Развитие видов государственного кредита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ МУСИН.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ) выпускаются в документарной  форме, являются государственными ценными  бумагами на предъявителя, предоставляют  их владельцам право на получение  в соответствии с условиями выпуска  каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости  облигации.

Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица, которые  по законодательству Российской Федерации  являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями  выпуска отдельных серий займа.

В течение 1995-1998 гг. ОГСЗ предполагалось выпустить и разместить в объеме до 10 трлн. рублей десятью сериями  по 1 трлн. рублей каждая. Номинал ОГСЗ был установлен в размере 100 и 500 тыс. рублей. Эмитентом выступило Министерство финансов. Каждая серия выпускалась  сроком на 1 год.

Первоначально облигации  этого займа, предназначенного, главным  образом, для размещения среди населения, выпускались в документарной (бумажной) форме. Их владельцами могли быть кроме физических лиц (включая нерезидентов), банки и другие юридические лица. По мере организации электронных  биржевых торгов ОГСЗ превратились в  безналичную ценную бумагу.

Обслуживание этого займа  Министерство финансов поручило банкам, которые были уполномочены для реализации облигаций. Поскольку требовалась сложная работа с населением, нужны были достаточно крупные банки с большим штатом работников и развитой филиальной сетью. Для размещения ОГСЗ проводились специальные тендеры (закрытые конкурсы).

Победителем этих тендеров стал Сбербанк, Оргбанк и несколько десятков других московских банков и финансовых компаний. Особенное положение Сбербанка заключалось в том, что он стал не только основным банком-дилером, осуществлявшим куплю-продажу облигаций, но и платежным агентом Минфина по выплате держателем облигаций процентного дохода по купону.

В 1995 году было размещено 3 серии  облигаций государственного сберегательного  займа в объеме 3 трлн. рублей, в 1996 году - 7 серий в объеме 7 трлн. рублей (объем каждой серии составлял 1 трлн. рублей). С января по апрель 1997 г. было размещено еще три серии облигаций  в объеме 5 трлн. рублей. Очевидно, что  главной причиной подобных действий Министерства финансов является огромный дефицит бюджета, образовавшийся за последние годы. Поэтому, учитывая социальную напряженность в стране, правительство  пыталось найти средства на погашение  задолженности по заработной плате  и пенсиям. «Живые» деньги в основном собирались на рынке ГКО, ОФЗ, ОГСЗ. Учитывая, что привлекать деньги только на рынке ГКО было нельзя, в связи  с его краткосрочностью и временным  завершением пирамиды (т.к. основная масса денег уходила на обслуживание долга по ГКО), часть капиталов  перетекла на рынок ОГСЗ.

Основными покупателями ОГСЗ стали банки, а не население, как  это планировалось первоначально. Главной причиной такого положения  явилось то, что заем не дошел  в предполагавшихся размерах до массового  инвестора – физических лиц. Процедура  выпуска и обращения ОГСЗ оказалась  благотворной для концентрации основной массы облигаций в инвестиционных портфелях оптового покупателя. Поэтому  заем не выполнил своего назначения: привлечь средства населения к решению  финансовых проблем государства  и обеспечить надежной защитой сбережения физических лиц. Кроме того, ОГСЗ были созданы в расчете на средства населения, причем на средства, так  называемого среднего класса, а, как  известно, эта категория граждан  в РФ еще окончательно не сформировалась.

Недостатком ОГСЗ также явилось  то, что они выступили средством  перелива государственных средств в финансово-банковскую сферу, а не в реальный сектор экономики. И, наконец, высокая доходность по ценным бумагам имела следствием пирамидальную структуру, что, в конечном счете, отразилось на рядовых инвесторах после 17 августа 1998 года.

Золотые сертификаты. Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов. В соответствии с «Основными условиями продажи золота» золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов.

Номинал сертификата составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для  держателя представлял собой  разницу между ценой покупки  и ценой погашения. Держателями  могли быть юридические и физические лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов коммерческие банки обязаны были получить специальную лицензию Центрального банка России. Срок действия сертификата - один год. Доход по сертификатам гарантировался Министерством финансов РФ на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США плюс 3 %. Министерством финансов РФ и Росдрагметом 15 сентября 1994 г. был утвержден порядок выдачи золотых слитков владельцам золотых сертификатов при их погашении.

