Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе общего состояния долговых отношений в РФ на современном этапе развития страны и рассмотрении истории становления и развития видов государственного кредита в современной России.
Введение…………………………………………………………………………… 2
1. Необходимость и сущность государственного кредита и
государственного долга………………………………………………………... 4
1.1. Сущность государственного кредита……………………………………... 4
1.2. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы………………………………………………………………………... 5
2. Внутренний государственный кредит и государственный долг…………….. 6
2.1. Государственные займы, их виды иклассификация……………………... 6
2.2. Общая характеристика универсальных и специальных
федеральных займов………………………………………………………... 9
2.3. Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты………………………………... 18
2.4. Государственные и муниципальные гарантии…………………………… 22
3. Внешние государственные заимствования, внешний долг РФ……………… 22
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………... 30
По признаку держателей государственных ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные.
Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц.
Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями.
Выпуск же универсальных
займов способствует более успешному
проведению заемных операций, поскольку
возможные промахи в
В зависимости от источника
заимствований или места
По отношению к вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные займы свободно
продаются и покупаются на первичном
и вторичном рынках, таких займов
— большинство. Они играют решающую
роль в обеспечении государства
дополнительными финансовыми
Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердодоходные.
Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.
По выигрышным займам весь
доход держатели облигаций
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.
Беспроцентные выпуски займов не предусматривают выплату доходов инвесторам.
Беспроигрышные займы
предусматривают выплату
По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.
По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.
По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.
По займам с постоянным
купонным доходом получаемый доход
устанавливается заранее в
В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, и рентные.
Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность существенного понижения процента, государство может выпустить облигации с правом их досрочного погашения.
По рентным займам государство
принимает на себя обязательство
в конкретные сроки выплачивать
определенный доход на затраченный
капитал без обязательства
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.
По методам размещения займы подразделяются на: добровольные, принудительные, добровольно-принудительные.
Добровольные займы свободно
обращаются на финансовом рынке. Принудительные
займы размещаются среди
Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.
По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными.
Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.
К универсальным федеральным займам относятся:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации федеральных займов (ОФЗ);
- государственный сберегательный заем РФ.
Государственные
краткосрочные бескупонные
Эмитентом ГКО является Минфин РФ. По срокам обращения – это краткосрочные долговые обязательства Российской Федерации. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.
Номинальная стоимость первоначально была определена 100 000 рублей, но впоследствии составила 1 000 000 рублей. Погашение производилось в безналичной форме путем перечисления номинальной стоимости государственных краткосрочных бескупонных облигаций их владельцам на момент погашения. Доходом по ГКО была разница между ценой реализации и ценой покупки. ГКО существуют на безбумажной основе, каждый их выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Владельцами ГКО являются юридические и физические лица.
Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществляются через Банк России или уполномоченные организации - дилеров.
На начальной стадии развития рынка ГКО объемы эмиссии росли быстро. Для этого были объективные причины. С самого начала перед этим финансовым инструментом были поставлены не только локальные, но и общие для всего фондового рынка задачи, связанные с безэмиссионным финансированием бюджетного дефицита, финансировать который за счет кредитов Центрального банка было уже невозможно. За счет нарастающей эмиссии государственных ценных бумаг финансировался бюджетный дефицит, выплачивались заработная плата и социальные пособия, связывалась избыточная денежная масса, давившая на рынок. В таких условиях создание рынка ГКО оказало стабилизирующее влияние на макроэкономику.
Рынок государственных ценных бумаг стал одним из важных механизмов сдерживания инфляции.
Постепенно он оказался своеобразной «тихой гаванью», которая поглотила капиталы, переместившиеся с рынка корпоративных ценных бумаг. В течение 1997 года они были практически единственным реальным внутренним источником финансирования бюджетного дефицита. За их счет было покрыто свыше 40 % бюджетного дефицита. Однако постепенно все большая часть выручки от реализации облигаций стала уходить на погашение задолженности по предыдущим выпускам ГКО и к концу 1997 года затраты по обслуживанию долга превысили доходы от продажи ценных бумаг.
