Развитие видов государственного кредита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ МУСИН.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Облигации этих займов являются именными, бездокументарными, процентными, размещаются на добровольной основе и не подлежат выходу на вторичный  рынок. Номинальная стоимость облигаций составляет 1 млн. рублей (с 1.01.1998 г. 1000 руб.), выплата дохода осуществляется 1 раз в год. Этот финансовый инструмент рассчитан на пенсионные, паевые и др. фонды, имеющие возможность инвестировать средства на долгосрочной основе.

Займы для физических лиц. Основой названной группы займов являются:

- Российский внутренний выигрышный займ 1992 г.

- Целевые займы, чеки и вклады;

- Государственные долговые товарные обязательства

- Гарантированные сбережения населения.

Российский  внутренний выигрышный займ был выпущен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №549. С 1 октября того же года поступили в обращение облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. На эти облигации обменивались облигации выигрышного займа 1982 г., не предъявленные к обмену долговые обязательства выкупались. Государственный долг Российской Федерации перед населением сформировался преимущественно за счет признания долгов, доставшихся от бывшего СССР. В странах с рыночной экономикой денежные средства населения являются главной составляющей инвестиционных ресурсов для экономического развития и формирования фонда заимствованных средств государственных органов.

Заем 1992 г. был выпущен  сроком на 10 лет на сумму 5 млрд. неденоминированных рублей каждый. Номинальная стоимость  облигаций — 1000 и 500 рублей (облигация  с номиналом 500 рублей является половиной  полной облигации). Доходность займа  — 15% годовых и весь доход выплачивается  в форме выигрышей. За весь период обращения займа выиграют 32% всех облигаций, остальные будут погашены по номинальной стоимости. Погашение займа проводилось в течение 2 лет до 1 октября 2004 г.

    1. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты

Одной из форм государственного кредита являются бюджетные ссуды и бюджетные кредиты. Они выражают отношения по поводу оказания финансовой помощи предприятиям, организациям и бюджетной системе за счет бюджетных средств на условиях срочности, возвратности и платности.

Бюджетные ссуды отличаются от банковских ссуд тем, что оказывают  финансовую помощь на другие цели, на иных условиях и по другим принципам. Они  не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки важных для  государства экономических структур.

Развитие системы бюджетного кредитования было вызвано следующими причинами:

• приватизацией государственной и муниципальной собственности, приведшей к изъятию из денежного оборота предприятий значительной части прибыли и оборотных средств, а также в связи с системой льгот, предоставленных трудовым коллективам в ходе приватизации;

• обесценением собственных оборотных средств вследствие инфляционных процессов;

• физически и морально изношенным оборудованием, требующим притока инвестиционных ресурсов;

• дефицитом бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• другими причинами.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между  кредитами коммерческих банков и  бюджетными ассигнованиями. С одной  стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже обычных (как правило, в размере  одной трети или одной четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ). Бюджетные  ссуды выдаются в основном по специальным  распоряжениям правительства в  соответствии с бюджетным законодательством.

До недавнего времени  эта форма государственного кредита  не имела широкого распространения, однако по мере нарастания трудностей в бюджетной системе бюджетные  кредиты заняли прочное место  в финансировании бюджетных расходов.

В Бюджетном Кодексе РФ дано понятие бюджетного кредита  и бюджетной ссуды.

Под бюджетным кредитом понимают форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Под бюджетной ссудой понимают бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной основе, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные кредиты предоставляются  юридическим лицам, как государственной формы собственности, так и юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

В качестве заемщиков средств  федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

5) отдельные категории граждан.

В соответствии со ст. 76 БК бюджетный  кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, может быть выдан только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства возврата кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение должно иметь высокую степень ликвидности.

Возврат предоставленных  кредитов юридическим лицам, а также  плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный  кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые  не имеют просроченной задолженности  по ранее предоставленным бюджетным  средствам на возвратной основе.

Обязательное условие  предоставления бюджетного кредита - проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. До 2001 г. Российская Федерация активно использовала бюджетные кредиты для поддержки отдельных отраслей экономики, в первую очередь, сельского хозяйства и угольной промышленности. Затем программы кредитования стали сворачиваться, и в настоящее время федеральный бюджет предоставляет кредиты предприятиям в крайне ограниченных пределах.