Процентный доход по сертификатам исчислялся и выплачивался ежеквартально. Золотые сертификаты являлись государственной  ценной бумагой с плавающей процентной ставкой, т.к. сумма процентных выплат зависела от изменений процентной ставки ЛИБОР. Это были индексируемые, антиинфляционные бумаги в силу их связи с золотом. Однако рынок золотых сертификатов создавался достаточно трудно. Функционирование вторичного рынка так и не сложилось, т.к. перепродажа сертификатов носила случайный характер. Причем, если продажа  их на первичном рынке осуществлялась с премией Минфина, то на вторичном  они в основном продавались с  дисконтом.

Рынок золотых сертификатов был самым вялотекущим сектором рынка государственных ценных бумаг. К моменту своего погашения Минфину удалось разместить лишь около 10 % общей суммы эмиссии.

Среди причин неудачного функционирования можно назвать следующие: во-первых, возможность погашения облигаций  золотом превратилось в проблему, т.к. для операций с ним нужна  специальная лицензия, а она была не у всех банков; во-вторых, непригодность  для широкого инвестора в связи  с большим номиналом; в-третьих, слабая нормативная база его функционирования (золотой сертификат в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной  ценной бумагой, а его доля в размере 100 гр. - такого статуса не имела). Наконец, не проявили интереса к сертификатам иностранные инвесторы, в связи  с величиной золотого запаса страны на тот момент.

Специальные Федеральные займы. Второй значительной группой займов являются специальные займы. Они реализуются либо среди населения, либо только среди организаций.

К займам, распространяемым только среди юридических лиц относятся:

- Государственный республиканский займ РСФСР 1991 г.

- Государственный внутренний валютный облигационный займ (ОВВЗ);

- Государственный валютный облигационный займ Российской Федерации 1996 г.;

- Казначейские векселя;

- Казначейские обязательства;

- Векселя Министерства Финансов РФ;

- Облигации государственных нерыночных займов.

Государственный республиканский займ РСФСР 1991 г. был выпущен в соответствии с утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР 30 сентября 1991 г. условий его выпуска. Этот заем был выпущен сроком на 30 лет общим объемом 80 млрд. неденоминированных рублей. Процентный доход установлен на уровне 15 % годовых, с выплатой дохода один раз в год. Обслуживание займа возложено на Банк России.

Государственный внутренний валютный облигационный  займ (ОВВЗ) был выпущен в соответствии с утвержденными 15 марта 1993 г. Правительством РФ условий его выпуска. Целью выпуска названного займа явилось урегулирование задолженности бывшего СССР перед российскими клиентами обанкротившегося Банка внешнеэкономической деятельности, когда были официально заблокированы счета его клиентов. В январе 1992 года президиум Верховного Совета РСФСР выпустил постановление, в котором гарантировал возвращение российским респондентам их валютных средств, замороженных в результате банкротства ВЭБа. Тогда же было принято принципиальное решение о выпуске внутреннего валютного займа, облигации которого предполагалось раздать юридическим лицам – клиентам ВЭБа. В целом за 15 лет государство выплатит по этому займу свыше 10 млрд. долларов, причем купонные платежи составят около 21 процента. В настоящее время ОВВЗ – одна из самых значительных по объему эмиссий государственных ценных бумаг. Займ выпущен на документарной основе, с доходностью 3 % годовых. Распределение и выдачу облигаций осуществлял Внешэкономбанк.

Государственный валютный облигационный займ Российской Федерации 1996 г. был выпущен в целях получения средств для погашения валютной коммерческой задолженности России. Объем эмиссии составил 3,5 млрд. долл. Форма облигаций и условия их эмиссии были максимально приближены к действующему валютному займу 1993 г.

Казначейские  векселя появились на рынке государственных заимствований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. в связи с недостатком денежных средств для финансирования бюджетных расходов. Векселя выпускались сроком на 1 год. Вексельная сумма одного казначейского векселя составляла 14 млн. рублей, а сумма бюджетной задолженности, на которую оформлялся вексель, равнялась 10 млн. рублей.

Владелец казначейского  векселя мог использовать его  для расчетов со своими поставщиками, но мог и сдать в банк для  получения «живых денег». В условиях, когда все организации испытывали большую потребность в денежных средствах, казначейские векселя котировались на низком уровне. Поэтому первые получатели векселей несли большие потери. Полную вексельную сумму (14 млн. руб.) получал только конечный владелец ценной бумаги. В результате использования казначейских векселей произошел перелив финансовых ресурсов из реального сектора экономики в финансовый.

