Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:01, лекция

Краткое описание

Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Файлы: 1 файл

приватизац.docx

— 25.90 Кб (Скачать)

     Приватизация  в России — приватизация, процесс  передачи государственного имущества  Российской Федерации в частную  собственность, который осуществлялся  в России с начала 1990-х годов (после  распада СССР) и сопровождался  исключительным уровнем насилия, коррупции  и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими  в то время ключевые позиции в  правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную  собственность.

     Приватизация  часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства  и их родственниками. С приватизацией  связывают появление в России олигархов, слишком сильное и  несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть  населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В  народе даже её стали называть «прихватизация».

     Со 2 августа 1997 г. официально вступил в силу новый закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций необходимо выделить следующие: акцент (уже в самом названии) не на предприятия, а на имущество (имущественные доли государства); в программе приватизации предусмотрены список приватизируемых в течение года объектов (зависит от текущей конъюнктуры) и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена (их можно приватизировать только на основании федерального закона); расширен набор методов приватизации (за счет легализации уже имевшей место продажи производных ценных бумаг); льготы работникам предприятий возможны (скидка 5-10% продажной цены акций и др.), но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер; стоимость "имущественных комплексов" определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости; введены коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, а инвестиционные конкурсы отменены; восстановлено понятие "аренда с выкупом", но "по рыночной стоимости".

     Некоторые наблюдатели связывают начало третьего – после "чекового" и "денежного" – этапа приватизации, с понятием "индивидуальный проект". Хотя этот термин и не был легализован в  новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства  в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства  РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях.

     В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).

     С точки зрения дальнейших системных  преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. – финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства..

     Третий  этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа  Счетной палаты РФ он называется также  этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной  собственностью.

     Некоторые эксперты предлагают считать началом  этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 года (вступил  в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают  нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского  дефолта 1998 года. 

     На  третьем этапе основным нормативным  актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства  РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о  его выполнении в Госдуму. Президент  РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. 

     За  десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс  госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

        Некоторые авторы выделяют с  1997 г. и третий этап приватизации (после “чекового” и “денежного”), считая его специфической чертой  отказ от фискальной направленности, переход от массовой приватизации  к индивидуальным проектам с  акцентом на эффективное использование  приватизированного имущества. Начало  этапа связывают с новым Федеральным  законом “О приватизации государственного  имущества и об основах приватизации  муниципального имущества в Российской  Федерации”, подписанном Президентом  21 июля 1997 г. Однако не все экономисты  считают возможным выделять третий  этап приватизации, поскольку изменения  в экономической политике середины 1997 г. не носили качественного  характера. Действительно, отныне  правительством и органами ГКИ  ежегодно составлялись списки  выставляемых на продажу предприятий,  что делало приватизацию “штучной”. Теперь цена “имущественного комплекса” определялась не только его уставным капиталом и балансовой оценкой, но и рыночной стоимостью. Все это позволяло продать объект гораздо дороже.

        В результате проведенных в  России преобразований к концу  1990-х годов произошли радикальные  изменения в структуре собственности.  В 1998 г. к государственной (федеральной,  муниципальной) собственности относились 12,5% предприятий, к частной —  73,1; в собственности общественных  организаций находилось 5,7; к смешанной  принадлежали 8,7% хозяйственных объектов. В 1998 г. негосударственный сектор  произвел свыше 2/3 ВВП, доля  государства в акционерном капитале  большинства предприятий перестала  играть ключевую роль. Российскую  экономику отличает более высокая,  чем в развитых макросистемах,  концентрация собственности. Там  крупным считается пакет в  5-10% акций, в нашей же стране  внешний акционер, являющийся крупнейшим  владельцем акций, обладает в среднем пактом в 26-35%. Причем размер минимального пакета акций для крупного акционера не является обратно пропорциональным размеру хозяйственного объекта; наоборот, на сверхкрупных предприятиях концентрация собственности выше.

         

     2.1 Особенности проведения приватизации  за рубежом

     разгосударствление  приватизация собственность

     В США, где невелика доля государственного сектора, основные изменения в отношениях собственности связаны со слияниями, поглощениями и дроблениями корпораций. По этой причине масштабы приватизации в США (в сравнении с другими  странами) невелики, а наибольший интерес  представляют различные факты привлечения  работников к участию в управлении и собственности (иногда называют термином «рабочая собственность»).

     «Рабочая  собственность» – отражение нового подхода к отношениям между наемными работниками и владельцами корпорация: размер пакета акций, принадлежащих  персоналу корпораций, постоянно  увеличивается. Одновременно увеличивается  доля институциональных инвесторов (пенсионных и паевых инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.) в структуре собственности акционерных  предприятий.

     В целом в США сложилось 4 механизма  формирования «рабочей собственности»:

     - покупка акций своей компании  в индивидуальном порядке (у  брокера);

     - внутрифирменные программы покупки  акций работниками (в том числе  опционы);

     - программы развития акционерной  собственности рабочих и служащих («ESOP»);

     - программа «401-К» и аналогичные  ей (программы участия в будущих  прибылях, программы премирования  акциями).

     Преимуществами  участия наемных работников в  собственности компании являются следующие:

     - приобретение акций наемными  работниками является способом  финансирования корпораций;

     - владение акциями позволяет получать  их владельцам дополнительных  доход (в виде дивидендов);

     - закрепление пакета акций в  собственности наемных работников  минимизирует риск враждебных  поглощений;

     - возможность общими силами добиться  улучшения работы компании на  основе участия в управлении.

     В Великобритании, несмотря на проведение лейбористами национализации в некоторых  крупных отраслях, основа экономики  оставалась рыночной с преобладанием  частной экономической деятельности и существованием хорошо развитой банковской и финансовой инфраструктуры. В этих условиях консервативное правительство  М. Тэтчер, начиная с 1979 г., сочло целесообразным продажу акций госпредприятий. Открытое предложение ценных бумаг продолжалось в течение нескольких лет, что дало рынку возможность осуществить операции на сумму более 134 млрд. долл.

     В конечном итоге приватизация охватила такие предприятия, как “Кейбл энд  Уайрлесс”, “Бритиш Петролеум”, “Бритиш  Телекоммюникейшнз”, “Бритиш Стил”, “Бритиш Эйруэйз”, “Бритиш Гэс”, а также ряд электроэнергетических  фирм и предприятий коммунального  хозяйства. Полагаясь целиком на рыночные стимулы и не прибегая к  выпуску ваучеров, Великобритания более  чем удвоила число индивидуальных акционеров – с 4 млн. в 1983 г. до почти 10 млн. в 1995 г.

     Хотя  британская приватизация в целом  была далека от совершенства и сопровождалась многочисленными злоупотреблениями, тем не менее общепризнано, что результатом ее стало повышение эффективности, сокращение числа занятых и усиление конкуренции между приватизированными предприятиями.

     Приватизация  во Франции. Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х  и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами  той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими  политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную  первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы [6].

     Приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

     У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе  не означает «ухода» государства  из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной  собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить  в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для  соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной  собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия  по приватизации тщательно и порой  долго готовились, просчитывались различные  варианты и возможности, а в послеприватизационный  период государство продолжало наблюдать  за деятельностью переданных в частные  руки предприятий с тем, чтобы  не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Информация о работе Приватизация в России