Причинами отказа от широкого использования бюджетного кредитования стали низкая эффективность выданных кредитов и массовый невозврат средств по ним. Агентом Правительства по возврату выданных кредитов были назначены Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Последний работает с задолженностью по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК и потребительской кооперации, первый — с задолженностью по всем остальным кредитам.

Получатели бюджетного кредита  обязаны его вернуть в установленный  срок с уплатой процентов за его  пользованием. Кроме того, они должны предоставить отчет об использовании бюджетного кредита.

Бюджетные ссуды являются одной из форм финансовой помощи вышестоящих бюджетов – нижестоящим. Эти ссуды предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта федерации. Кассовые разрывы средств возникают в связи с сезонным характером поступлений либо затрат. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектами РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Если бюджетная ссуда  не погашена до конца финансового  года, то ее погашение осуществляется за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта федерации  из федерального бюджета на следующий  год. Если бюджет субъекта федерации  не получает финансовой помощи в следующем  году, то ссуда возвращается за счет отчислений от федеральных налогов  и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта федерации.

Субъекты РФ также могут  оказывать финансовую помощь местным  бюджетам в виде бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов в аналогичном  порядке.

Анализ практики использования  бюджетных ссуд показал низкую их эффективность. Бюджетные ссуды  и бюджетные кредиты, как правило, не возвращались, часто использовались не по назначению. Примером могут служить  кредиты, выданные АО «КАМАЗ» в 1993-1996 годах федеральным бюджетом, по которым  в 1999 году осуществляется реструктуризация задолженности путем новации  долга, на сумму имеющейся задолженности, с передачей в федеральную  собственность облигаций, конвертируемых в акции АО «КАМАЗ» с последующим увеличением доли собственности Российской Федерации в его уставном капитале. Именно неудовлетворительная платежная дисциплина по бюджетным ссудам заставила правительство предпринять ряд мер по ее укреплению.

С 1998 г. в сфере бюджетного кредитования введена система санкций. За нецелевое использование предприятиями  и организациями средств федерального бюджета взимается штраф в  размере двойной действующей  ставки рефинансирования Центрального банка России. В 1999 году эта система  продолжает действовать в соответствии с федеральным Законом «О федеральном  бюджете на 1999 год». За несвоевременный  возврат средств сокращается  или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в  том числе предоставление отсрочек налоговых платежей. За просроченную уплату основной суммы долга, а также  процентов по нему, взимается пеня в размере одной трехсотой  действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Возврат  бюджетных ссуд приравнивается к платежам в федеральный бюджет. По этой причине в Законе о федеральном бюджете РФ регулярно поднимается вопрос о реструктуризации задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом.

    1. Государственные и муниципальные гарантии

Самостоятельной формой государственного кредита являются долговые обязательства, гарантированные Российской Федерацией.

Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Важным обстоятельством при выдаче гарантий является ее письменная форма, иначе гарантия считается недействительной.

В государственной или  муниципальной гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, включающие его наименование (например, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), а также  наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта, и сумма  гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарант по государственной или муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность  в дополнение к ответственности  должника по гарантированному обязательству.

Если получатель гарантии не исполняет своих обязательств по платежам, то это делает за него гарант, с последующим возмещением сумм оплаты в полном объеме.

Государственные гарантии на очередной финансовый год могут  быть выданы в рамках верхнего предела  общей суммы государственных  гарантий. Общая сумма предоставленных  гарантий РФ включается в состав внутреннего  и внешнего долга как вид долгового  обязательства.

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Традиционно государство  гарантировало вклады населения  в Сберегательном банке, страховые  взносы по накопительному страхованию  в системе Госстраха.

  1. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ

Внешние заимствования мобилизуют средства иностранных кредиторов в  валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внешние заимствования РФ как «займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте».

Государство не может бесконтрольно  осуществлять государственные заимствования. Их объем ограничивается определенными  пределами. Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса предельные объемы государственного внешнего долга, а также пределы  внешних заимствований на очередной  финансовый год утверждаются Федеральным  законом о Федеральном бюджете  на очередной год.

Предельный объем государственных  внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Исключение составляет превышение внешних заимствований только в  случае проведения реструктуризации государственного долга, приводящей к снижению расходов на его обслуживание.

Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России