Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:34, контрольная работа
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия, форма концепций приватизации ………………….........6
1.1 Сущность и основные понятия приватизации в РФ…………………..6
1.2 Основные принципы и назначение приватизации в России…………9
1.3 Законодательная основа приватизации в РФ…………………………12
2. Особенности приватизации в РФ…………………………………………….15
2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента……………………………………15
2.2 Объекты и субъекты приватизации …………………………………..27
2.3 Способы приватизации и процесс развития направления в РФ…….44
2.4 Основные преимущественные цели и этапы приватизации в РФ…..49
2.5 Положительные и отрицательные итоги приватизации в России…..52
3.Практическая часть. Приватизация жилья в городе Уфа, РБ……………….58
3.1Описание объекта приватизации……………………………………....58
3.2 Процедурное сопровождение документационной формы приватизации жилья……………………………………………………………..61
3.3 Практические рекомендации и направления совершенствования приватизации жилья……………………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….....72
Список использованной литературы…………………………………………...75
Таблица 4.
Объекты приватизации недвижимости в РБ
Объекты, включенные в Прогнозный план приватизации республиканского государственного имущества на 2006 год |
Доходы от приватизации |
ОАО “Бельский ДОК” в размере 0,0004% УК 1 квартал |
670 руб. |
ОАО “Сибайлеспром” - 0,4% УК 2 квартал |
195,01 тыс. руб. |
ОАО “Уфимское городское агентство ипотечное кредитования” 75% УК |
Исключен |
ОАО “Газподводстрой” 11,29%УК |
Исключен |
В табличной форме, указаны не все объекты приватизации 2006 года, имеется лишь общая информация о зачислении доходов приватизации в бюджет республики.
План приватизации объектов недвижимости в 2006 году реализован на 32,5%, только 3 объекта было приватизировано из 11 на сумму 36 700 тыс. руб. зачислено в доход бюджета республики в 2006 году – 26326,9 тыс. руб.
Не маловажный момент в приватизации
имеет более детальное рассмотрение понятия
субъекта приватизации. Следует понимать,
что субъектом приватизации является
продавцы, покупатели государственного
имущества, а также специально созданные
государственные органы. В субъектах России
создаются территориальные органы по
управлению
государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:
Продавцом федерального имущества, в
соответствии со статьей 6 закона, по специальному
поручению правительства Российской Федерации
от его имени, выступает специализированное
учреждение и назначенные им представители,
которые владеют переданными ему объектами
приватизации до момента их продажи, осуществляют
продажу объектов приватизации, ведут
учет подлежащих приватизации акций хозяйственных
обществ,
принадлежащих РФ, получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства. Ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.
Установленные федеральными законами
ограничения участия в гражданских отношениях
отдельных категорий физических и юридически
лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.
Необходимым стоит отметить важность способов приватизации, что является отличительной формой субъектов и объектов недвижимости. Постановка различий направления развития вопроса, видов приватизации остается актуальным, до сегодняшнего времени и остается одним из актуальных тем к рассмотрению в данном материале.
11 СЛАЙД. Основными критериями выбора, способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.
В учебной и научной литературе приватизацию принято определять как переход недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам.
Названные критерий обусловлены следующими способами приватизации, указанных на рисунке 2.
Рисунок 2. Способы приватизации
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных моментов, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:
Нельзя обойти и процесс акционирования,
как способ приватизации на первом этапе.
При этом огромную роль играли созданные
в то время
инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг таких, как акции. С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 года свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии акционирования. В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы, например, в декабре 1992 - июне 1993 года на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских акционерных обществ, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий номинал акций в старых ценах составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Определенные базовые идеи предусматривала, действующая модель приватизации 1992 года, которая является упором на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.
Приватизация в виде платной, предусматривает полный выкуп имущества по рыночной цене, представляет собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществляется очень медленно, поэтому за счет него невозможно быстро пополнить государственный бюджет.
Бесплатная приватизация, означающая
выдачу гражданам купонов, инвестиционных
вкладов. Ее необходимость была обоснована
двумя моментами. Она рассматривалась,
как способ восстановления общественной
справедливости, позволяющий вернуть
населению отобранную у него
собственность, а также как принудительная приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств, в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Румынии, России, Польше, Чехословакии.
Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения. Особенно велики такие скидки и льготы были в Югославии и России. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капитала вооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Требовательным моментом темы выступает
рассмотрение основных преимущественных
целей и этапов приватизации в России
и приведение к
реализации новых путей к решению вопросов, связанных с управлением собственности.
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе к неолиберальной модели регулирования экономики. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации большинство предприятий в регионах стали частными, достигнуть желаемых результатов при приватизации государственных предприятий не удалось:
Поэтому назрела необходимость пересмотра
приоритетов государственной политики
в области приватизации. Для достижения
поставленных целей необходима была разработка
и реализация новых подходов к решению
вопросов, связанных с управлением и распоряжением
государственным имуществом. Такие подходы
нашли отражение в новой концепции управления
государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации, разработанной
Министерством государственного имущества
Российской Федерации и одобренной постановлением
Правительства Российской Федерации от
09 сентября 1999 года № 1024.
Главной целью государственной политики
в области приватизации является проведение
процесса приватизации, результатом которого
должно стать кардинальное повышение
эффективности функционирования российских
предприятий и народно-хозяйственного
комплекса в целом.
Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России