Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.
Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30
Государственные внешние
заимствования могут
Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые иностранные и связанные кредиты.
Несвязанные (финансовые) иностранные кредиты представляют собой форму финансирования, предусматривающую предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств в иностранной валюте на возвратной, возмездной основе без определения целей их расходования.
Целевой иностранный кредит – это форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также многочисленные нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ, услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения средств международных финансовых организаций на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ, услуг, преимущественно на конкурсной основе, в целях осуществления инвестиционных проектов или проведения структурных реформ.
Внешние кредиты являются формой государственных заимствований, не предполагающей выпуск ценных бумаг, т.е. несекъюритизированной формой. В связи с этим, переход права требования по таким займам затруднен, либо полностью невозможен. Следовательно, на протяжении всего времени кредита в качестве кредитора выступает одно и то же заранее известное лицо или государство. При этом основным преимуществом является относительная безопасность заемщика от концентрации прав требований в руках нежелательных лиц. С другой стороны, естественным продолжением такого преимущества является и наиболее явный недостаток, заключающийся в ограничении возможностей реструктуризации такой формы задолженности. Кроме того, секъюритизированная форма заимствований имеет свои специфические преимущества (существенно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и т.д.), которых лишена несекъюритизированная форма заимствований.
Поэтому в современном финансовом мире доля данной формы заимствований сокращается. Кроме того, заметно сокращение доли этой формы заимствований с ростом экономики страны-реципиента. Кредиты в настоящее время в наибольшей степени присущи для наиболее слаборазвитых стран мира.
Для современной России кредиты долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Однако с начала 2000-х гг. доля этих форм заимствований тоже резко сократилась (как вследствие секъюритизации части долга, так и вследствие замещения ценными бумагами несекъюритизированных займов). В данном случае следует говорить, прежде всего, о том, что выбор формы заимствований все более и более зависит от предпочтений имеющихся и потенциальных кредиторов. В мировом же масштабе большинство инвесторов в настоящее время предпочитают инвестировать в ценные бумаги. Кредиты и несекъюритизированные займы используются наиболее активно при осуществлении кредитования крупнейшими международными финансовыми институтами, финансирующими развивающиеся страны. На внутренних рынках данная форма используется крайне редко.
Среди всех видов кредитов, наиболее активно используемых в последние годы, главными являются синдицированные кредиты.
Очевидные преимущества синдицированного кредитования состоят в следующем:
- возможность привлекать одновременно, в рамках одного кредитного договора, финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений (банков);
- высокая гибкость условий кредитования, как для кредитора, так и для заемщика;
- продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению трансакционных издержек.
Синдицированные кредиты
особенно активно применяются при
заимствованиях на внешних рынках.
В настоящее время, с ростом процессов
глобализации мировой финансовой системы,
возможности привлечения
Синдицированные кредиты классифицируются по срокам и по схеме кредитования.
По срокам кредитования в настоящее время сформировались устойчивые тенденции увеличения доли среднесрочных кредитов.
Согласно схемам кредитования можно выделить два основных вида синдицированных кредитов: срочный (кредит с фиксированным сроком погашения) и автоматически возобновляемый кредит.
Тенденции развития синдицированного кредитования свидетельствуют о повышении роли кредитных линий, а также новых, более гибких форм кредитования, соединяющих преимущества ранее используемых схем.
Кроме кредитной формы внешние заимствования могут осуществляться в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в иностранной валюте.
Внешние государственные
и муниципальные ценные бумаги называются
международными ценными бумагами. Рынок
международных облигаций в
Еврооблигации – это облигации государств и компаний, деноминированные в евровалютах и предназначенные для размещения среди инвесторов, являющихся резидентами различных стран, но оперирующих на еврорынке. Как правило, еврооблигации – это среднесрочные, или долгосрочные ценные бумаги. В структуре выпущенных и обращающихся в настоящее время еврооблигаций подавляющая часть приходится на долгосрочные облигации – около 80% рынка.
Для того чтобы осуществить успешное размещение еврооблигаций, эмитент должен получить свой кредитный рейтинг от одного из ведущих мировых рейтинговых агентств.
Проблема неурегулированной внешней задолженности России после распада СССР в течение длительного времени препятствовала ей стать полноправным участником международного рынка капиталов. В ходе осуществления программы социально- экономических реформ Правительства Российской Федерации в 1994-1996гг. произошло укрепление платежного баланса страны и национальной валюты, резко снизилась инфляция, а также была сформирована единая систем управления госдолгом. Все эти достижения позволили Российской Федерации добиться укрепления доверия со сторон кредиторов. Страна вновь обрела репутацию обязательного плательщика, что позволило подойти к возможности привлечения иностранных кредитных ресурсов.