Пытаясь исправить положение, Правительство РФ разрешило Минфину использовать новый финансовый инструмент - казначейские обязательства.

Казначейские  обязательства появились в обращении с 1994 года. По мнению многих экспертов, эти обязательства являются беспрецедентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке появился гибрид, обладающий одновременно свойствами:

• векселя;

• государственной ценной бумаги;

• налогового освобождения;

• средства расчетов.

В конце октября 1994 года было выпущено Положение Минфина №140 о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств. Эти бумаги уже не назывались векселями, а получили название казначейских обязательств. Это было вызвано тем, что вексель является безусловным обязательством заплатить, в то время как погашение казначейских обязательств, требует, чтобы данная бумага участвовала в определенном количестве расчетов между предприятиями, т.е. получила от одного до пяти индоссаментов. Как видим, на первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступали в качестве платежного средства, которое должно было решать проблему неплатежей.

Затем, после получения  определенного количества передаточных надписей, они могут продаваться  любому юридическому лицу, т.е. поступают на открытый рынок как государственные ценные бумаги с высоким уровнем доходности. В 1995 году доходность по ним достигала от 220 до 350 процентов годовых. Наиболее важным фактором, который влиял на доходность казначейских обязательств дальних серий, являлась перспектива получения по ним налоговых освобождений. Схема, по которой крупные предприятия добивались освобождений, обычно следующая: в уполномоченный депозитарий подается заявление с просьбой о погашении казначейских обязательств налоговыми освобождениями. После того, как это заявление визируется, оно может выступать в качестве налогового освобождения.

Кроме того, что казначейские обязательства соединяли в себе свойства многих финансовых инструментов, в их обращении участвовало большое количество субъектов российской экономики. Прежде всего, заинтересованной стороной здесь выступало государство, так как оно получило возможность отсрочить свои выплаты по долгам бюджета. Кроме того, оказалось возможным более равномерно разнести по времени выплаты бюджета. При правильном графике погашения казначейских облигаций и управлении их сроками, с учетом колебаний в бюджетных поступлениях, можно было бы избежать волн дестабилизации финансовой сферы.

Рынок казначейских обязательств сложился осенью 1994 - зимой 1995 года. Первые торги прошли 8 декабря 1994 года, а в 1995 году этот рынок стал вторым по объему после рынка ГКО.

В 1996 г. под давлением МВФ  эмиссия казначейских обязательств была прекращена, т.к. они несли для экономики несколько серьезных негативных моментов.

Мировая практика показывает, что бюджетный дефицит финансируется  за счет выпуска облигаций или  казначейских векселей. Нигде не эмитируются  налоговые освобождения, т.к. заранее  известно, что они будут размещены  с дисконтом по причине более  низкой ликвидности по сравнению  с деньгами. Если их получателями будут  бюджетные организации, то они понесут  убыток от дисконта, т.е. недофинансируются, а сумма недофинансирования будет  переадресована снова на бюджет. Если же получателями будут коммерческие структуры, то они пойдут по пути завышения  цен на свою продукцию, чтобы компенсировать дисконт.

Использование схем с налоговыми освобождениями не дает государству  никаких выгод, более того, снижает  долю «живых» денег в бюджете  и дает широкие возможности для  злоупотреблений.

Практика использования  денежных суррогатов показала, что  их доля в налоговых доходах с  сентября 1996 по март 1997 год резко  возросла и составила 42 % в налоговых  доходах.

По этим причинам выпуск казначейских обязательств был прекращен с 1996 г., а их суммарная эмиссия составила свыше 29 трлн. неденоминированных рублей.

Векселя Минфина РФ начали выпускаться с 1 сентября 1995 г. Выпуск этого финансового инструмента был обусловлен целью переоформления задолженности по централизованным кредитам организаций АПК, а также организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера. Векселя Минфина выпускались в документарной форме, со сроком обращения 10 лет, с доходностью 10 % годовых. Погашение векселей производилось в течение 8 лет начиная с 1 сентября 1998 года по 31 августа 2005 г.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения, утвержденными Правительством РФ 21 марта 1996 г.

Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России