и методологии. Методо логия статистических показателей, формы, методы сбора и обра ботки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Система государственной  статистики находится в ведении  Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрыв ную связь  с органами государственного управления.

Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.       

Низовыми органами государственной  статистики являются городские и  районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по Статистике. Руководящим организационным и методологическим центром яв ляется Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой на учной методологии. При Председателе Госкомстата России дей ствует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.

Требования, предъявляемые  к собираемым данным, формы, виды и способы статистического наблюдения.

 

Статистическое  наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической  жизни, которое заключается в  регистрации отобранных признаков  у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной  статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического  наблюдения включает следующие этапы:

·                     Подготовка наблюдения;

·                     Проведение массового сбора данных;

·                     Подготовка данных к автоматизированной обработке;

·                     Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.      

 Любое статистическое  наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее  во многом будут зависеть надежность  и достоверность информации, своевременность  ее получения.

Подготовка статистического  наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать  и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового  сбора данных включает работы, связанные  непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются  причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно  определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой  совокупности. Для этого следует  указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных  элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент  объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1.

Организационные формы статистического наблюдения

Виды статистического  наблюдения

Способы статистического  наблюдения

по времени  регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

1. Статистическая отчетность

2. Специально  организованное наблюдение

3. Регистры

1. Текущее или  непрерывное

2. Прерывное:

а) периодическое;

б) единовременное.

1. Сплошное

2. Несплошное:

а) выборочное;

б) основного  массива;

в) монографическое

1. Непосредственное

2. Документальное

3. Опрос:

а) экспедиционный;

б) саморегистрации;

в) корреспондентский;

г)анкетный;

д) явочный.



Информация о работе Организация государственной статистики в России