В 1996 г. в Российском Министерстве финансов была проведена большая работа по сбору и обработке информации, необходимой для получения международного кредитного рейтинга сразу в трех ведущих рейтинговых агентствах, которые в начале октября объявили о результатах своего анализа. И уже в ноябре 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1320 о выпуске внешнего облигационного займа. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на сумму 1 млрд. долл. За ним последовали другие займы. Высшей точкой на еврооблигационном рынке по праву считается десятилетний заем на сумму 2 млрд. долл., размещенный в июне 1997 г.
Переоформление Россией
части внешнего долга в еврооблигации,
наряду с сокращением объема внешнего
долга, привело к увеличению доли
еврооблигаций в структуре
В соответствии с формами
внешних заимствований
- объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
- объема основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК РФ).
В бывшем СССР практически все международные расчеты в иностранной валюте осуществлял Внешторгбанк, который аккумулировал международные обязательства и требования страны. В результате развала к 1992 г. системы международных расчетов в условных валютах Внешэкономбанк (преемник ВТБ в части обслуживания внешнего долга и управления финансовыми активами) разделил всех контрагентов на две группы: административно управляемые (государственные) и неуправляемые контрагенты.
К первой группе были отнесены резиденты бывшего СССР и страны-члены СЭВ, участвовавшие в системе расчетов с использованием переводного рубля, а также различных клиринговых валют. Ко второй – нерезиденты, с которыми расчеты производились в свободно конвертируемых и приравненных к ним валютах. Этим были заложены принципы деления кредиторов на три основные группы:
-официальные кредиторы, входящие в Парижский клуб кредиторов и не входящие в него;
-кредиторы – коммерческие банки (члены Лондонского клуба);
-кредиторы по коммерческой (не гарантированной правительствами) задолженности – признанной Правительством России и не признанной Правительством России.
В первую группу долгов были включены кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии иностранных правительств, или кредиты, застрахованные государственными страховыми организациями.
Ко второй группе долгов
были отнесены межбанковские кредиты,
предоставленные
Третью группу долгов – коммерческую – РФ признала позднее. При этом критерий определения признанной и непризнанной задолженности близок к аналогичным условиям Лондонского клуба.
В результате началось формирование
современной структуры
Заключение
Государство как хозяйствующий субъект является полноценным участником кредитных отношений, которые опосредуют движение денежных средств от кредитора к заемщику на условиях возвратности и возмездности. При этом государство может выступать и в роли кредитора и в роли заемщика. Государственный кредит функционирует на тех же принципах, что и кредит в целом.
Государственный кредит тесно
связан с категорией государственного
долга. Увеличение заимствований государством
ведет к росту государственного
долга. Под государственным долгом
Российской Федерации понимаются ее
долговые обязательства перед
Относительная самостоятельность государственного кредита выражается в том, что он тесно связан с бюджетом как элемент межбюджетных отношений, основной источник покрытия дефицита бюджетов и инструмент международных кредитных отношений. Поэтому в России основы государственного кредита регламентируются не только нормами гражданского права, но и в значительной мере нормами бюджетного права.
Кроме общефинансовых механизмов и инструментов в процессе государственного кредитования применяется такой специальный инструментарий, как формы и методы заимствований, виды бюджетных кредитов, виды обеспечения бюджетных кредитов и займов, виды государственных облигаций и других долговых ценных бумаг и др.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может становится важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Однако беспредельная активность государства (как в России до августовского кризиса 1998 г.) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производственного использования и тем самым, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.
В свете продолжающегося и в настоящее время роста неорганизованных сбережений населения, особенно в Евро и долларах США, Правительству РФ следовало бы активнее использовать опыт дореволюционной и нэповской России. Традиционным успехом среди российских граждан пользовались ценностно-устойчивые и процентно-выигрышные займы. В частности, золотые и валютные займы могут оказать хорошую услугу в деле мобилизации на государственные нужды неорганизованных валютных и рублевых сбережений населения. Процентно-выигрышные займы в отличие от выигрышных или процентных (дисконтных) гарантируют каждому держателю облигаций не только получение твердого дохода, но и сохраняют надежду на получение большого выигрыша. Сочетание гарантий в получении твердого дохода и игрового момента по процентно-выигрышным займам всегда находило отклик среди частных инвесторов.
Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России