Развитие видов государственного кредита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ МУСИН.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Государственные внешние  заимствования могут осуществляться в следующих формах:

  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в иностранной валюте.

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые иностранные и связанные кредиты.

Несвязанные (финансовые) иностранные кредиты представляют собой форму финансирования, предусматривающую предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств в иностранной валюте на возвратной, возмездной основе без определения целей их расходования.

Целевой иностранный кредит – это форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также многочисленные нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ, услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в стране кредитора.

Нефинансовые  кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения средств международных финансовых организаций на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ, услуг, преимущественно на конкурсной основе, в целях осуществления инвестиционных проектов или проведения структурных реформ.

Внешние кредиты являются формой государственных заимствований, не предполагающей выпуск ценных бумаг, т.е. несекъюритизированной формой. В связи с этим, переход права требования по таким займам затруднен, либо полностью невозможен. Следовательно, на протяжении всего времени кредита в качестве кредитора выступает одно и то же заранее известное лицо или государство. При этом основным преимуществом является относительная безопасность заемщика от концентрации прав требований в руках нежелательных лиц. С другой стороны, естественным продолжением такого преимущества является и наиболее явный недостаток, заключающийся в ограничении возможностей реструктуризации такой формы задолженности. Кроме того, секъюритизированная форма заимствований имеет свои специфические преимущества (существенно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и т.д.), которых лишена несекъюритизированная форма заимствований.

Поэтому в современном финансовом мире доля данной формы заимствований сокращается. Кроме того, заметно сокращение доли этой формы заимствований с ростом экономики страны-реципиента. Кредиты в настоящее время в наибольшей степени присущи для наиболее слаборазвитых стран мира.

Для современной России кредиты  долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Однако с начала 2000-х гг. доля этих форм заимствований тоже резко сократилась (как вследствие секъюритизации части долга, так и вследствие замещения ценными бумагами несекъюритизированных займов). В данном случае следует говорить, прежде всего, о том, что выбор формы заимствований все более и более зависит от предпочтений имеющихся и потенциальных кредиторов. В мировом же масштабе большинство инвесторов в настоящее время предпочитают инвестировать в ценные бумаги. Кредиты и несекъюритизированные займы используются наиболее активно при осуществлении кредитования крупнейшими международными финансовыми институтами, финансирующими развивающиеся страны. На внутренних рынках данная форма используется крайне редко.

Среди всех видов кредитов, наиболее активно используемых в последние годы, главными являются синдицированные кредиты.

Очевидные преимущества синдицированного кредитования состоят в следующем:

- возможность привлекать одновременно, в рамках одного кредитного договора, финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений (банков);

- высокая гибкость условий кредитования, как для кредитора, так и для заемщика;

- продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению трансакционных издержек.

Синдицированные кредиты  особенно активно применяются при  заимствованиях на внешних рынках. В настоящее время, с ростом процессов  глобализации мировой финансовой системы, возможности привлечения синдицированного кредитования в целом увеличиваются, что и обусловило увеличение объемов  синдицированных кредитов.

Синдицированные кредиты  классифицируются по срокам и по схеме  кредитования.

По срокам кредитования в  настоящее время сформировались устойчивые тенденции увеличения доли среднесрочных кредитов.

Согласно схемам кредитования можно выделить два основных вида синдицированных кредитов: срочный (кредит с фиксированным сроком погашения) и автоматически возобновляемый кредит.

Тенденции развития синдицированного кредитования свидетельствуют о  повышении роли кредитных линий, а также новых, более гибких форм кредитования, соединяющих преимущества ранее используемых схем.

Кроме кредитной формы  внешние заимствования могут  осуществляться в форме государственных  займов, осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ в иностранной  валюте.

Внешние государственные  и муниципальные ценные бумаги называются международными ценными бумагами. Рынок  международных облигаций в настоящее  время один из крупнейших секторов мирового финансового рынка. В настоящее  время для эмитентов наибольший интерес представляет рынок еврооблигаций.

Еврооблигации – это облигации государств и компаний, деноминированные в евровалютах и предназначенные для размещения среди инвесторов, являющихся резидентами различных стран, но оперирующих на еврорынке. Как правило, еврооблигации – это среднесрочные, или долгосрочные ценные бумаги. В структуре выпущенных и обращающихся в настоящее время еврооблигаций подавляющая часть приходится на долгосрочные облигации – около 80% рынка.

Для того чтобы осуществить  успешное размещение еврооблигаций, эмитент  должен получить свой кредитный рейтинг  от одного из ведущих мировых рейтинговых  агентств.

Проблема неурегулированной  внешней задолженности России после  распада СССР в течение длительного  времени препятствовала ей стать  полноправным участником международного рынка капиталов. В ходе осуществления  программы социально- экономических  реформ Правительства Российской Федерации в 1994-1996гг. произошло укрепление платежного баланса страны и национальной валюты, резко снизилась инфляция, а также была сформирована единая систем управления госдолгом. Все эти достижения позволили Российской Федерации добиться укрепления доверия со сторон кредиторов. Страна вновь обрела репутацию обязательного плательщика, что позволило подойти к возможности привлечения иностранных кредитных ресурсов.

