Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия, форма концепций приватизации ………………….........6
1.1 Сущность и основные понятия приватизации в РФ…………………..6
1.2 Основные принципы и назначение приватизации в России…………9
1.3 Законодательная основа приватизации в РФ…………………………12
2. Особенности приватизации в РФ…………………………………………….15
2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента……………………………………15
2.2 Объекты и субъекты приватизации …………………………………..27
2.3 Способы приватизации и процесс развития направления в РФ…….44
2.4 Основные преимущественные цели и этапы приватизации в РФ…..49
2.5 Положительные и отрицательные итоги приватизации в России…..52
3.Практическая часть. Приватизация жилья в городе Уфа, РБ……………….58
3.1Описание объекта приватизации……………………………………....58
3.2 Процедурное сопровождение документационной формы приватизации жилья……………………………………………………………..61
3.3 Практические рекомендации и направления совершенствования приватизации жилья……………………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….....72
Список использованной литературы…………………………………………...75

Файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ готовая.docx

— 783.38 Кб (Скачать)

 

    1. Основные принципы и назначение приватизации в России

 

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений, по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Приватизация должна стать эффективным элементом экономической реформы в России. С другой стороны, инструментом государственного регулирования долговременного характера.

3 СЛАЙД. Основные цели приватизации в России при переходной экономике являются следующими:

 

  • Экономическая, ведет за собой повышение эффективности функционирования хозяйства.
  • Фискальная, увеличивает доход государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.
  • Социальная, обеспечение социальной стабильности.
  • Перераспределение экономических основ власти.

Приватизация как процесс изменения сущности государственной собственности является одним из элементов единой государственной политики по управлению государственной собственностью. Повышение эффективности функционирования государственной собственности требует совершенствования механизма ее управления.

4 СЛАЙД. Основными задачами в сфере управления государственной собственностью в России на сегодняшний день являются:

  1. Поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства, при условии существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для выполнения государственных функций и предусмотренного к приватизации,
  2. Переход к новой модели управления, сохраняемой государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне госрасходов на управление,
  3. Качественное повышение эффективности управления государственной собственностью с целью существенного увеличения доходов от - использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности и собственности субъекта РФ.

Процесс принятия решения по смене собственника органами государственного управления должен быть обоснован разносторонним  

анализом. Привлечение нового собственника имеет смысл только тогда, когда оно повысит эффективность деятельности данного хозяйствующего субъекта и, что еще более важно, увеличит удовлетворенность граждан государства результатами изменений в структуре собственности в экономике.

Если в обыденном употреблении понятия эффективность и результативность практически идентичны, то в научной литературе они несут различную смысловую нагрузку. По определению Дж. К. Лафта: “Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. То есть, выражаясь терминологией П. Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”. Другими словами понятие эффективность характеризует, прежде всего, степень удовлетворения нужд самой организации, в то время как результативность удовлетворение внешних потребностей, нужд общества за пределами организации.

Соответственно деятельность любого объекта исследования сводится к двум основным характеристикам: эффективности и социальной значимости. Показатель, характеризующий совокупный результат, как правило, именуется интегральной эффективностью относительный или интегральным эффектом.

Повышение эффективности приватизации государственной собственности зависит от использования методики расчета локальных и интегральных характеристик,  эффективности в процессе принятия решения о приватизации или отнесения пакетов акций акционерных обществ, государственных унитарных предприятий и учреждений, а также находящегося в них имущества,  к числу необходимого для выполнения государственных функций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Необходимо учесть, что принятие решения о сроках приватизации государственного имущества неразрывно связано с возможностью государства управлять находящимися в его собственности объектами с плановыми показателями эффективности, используемыми в методике расчета. Также рассматриваются потенциальные возможности качественного повышения эффективности управления государственной собственностью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности и собственности субъекта РФ.

Также необходимым к рассмотрению подлежит законодательная основа приватизации в РФ в качестве основных положений. Нормативно – правовая база, а именно гражданский кодекс РФ, представляет полноценную картину процессуальных моментов приватизации на современном этапе.