Опыт других стран показывает, что есть определенный предел использования ценных бумаг типа ГКО для покрытия бюджетного дефицита. Этот предел составляет, как правило, 20-25% в общем объеме государственного долга. В России же они имели преобладающий вес. Кроме того, ситуация осложнилась высокой доходностью государственных ценных бумаг. Завышение доходности ГКО послужило базой для установления доходности других ценных бумаг: ОФЗ, КО, ОГСЗ, а также ряда муниципальных ценных бумаг. В итоге произошло общее завышение доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, что отрицательно сказалось на стоимости обслуживания государственного долга.
В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам и в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО – ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО – ОФЗ. Работа по реструктуризации была плавно заменена новацией по государственным ценным бумагам, осуществляемой согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря № 1787-р. В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. В установленные сроки эти выпуски ГКО были погашены.
В 2000 году была осуществлена эмиссия ГКО на сумму 30,0 млрд. руб. Результаты аукциона полностью удовлетворили эмитента. Это означало, что рынок ГКО постепенно начал восстанавливаться.
Облигации федеральных займов являются среднесрочной или долгосрочной государственной ценной бумагой. Выпуск ОФЗ регламентируется постановлением Правительства № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 года.
Облигации федеральных займов
(ОФЗ) выпускаются в документарной
форме с обязательным централизованным
хранением. По срокам обращения они
могут быть среднесрочными или долгосрочными.
Владелец имеет право на получение
при их погашении суммы основного
долга (номинальной стоимости), а
также дохода в соответствии с
условиями выпуска в виде процента,
начисляемого на номинальную стоимость
облигаций. Генеральным агентом
по обслуживанию выпусков облигаций
федеральных займов является Банк России.
Владельцами облигаций
Введение на рынок нового финансового инструмента было связано с попыткой Минфина продлить срок государственных заимствований. Причем новый инструмент не должен был быть таким же дорогим, как «длинные» ГКО. Кроме того, введение ОФЗ было вызвано тем, что к середине 1995 года сумма задолженности по ГКО превысила 3 трлн. руб., что для краткосрочных ценных бумаг достаточно много.
Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые могут являться резидентами и нерезидентами.
Владелец облигации имел право на получение по ОФЗ основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемого при погашении выпуска, и купонного дохода. Для каждого отдельного выпуска ОФЗ оговаривалась величина купонного дохода, размер которого рассчитывался отдельно для каждого купонного периода. Купонный период составлял, как правило, 91 или 182 дня.
Минфин РФ по согласованию с ЦБ РФ утверждал условия отдельных выпусков ОФЗ, которые содержали:
■ периодичность выпусков;
■ объем и срок каждого выпуска;
■ тип облигаций федерального займа (именные или на предъявителя);
■ порядок и форму выплаты доходов и погашения;
■ порядок признания выпуска состоявшимся;
■ номинальную стоимость;
■ размер, периодичность выплаты процентов.
Учет облигаций ОФЗ каждого выпуска осуществлялся в виде записей по счетам «депо». Таким образом, Генеральные условия выпуска и обращения ОФЗ и ГКО аналогичные, за исключением начисления дохода и срока заимствований.
Если доход по государственным краткосрочным обязательствам получается в виде дисконта, то облигации федеральных займов имеют доход, который выплачивается в виде процента к номинальной стоимости.
Первый аукцион по размещению ОФЗ состоялся в июне 1995 г. Объем выпуска составил 1 трлн. рублей. Срок обращения 378 дней. На аукционе было продано 57 % предложенных к выпуску облигаций на сумму 570 млрд. рублей. Доходность составила около 64 % годовых, что соответствовало уровню доходности ГКО. Затем объемы продаж увеличились.
В последующем процент по другим выпускам ОФЗ был значительно выше и привязывался к уровню доходности по ГКО.
Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ). Для активного привлечения средств населения с целью покрытия бюджетного дефицита и обеспечения сохранности сбережений населения было принято постановление правительства о выпуске в обращение государственного сберегательного займа РФ. Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. №т812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».
Информация о работе Развитие видов государственного кредита в России