Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия, форма концепций приватизации ………………….........6
1.1 Сущность и основные понятия приватизации в РФ…………………..6
1.2 Основные принципы и назначение приватизации в России…………9
1.3 Законодательная основа приватизации в РФ…………………………12
2. Особенности приватизации в РФ…………………………………………….15
2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента……………………………………15
2.2 Объекты и субъекты приватизации …………………………………..27
2.3 Способы приватизации и процесс развития направления в РФ…….44
2.4 Основные преимущественные цели и этапы приватизации в РФ…..49
2.5 Положительные и отрицательные итоги приватизации в России…..52
3.Практическая часть. Приватизация жилья в городе Уфа, РБ……………….58
3.1Описание объекта приватизации……………………………………....58
3.2 Процедурное сопровождение документационной формы приватизации жилья……………………………………………………………..61
3.3 Практические рекомендации и направления совершенствования приватизации жилья……………………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….....72
Список использованной литературы…………………………………………...75

Файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ готовая.docx

— 783.38 Кб (Скачать)

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики,
  • Вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия области в хозяйственных товариществах и обществах,
  • Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии областных предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и социальных условий и безусловно их выполнять,
  •  
  • Создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест,
  • Обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества,
  • Восстановление активного функционирования фондового рынка,
  • Рациональное пополнение доходной части бюджета, 
    усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:

  1. Подготовка областного имущества к приватизации, включающая в себя контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества, контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество,
  2. Непосредственная   реализация   приватизационных   процедур, предусматривающая анализ условий выполнения инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по  
  3. условиям коммерческих конкурсов, и анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже имущества,
  4. Выполнение новым собственником взятых обязательств, которое включает в себя разработку системы показателей пост приватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов и контроль за обязательным соблюдением системы показателей пост приватизационного развития предприятий. Пост приватизационный контроль государства должен сопровождаться пост приватизационной поддержкой предприятий.

Такая поддержка может включать в себя:

  • Государственную поддержку квалифицированными кадрами,
  • Консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг,
  • Организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и заполнении новых ниш на соответствующем рынке.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по - разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, приватизируя огромное государственное имущество, а кто - то не видел смысла в приватизации и не участвовал в ней. Мнение общества многократно, поэтому изложить в общей форме удается сложно, но имеется возможность к рассмотрению, общих черт итогов приватизации в РФ.

 

    1. Положительные и отрицательные итоги приватизации в России

 

По своему содержанию, российская приватизация носила бесценный характер не только по своим масштабам. В странах с развитой рыночной  

экономикой, где передача государственного имущества в частные руки решала задачу повышения эффективности предприятий, в РФ приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, другими словами, решить задачи изменения экономической базы общества.

В начале 1992 года, несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной приватизации, государственная форма собственности оставалась доминирующей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Всего в 1991 - 1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году - до 112,6 тыс.

По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2005 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий Черный Л.С.

Количественная динамика приватизации государственных и муниципальных унитарных объектов в 90-х годах указана на Рисунке 1:

 

Рисунок 3. Общее число приватизированных предприятий, а также предприятий федеральной собственности

 

Анализ приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд позитивных, так и негативных моментов.

Основными негативными чертами являются следующее:

Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском “Золотой акции”.

  1. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
  2. Преимущественно бесплатный способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  3. Административное установление высоких заданий по срокам и объемам приватизации.
  4. По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

Положительным результатом следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.

Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики.

Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением  

минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.

Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

  • Приватизация проводилась, сколько по Указам, нежели по Законам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества,
  • Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти, незаконным путем,
  • Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел,
  • Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников,
  • При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность,
  • Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условий. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате, возникли слои мелких и крупных собственников. Экономическая приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования  

этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно - правовых форм в России еще значителен.

О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

Слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание безработицы. Перестройка экономики привела в итоге к расширению в количественной форме безработицы. До сих пор наблюдается и рост ее средней продолжительности.

Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.

 

 

На рисунке 4. к анализу итогов приватизации в России в рисуночной форме указан материал возможных негативных последствий приватизаций.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4: Возможные негативные последствия приватизации в России

 

Исходя из данного нынешнего положения РФ, в работе к рассмотрению предоставляются материалы практической работы, исследовательского характера. В главе приведены основные моменты приватизации, охватывающий узкий рынок работы с недвижимостью на примере республики Башкортостан, города Уфа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ УФА, РБ

    1. Описание объекта приватизации

 

13 СЛАЙД. В данной работе описанием объекта приватизации является нежилое помещение цокольного этажа девяти этажного жилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Октябрьский район, ул. Российская 45/1.

Объект находится не по далеко от центра города, с хорошей проходимостью населения. В данном здании на первом этаже расположены малые и средние отраслевые компании, такие как “Аптека. ру” – служба заказов аптечного ассортимента, “Берегиня” – магазин розничных продаж, “Лолита” – магазин белья и колготок, “Стэфф” – ломбард, а также сеть магазинов различных видов оказания услуг и продажи товара.

Наименование объекта: нежилые помещения цокольного этажа девятиэтажного жилого здания.

Местонахождение объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьского района, ул. Российская 45/1.

Форма собственности объекта: муниципальная собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АВ № 830602 от 16.09.2010 года, кадастровый номер: 02-04-01/282/2010-184.

Основные характеристики объекта из технического паспорта:

  • инвентарный номер 30662 от 21.12.2009 г.
  • общая площадь - 117,1 кв. м.,
  • этажность (№ этажа/количество этажей в здании) - цоколь/9,
  • год постройки – 1982 год,
  • материал стен – кирпич,
  •  
  • высота помещений - 2,6 м,
  • износ строения - 20%,
  • наличие коммуникаций: водоснабжение, канализация, центральное отопление, электроснабжение. 
    Рыночная стоимость объекта согласно отчету № 10-Н/26.03.2013/ от 26.03.2013 года, составленному Индивидуальным предпринимателем Ахметшиной Гузель Салаватовной, - 2610000 руб. 
    Сведения о передаче Объекта в аренду: 
    Наименование, назначение и площадь объекта: нежилые помещения цокольного этажа девятиэтажного жилого здания, бытовые услуги, 117,1 кв. м (номера помещений: 2, 3, 5, 6, 13, 15). 
    Реквизиты арендатора: Индивидуальный предприниматель Салынов Андрей Владимирович, 450099, г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, дом 13/3, квартира 56, ОГРН 306027615100015, ИНН 027610394457. 
    Договоры аренды объекта муниципального нежилого фонда: № 20578 от 19.09.2006 года (срок действия с 20.02.2006 г. по 15.02.2007 г.), № 20578.1 от 25.09.2007г., № 20578.2 от 02.04.2010 г.

Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России