В 1996 г. в Российском Министерстве финансов была проведена большая  работа по сбору и обработке информации, необходимой для получения международного кредитного рейтинга сразу в трех ведущих рейтинговых агентствах, которые в начале октября объявили о результатах своего анализа. И уже в ноябре 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1320 о выпуске внешнего облигационного займа. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на сумму 1 млрд. долл. За ним последовали другие займы. Высшей точкой на еврооблигационном рынке по праву считается десятилетний заем на сумму 2 млрд. долл., размещенный в июне 1997 г.

Переоформление Россией  части внешнего долга в еврооблигации, наряду с сокращением объема внешнего долга, привело к увеличению доли еврооблигаций в структуре долга, что увеличило долю более жестких обязательств.

В соответствии с формами  внешних заимствований образуется государственный внешний долг Российской Федерации. Он складывается из:

- объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

- объема основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК РФ).

В бывшем СССР практически  все международные расчеты в  иностранной валюте осуществлял  Внешторгбанк, который аккумулировал  международные обязательства и требования страны. В результате развала к 1992 г. системы международных расчетов в условных валютах Внешэкономбанк (преемник ВТБ в части обслуживания внешнего долга и управления финансовыми активами) разделил всех контрагентов на две группы: административно управляемые (государственные) и неуправляемые контрагенты.

К первой группе были отнесены резиденты бывшего СССР и страны-члены  СЭВ, участвовавшие в системе  расчетов с использованием переводного  рубля, а также различных клиринговых  валют. Ко второй – нерезиденты, с  которыми расчеты производились  в свободно конвертируемых и приравненных к ним валютах. Этим были заложены принципы деления кредиторов на три  основные группы:

-официальные кредиторы, входящие в Парижский клуб кредиторов и не входящие в него;

-кредиторы – коммерческие банки (члены Лондонского клуба);

-кредиторы по коммерческой (не гарантированной правительствами) задолженности – признанной Правительством России и не признанной Правительством России.

В первую группу долгов были включены кредиты, предоставленные  иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии иностранных  правительств, или кредиты, застрахованные государственными страховыми организациями.

Ко второй группе долгов были отнесены межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку, а также валютные векселя авалированные или гарантированные им. Интересы этой группы кредиторов представлял Лондонский клуб, объединявший более 600 коммерческих банков мира.

Третью группу долгов –  коммерческую – РФ признала позднее. При этом критерий определения признанной и непризнанной задолженности близок к аналогичным условиям Лондонского  клуба.

В результате началось формирование современной структуры международных  кредитных отношений России, в  первую очередь в части задолженности  по внешним займам и кредитам. 

Заключение

Государство как хозяйствующий  субъект является полноценным участником кредитных отношений, которые опосредуют движение денежных средств от кредитора  к заемщику на условиях возвратности и возмездности. При этом государство может выступать и в роли кредитора и в роли заемщика. Государственный кредит функционирует на тех же принципах, что и кредит в целом.

Государственный кредит тесно  связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права.

Относительная самостоятельность  государственного кредита выражается в том, что он тесно связан с  бюджетом как элемент межбюджетных отношений, основной источник покрытия дефицита бюджетов и инструмент международных  кредитных отношений. Поэтому в  России основы государственного кредита  регламентируются не только нормами  гражданского права, но и в значительной мере нормами бюджетного права.

Кроме общефинансовых механизмов и инструментов в процессе государственного кредитования применяется такой специальный инструментарий, как формы и методы заимствований, виды бюджетных кредитов, виды обеспечения бюджетных кредитов и займов, виды государственных облигаций и других долговых ценных бумаг и др.

Мобилизуемые с помощью  государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный  кредит являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может становится важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Однако беспредельная активность государства (как в России до августовского кризиса 1998 г.) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производственного использования и тем самым, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.

В свете продолжающегося  и в настоящее время роста неорганизованных сбережений населения, особенно в Евро и долларах США, Правительству РФ следовало бы активнее использовать опыт дореволюционной и нэповской России. Традиционным успехом среди российских граждан пользовались ценностно-устойчивые и процентно-выигрышные займы. В частности, золотые и валютные займы могут оказать хорошую услугу в деле мобилизации на государственные нужды неорганизованных валютных и рублевых сбережений населения. Процентно-выигрышные займы в отличие от выигрышных или процентных (дисконтных) гарантируют каждому держателю облигаций не только получение твердого дохода, но и сохраняют надежду на получение большого выигрыша. Сочетание гарантий в получении твердого дохода и игрового момента по процентно-выигрышным займам всегда находило отклик среди частных инвесторов.

Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России