 

    1. Законодательная основа приватизации в РФ

 

5 СЛАЙД.Хорошо разработанные и продуманные законы, являются богатством любого государства. Одновременно они социально – экономическая  и политическая характеристика, важное составляющее его международного авторитета.

На сегодняшний день любой гражданин своей страны, будь то США, Евро Союз или Россия, не может в полной мере возлагаться на законодательную основу своей страны, это же касается и самой приватизации. Изданные законы, не являются устойчивой платформой для решения многих и ежедневных судебных споров. В данном разделе работы указаны основные положения и статьи на законодательном уровне  приватизации в России, а также процессы, связанные с их применением в условии процессуального характера.

 

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе “О приватизации”:

1.  Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Мин. имущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о  приватизации зависит от вида  приватизируемого объекта. Так же  предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе  в приватизации с обоснованием  такого решения направляется  заявителю.

3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

6 СЛАЙД. В законодательной основе о приватизации недвижимости на территории Российской Федерации, также имеется нормативно – правовая база, а именно Гражданский кодекс РФ:

 

  • Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”
  • Федеральный закон от 22.07.2008 №159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”:
  • Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
  • Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции”
  • Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 12.08.2002г. №585, №584, от 22.07.2002г. №549

Необходимым является обратить внимание на роль создания и возникновения приватизации в России как основного инструмента, для предметного взгляда и более детального рассмотрения основных процессов преобразования приватизации в РФ.

 

 

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ

2.1 Процесс создания и роль возникновения приватизации как основного социально – экономического инструмента

 

7 СЛАЙД. Во второй половине 1980 года в СССР была необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности. Доминирующее положение в ней по – прежнему должен был занимать государственный сектор, однако рядом с ним допускалось существование альтернативных форм собственности.

Первым практическим шагом в этом направлении стал принятый 19 ноября 1986 году закон “Об индивидуальной трудовой деятельности”, открывший дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда. Затем 26 мая 1988 года последовал закон ”О кооперации в СССР”. Кооперативное движение сразу же набрало высокие обороты. К 1990 году в стране насчитывалось 245 тыс. действующих кооперативов, в которых было занято более 6 млн. чел.

Одновременно в рамках концепции “рыночного социализма” предпринимались попытки оживить работу государственного сектора экономики. Закон 30 июня 1987 года “О государственном объединении предприятий” предоставил казенным предприятиям значительную самостоятельность, в том числе они получили право реализации части продукции на рынке по договорным ценам и свободного расходования вырученных средств. Таким образом, образовался канал перекачки государственных средств в негосударственный сектор. Другим таким каналом стали кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях.

Государство формально сохраняло титул собственника, но уже слабо контролировало хозяйственную бюрократию. В этих условиях стремительно разворачивается процесс спонтанной “номенклатурной приватизации”. По  

авторитетному мнению Е. Т. Гайдара, “размах номенклатурного разворовывания в 1990 - 1991 годах намного превосходил все, что мы имели на этой ниве в 1992 - 1994 годах. Система 1990 - 1991 годов с полной неопределенностью в правах на ложно государственную собственность, с полной безответственностью специально была создана, чтобы, не боясь ничего, не стесняясь ничем, обогащаться”.

8 СЛАЙД. Первым нормативным актом, долженствовавшим ввести процесс в законные рамки, стал закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, принятый 3 июля 1991 году. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В ноябре 1991 года Е. Т. Гайдар встал во главе правительства реформаторов. Однако все его усилия, направленные на ускорение процессов приватизации наталкивались на стойкое сопротивление парламента. Реакцией на оказываемое противодействие стал вышедший 29 января 1992 года указ президента РФ Б. Н. Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”. Указ ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную. Все государственные предприятия России были разделены на три группы: мелкие до 200 человек, работающих и стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года, менее 1 млн. руб., средние соответственно от 200 до 1000 человек и до 50 млн. руб. и крупные свыше 1000 человек и 50 млн. руб.

Информация о работе Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России