Развитие видов государственного кредита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ МУСИН.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………

2

  1. Необходимость и сущность государственного кредита и

государственного долга………………………………………………………...

4

 
    1. Сущность государственного кредита……………………………………...

4

 
    1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………...

5

  1. Внутренний государственный кредит и государственный долг……………..

6

 
    1. Государственные займы, их виды и классификация……………………...

6

 
    1. Общая характеристика универсальных и специальных

федеральных займов………………………………………………………...

9

 
    1. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………...

18

 
    1. Государственные и муниципальные гарантии……………………………

22

  1. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ………………

22

Заключение…………………………………………………………………………

28

Список литературы………………………………………………………………...

30


 

Введение

Государственный кредит и  его регулирование являются одной из наиболее сложных и актуальных проблем современной российской экономики. Более того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного долга в значительной степени сконцентрированы не только проблемы чисто экономического характера, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном мире, с ее экономической и политической независимостью.

Наша страна многие годы не сталкивалась с проблемой внешнего долга, после отказа СССР платить  по так называемым «царским долгам». Вопросы функционирования экономики, отягощенной крупной государственной задолженностью, стали чрезвычайно актуальными для России в начале 90-х годов XX века. Эта проблема остается актуальной и в настоящее время в условиях трансформирующейся Российской экономики.

Проводимая в докризисные годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост в стране.

Актуальность отмеченных проблем определила основные направления  исследования места и значения государственного кредита в современных условиях.

В советский период на названных  проблемах внимание ученых и практиков  не концентрировалось, т.к. названные  категории не соответствовали социалистической идее, а в практике, в основном, использовались косвенные формы  государственных заимствований.

В современных публикациях  проблемы государственного кредита  достаточно широко освещены, в частности, в трудах А.Вавилова, Ю.Вавилова, Б.Златкис, А.Илларионова, О.Карелина, А. Саркисянца, Б.Хейфеца, и других экономистов.

Государственный кредит, являясь  составной частью финансовой системы  любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя  собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Особое значение в современных  условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные  заимствования являются важнейшим  инструментом экономической политики государства, формирующим государственный  долг. Государственное кредитование также активно используется в  качестве инструмента регулирования  экономики с целью поддержания  тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях  отдельных социально значимых предприятий  и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире.

Цель данной работы состоит  в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном  этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России. 

  1. Необходимость и сущность государственного кредита и государственного долга
    1. Сущность государственного кредита

Финансовое благополучие любого государства основывается на своевременной и полной мобилизации  доходов бюджета. Государство, как  аппарат управления обществом, нуждается  в денежных средствах. Большая часть  этих средств поступает в бюджет через систему налогов. Кроме  того, государство может привлекать дополнительные финансовые ресурсы, формируя их на кредитной основе. Таким источником ресурсов выступает государственный кредит.

Необходимость использования  государственного кредита для нужд государства вытекает из противоречий между величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить  их за счет доходов бюджета. Доходы государства заданы в виде уровня налогообложения, установленного законодательством. Расходы имеют тенденцию к  росту, особенно если государство переживает политический или экономический  кризис.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических  отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми  организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности  и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

В более узком смысле под  государственным кредитом понимают совокупность распределительных отношений  по мобилизации государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений для  финансирования потребностей государства  сверх текущих возможностей.

Государство может использовать заемные средства при нормальном ходе экономических процессов, например, связанных с сезонностью, несовпадением поступления налогов с периодом расходов и т.д. Однако, чаще всего привлечение дополнительных ресурсов требуется при возникновении тяжелого финансового положения государства (война, спад производства и другие причины, приводящие к бюджетному дефициту).

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают  в распоряжение государства и  превращаются в дополнительные финансовые ресурсы. Через определенный период времени позаимствованные ресурсы  должны быть возвращены с процентами. Источником для погашения кредита  являются налоговые поступления.

Основной формой государственных  доходов являются налоги. Заимствования  же не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.

При осуществлении кредитных  операций государство может выступать заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Иногда государство само может оказаться в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования бюджетных ссуд. Когда государство берет на себя обязательства за погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, оно является в этом случае гарантом.

    1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Основным (или капитальным) государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В условиях кризиса экономики  правительству для покрытия огромных государственных расходов не хватает  налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ  правительства от использования  на эти цели кредитов Центрального банка привел к тому, что их место  заняли внешние и внутренние займы. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований  существенно возрос государственный  долг России как внешний, так и  внутренний.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономки, особенно для устойчивого  денежного обращения.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг - это долг своему населению. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

В современных условиях внутренний государственный долг создается, прежде всего, не как финансовый, а как  политический инструмент, с помощью  которого правительство создает  общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства.

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга  ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги, кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых, и предоставляется кредит. Кроме того, если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 - 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно - их предоставляют неохотно, под более высокие проценты, требуя поручительств и залоги.

Различают краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) государственный долг. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать  основную сумму долга с высокими процентами. Такую задолженность  можно пролонгировать, но эта операция связана с высокими процентами.

В соответствии со статьей 98 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства РФ по обязательствам третьих лиц; переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

  1. Внутренний государственный кредит и государственный долг
    1. Государственные займы и их классификация

Государственные займы считаются  одной из наиболее цивилизованных форм покрытия бюджетного дефицита. Реальным источником возвращения государственных  займов и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми вперед. По своей экономической природе государственные займы, не представляя доход государства, служат той же цели, что и доходы государства.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам.

В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы  подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.

Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России